КРИЗИС ШКОЛЬНОГО
|
|
Падение у учащихся интереса к химии выражается, в частности, в заметном уменьшении в последние 10–15 лет конкурса среди абитуриентов, поступающих в вузы на химические специальности.
Можно говорить о возможности наступления кризиса в преподавании химии в школе или даже уже о наступлении такого кризиса.
Причины кризиса, по-моему, состоят в следующем.
1. В нашей стране фактически отсутствует направленная пропаганда химических знаний как среди населения в целом, так и среди молодежи в частности. Нет общегосударственных мероприятий, возбуждающих и развивающих интерес у учащихся к химии (таких, например, как ежегодные недели химии в США, организуемые Американским химическим обществом).
И это в то время, когда у населения наблюдается сильнейшая хемофобия. Эта хемофобия обусловлена многими причинами, но нельзя не отметить большой «вклад», который вносят в ее формирование СМИ (телевидение, газеты, различные глянцевые журналы). Из-за плохого изучения химии в школе многие работники телевидения и сотрудники газет и журналов сами плохо понимают азы современной химии и поэтому ошибочно излагают ее достижения и проблемы.
2. Резкое сокращение числа учебных часов на изучение химии в средней школе, которое уже произошло и намечено в ближайшем будущем. В настоящее время основной курс рассчитан на 2 года (8-й и 9-й классы) по 2 часа в неделю. Включение в программу 10-х и 11-х классов химии как учебного предмета планируется только в ограниченном числе школ, там, где будут выбраны немногочисленные «профили», в которых более или менее серьезное изучение химии сохранится.
В результате химию будут изучать менее 15% учащихся 10-х и 11-х классов, хотя совершенно не ясно, специалисты каких профессий будут востребованы в нашей стране через 15–20 лет.
Можно отметить еще и тот факт, что среди выпускных экзаменов в школах химия в настоящее время встречается весьма редко, а это приводит к низкому уровню химических знаний многих выпускников средних школ.
3. Непродуманным был переход в 1990-х гг. от линейной четырехгодичной к концентрической системе изучения химии в средних школах нашей страны. В биологии, математике и физике этого перехода не произошло.
4. Уменьшение часовой нагрузки учителей-химиков привело к уменьшению их и так небольшой зарплаты. Это привело к оттоку многих наиболее активных учителей из школы. Наблюдается быстрое старение учителей-химиков, среди них велик процент пенсионеров. Как я могу судить по многочисленным встречам с учителями химии разных регионов России, среди учителей химии довольно мало мужчин.
5. К ухудшению уровня химического образования в школе приводит фактическое исчезновение домашних заданий по химии. Учителям химии не доплачивают за проверку домашних тетрадей, и поэтому часто они не задают письменных домашних заданий и не проверяют работу учащихся дома.
6. Химия в средней школе все больше становится «меловым» предметом, из его преподавания исчезает эксперимент. Во многом это связано с тем, что в химических кабинетах школ практически не осталось лаборантов, а без них химический эксперимент в школе учителю вести тяжело.
«Убойным» для выпускников средней школы оказывается, например, такой вопрос: как без использования каких-либо реактивов определить, в каком из трех имеющихся сосудов находится концентрированная серная кислота, в каком – концентрированная соляная кислота, а в каком – концентрированная азотная кислота?
А в химии, как всем известно, очень многое зависит от умения грамотно обращаться с химическими реактивами, от наличия практического навыка работы с химическими веществами.
7. Из перечня допустимых в школе реактивов изъято большинство неорганических и органических соединений, которыми до настоящего времени могут оперировать учащиеся стран и Западной Европы, и США и которые еще 15–20 лет назад хранились и использовались в химических кабинетах наших средних школ. Выглядит непродуманным и ошибочным требование органов МВД последнего года отнести серную и соляную кислоты (впрочем, как и ацетон, и красный фосфор) к числу прекурсоров при изготовлении наркотиков и проводить работу с этими реактивами в условиях строгого документального контроля расхода каждого грамма вещества. Хорошо еще, что не отнесли к числу прекурсоров при изготовлении наркотиков воду!
8. Из-за отсутствия реактивов стало почти невозможно привлекать в химию учащихся, улучшать их знания химии за счет внеклассной кружковой экспериментальной работы.
Выхолащивается важность приобретения учащимися на уроках важнейших экспериментальных навыков, не обеспечивается воспитание «чувства вещества».
Экспериментальная работа в химических кружках подменена организацией викторин, тематических концертов и т.д. или кружков по решению задач (да и такая внеклассная работа проводится далеко не во всех школах). Предлагаемые учащимся расчетные задачи часто никак не связаны с реальной химией.
9. На преподавание химии отрицательно влияет насаждаемая тестовая система проверки знаний.
Могу отметить, что мне ни разу не встречались предлагаемые учащимся комплекты тестовых заданий самого разного уровня, в которых не было бы тех или иных химических ошибок, часто довольно грубых.
10. Падение интереса к химии среди молодежи связано не только с уровнем преподавания химии в школе, но и с низкой заработной платой инженеров-химиков, работающих на химических производствах, научных сотрудников в институтах РАН (в том числе и химического профиля) и в университетах. Бесперспективность решения жилищных проблем у молодых талантливых выпускников химических вузов приводит их к вынужденному отъезду за рубеж.
Очевидно, что для успешного развития России в ближайшие десятилетия крайне важно обеспечить высокий уровень преподавания химии в школе и привлекать в научно-исследовательскую и производственную деятельность хорошо подготовленных выпускников средних школ.
Хотелось бы надеяться, что естественно-научная и прежде всего химическая общественность нашей страны приложит все усилия для того, чтобы кризис химического школьного образования в наших школах был преодолен – и преодолен как можно быстрее.
Статья подготовлена при поддержке компании «РусЭксперт». Если Вам нужно получить допуск СРО или повысить квалификацию своих сотрудников, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «РусЭксперт». Перейдя по ссылке: «знаем всё о СРО», вы сможете, не вставая со своего кресла, получить подробную информацию о повышении квалификации Ваших работников с помощью курсов, организованных компанией «РусЭксперт». Компания «РусЭксперт» имеет штат профессиональных специалистов, не боящихся трудностей в обучении персонала.