Семь металлов древности
|
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Введение. Металлы и сплавы,
известные в древности и в средние века. Алхимия – прообраз химии. Практическая работа с коллекциями |
1 | 1 |
2 | Общие свойства металлов. Практическая работа по теме «Электрохимический ряд металлов» |
1 | 1 |
3 | Главный металл современности
– железо. Лабораторная работа «Исследование свойств руд железа» |
1 | 1 |
4 | «Царь металлов» – золото. Лабораторная работа «Растворение золота в царской водке» |
1 | 1 |
5 | Музыкальный металл с острова
Кипр – медь. Лабораторная работа «Выращивание кристаллов медного купороса» |
1 | 1 |
6 | «Хрустальный» металл – свинец. Решение расчетных задач на получение металлов из руд |
1 | 1 |
7 | Металл, болеющий чумой, а также
повелитель консервной банки – олово. Лабораторная работа «Изучение перехода олова из одной аллотропной модификации в другую». Решение задач |
1 | 1 |
8 | Ртуть – «растворитель»
металлов. Работа с информационными источниками |
1 | 1 |
9 | «Доктор» от металлов –
серебро. Лабораторная работа «Проведение опытов с соединениями серебра» |
1 | 1 |
10 | Итоговый урок. Выставка газет. Игра-зачет «Брейн-ринг» между командами по теме «Металлы» |
2 | |
Итого 20 ч | 11 | 9 |
Краткое содержание курса
Занятие 1. Введение. Металлы и сплавы, известные в древности и в средние века. Алхимия – прообраз химии (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Век медный, век бронзовый. Использование металлов в древнем мире и в средние века. Алхимия и алхимики. Характеристика уровня химических знаний в период алхимии. Алхимические представления о металлах. «Философский камень», алхимические знаки. Открытия алхимиков.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение рисунков-репродукций с изображением древних металлических орудий труда, украшений, предметов обихода и мастерских алхимиков с целью ознакомления с лабораторным оснащением и производимыми химическими операциями. Работа с коллекциями «Металлы и сплавы», «Горные породы и минералы», шкалой твердости.
Лабораторная работа «Изучение некоторых физических свойств сплавов».
Занятие 2. Общие свойства металлов (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Общая характеристика металлов, строение кристаллических решеток, особенности металлической связи. Физические и химические свойства металлов.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение кристаллических решеток металлов на моделях. Изучение физических свойств металлов на образцах.
Лабораторная работа «Электрохимический ряд металлов».
Занятие 3. Главный металл современности – железо (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Железо – «небесный металл». Железо в древней мифологии. Самородное железо, железосодержащие минералы. Железный век. История развития металлургии. Краски на основе железа. Железо и здоровье человека.
П р а к т и к а (1 ч). Лабораторная работа «Исследование свойств руд железа (магнитный, бурый, красный железняки)». Качественное определение ионов железа.
Занятие 4. «Царь металлов» – золото (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Золото в природе. Золото – металл ювелиров и банковских кладовых. Особенности физических и химических свойств золота. Черное и разноцветное золото. Древняя профессия золота связана с медициной (имплантанты).
П р а к т и к а (1 ч). Работа с печатными материалами по современному применению золота. Мини-конференция.
Лабораторная работа: 1) приготовление «алхимического золота»; 2) растворение золота в «царской водке».
Занятие 5. Музыкальный металл с острова Кипр – медь (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). «Кипрская руда». Особенности свойств меди и ее сплавов. Художественная бронза (Царь-колокол, Царь-пушка, бронзовые памятники). «Певкая медь» – колокольная бронза. Малахит. «Ярь-медянка».
П р а к т и к а (1 ч). Лабораторная работа: 1) закладка опыта по выращиванию кристаллов медного купороса; 2) чернение меди; 3) «медная шуба» – реакция замещения; 4) качественные реакции на ион меди.
Занятие 6. «Хрустальный» металл – свинец (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Применение свинца в древнем мире. Свинцовые водопроводы, возможно, явились причиной гибели Римской империи. Свинец – яд! Свинец – лучший радиопротектор. Почему чернеют со временем шедевры мировой живописи? Свинцовые письма. Хрусталь.
П р а к т и к а (1 ч). Решение задач на получение металлов из руд.
Занятие 7. Металл, болеющий чумой, а также повелитель консервной банки – олово (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Особенности физических и химических свойств. Аллотропные видоизменения. Белое и серое олово. Почему погибла полярная экспедиция Роберта Скотта? Проделки «оловянной чумы». Проблема консервных банок. Оловянная бронза. «Сусальное золото».
П р а к т и к а (1 ч). Лабораторная работа «Изучение перехода олова из одной аллотропной модификации в другую».
Занятие 8. Ртуть – «растворитель» металлов (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Ртуть в природе. Самородная ртуть. Амальгамы металлов. «Гремучая ртуть». Ртуть – яд, она же – лекарство. Почему Иван был Грозным?
П р а к т и к а (1 ч). Работа с информационными источниками, консультации по подбору материала для оформления газет.
Занятие 9. «Доктор» от металлов – серебро (2 ч)
Т е о р и я (1 ч). Серебро в природе, физические и химические свойства. Аргентина и аргентум. Серебро – лучший проводник тепла и электрического тока. «Гремучее серебро». О зеркалах. Фотография началась с серебра. Почему армия Александра Македонского была «вооружена» серебряными ложками и кубками. «Серебряная» вода.
П р а к т и к а (1 ч). Лабораторная работа: 1) проведение реакции «серебряного зеркала»; 2) качественные реакции на ион серебра.
Занятие 10. Подведение итогов (2 ч)
Выставка газет по теме «Многоликие металлы».
Проведение игры «Брейн-ринг» по теме «Металлы».
Методическое обеспечение курса
Формы учебных занятий. Лекция, семинар, мини-конференция, практические занятия – расчетные, экспериментальные, игровые.
Техническое обеспечение.
1. Коллекции «Металлы и сплавы», «Горные породы и минералы», шкала твердости Мооса.
2. Модели кристаллических решеток металлов.
3. Реактивы: металлы (магний, цинк, железо, медь, свинец, олово), кислоты (серная, азотная, соляная, фосфорная), соли (сульфаты, хлориды, нитраты вышеуказанных металлов, нитрат серебра, ацетат свинца, тиоцианат калия).
4. Оборудование: спиртовки, штативы, пробирки, мерная посуда.
5. Иллюстрации, рисунки, репродукции картин, фотографии с изображениями мастерских алхимиков, художественными изделиями из металлов.
Статья подготовлена при поддержке компании «РусМетГрупп». Если Вы решили избавиться от старой чугунной ванны или прочего металлолома, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «РусМетГрупп». Перейдя по ссылке: «приём металлолома в Москве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать демонтаж и вывоз металлолома по выгодной цене. В компании «РусМетГрупп» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы демонтажа металлоконструкций.
Л и т е р а т у р а
Малышкина В.А. Занимательная химия. СПб.: Тригон, 2001; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993; Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002; Книга для чтения по неорганической химии. Сост. В.А.Крицман. М.: Просвещение, 1984; Николаев Л.А. Первые в рядах элементов. М.: Просвещение, 1983; Гофман К. Можно ли сделать золото? Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1987; Потемкин С.В. 79-й. Благородный. М.: Недра, 1988; Венецкий С.И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1988; Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1995; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2002.