Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2008

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

ХИМИЯ В БЫТУ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА • 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа (17 ч) предназначена для учащихся 9-х классов (рассчитана на 0,5 ч в неделю). Темы для занятий выбраны из окружающей жизни, они позволяют на конкретных примерах осуществлять экономическое и экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта. Почти половина часов отводится на практические исследования. Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную активность учащихся. Учащиеся на каждом занятии усваивают полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного их применения в повседневной жизни.

Основные цели курса. Стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.

Требования к результатам
усвоения материала элективного курса

Учащиеся должны знать:

• правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;

• месторождения, способы получения и лечебные свойства минеральных вод;

• свойства, значение и применение поваренной соли, пищевой соды и других солей, применяемых в быту;

• правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;

• химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;

• правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование.

Учащиеся должны уметь:

• оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения;

• объяснить, основываясь на знаниях о составе и свойствах воды, поваренной соли, соды, перманганата калия, нашатырного спирта, в каких случаях и для чего можно применять эти вещества;

• применять бытовые химикаты по их назначению;

• правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;

• правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;

• правильно применять лекарственные препараты и уметь их приготовить из природных компонентов (лекарственных растений).

Оценка результатов производится не только учителем, но и самими ребятами (самооценка учащихся) – в конце каждой темы и итоговая.

Оцениванию подлежит:

• знание основных понятий темы;

• умение адекватно их применять;

• применение технических навыков;

• активное участие в работе.

Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях.

Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, экскурсии, химические тематические вечера, рефераты, самостоятельные работы, конференции, консультации.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия Тема Число часов
теория практика
1 Изучение правил техники безопасности при обращении с бытовыми химикатами 1
2 Вода 1 1
3 Соли 1 1
4 Лакокрасочные материалы, клеи 2
5 Моющие средства 1 1
6 Парфюмерия и косметика 1 1
7 Химический состав пищи 2 1
8 Лекарства 2 1
Итого 11 6

ПРОГРАММА

Т е м а 1. Техника безопасности
при обращении с бытовыми химикатами
(1 ч)

Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.

Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.

Т е м а 2. Вода (2 ч)

Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.

Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.

Внеклассное мероприятие на тему «Вода».

(Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)

Т е м а 3. Соли (2 ч)

Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.

Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.

Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой.

(Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь.)

Т е м а 4. Лакокрасочные материалы, клеи (2 ч)

Цель. Познакомить учащихся с многообразием химических веществ, применяющихся при строительстве и ремонте жилья, а также с пищевыми красителями.

Содержание. Классификация лакокрасочных материалов, их состав и назначение. Пищевые красители в домашних условиях. Классификация клеев, их состав и назначение. Выбор клея для различных материалов. Удаление пятен от лакокрасочных материалов и клея.

(Основные понятия: лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители.)

Т е м а 5. Моющие средства (2 ч)

Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.

Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.

Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях.

(Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)

Т е м а 6. Парфюмерия и косметика (2 ч)

Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.

Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.

Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.

(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)

Т е м а 7. Химический состав пищи (3 ч)

Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.

Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д. Витамины.

Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.

(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.)

Т е м а 8. Лекарства (3 ч)

Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.

Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.

Экскурсия в аптеку.

(Основные понятия: лекарственные препараты, правила применения лекарств, лекарственные растения.)

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я

Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1978; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992; Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986; Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии. М.: Просвещение, 1985; Войтович В.А. Химия в быту. М.: Знание, 1980; Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: Просвещение, 1984; Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1996; Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия для вас. М.: Химия, 1984.

Г.Д.МАКСИМОВА,
учитель химии школы № 9
(г. Вязники, Владимирская обл.)

Рейтинг@Mail.ru