Ученые-химики
о проблемах науки и образования
На XVIII Менделеевском съезде ученые
обсуждали
не только новые научные открытия,
но и не решенные пока проблемы
отечественной науки и образования.
Юбилейный
Менделеевский съезд, состоявшийся осенью
2007 г., ознаменовал столетие этих научных
форумов: первый съезд химиков собрался в декабре
1907 г. и был посвящен памяти великого русского
ученого, скончавшегося незадолго до этого.
С тех пор Менделеевские съезды стали заметным
событием в отечественной химии, регулярно
собирая вместе цвет российской и зарубежной
химической науки. Нынешний, XVIII съезд, как
отметили его организаторы, стал началом
программы мероприятий, посвященных
приближающемуся 175-летнему юбилею Д.И.Менделеева.
Как обычно, на съезде работало около десяти
секций по разнообразным аспектам химической
науки. Самые интересные и животрепещущие
проблемы бы-ли вынесены на пленарные заседания,
на которых выступали ведущие отечественные и
зарубежные ученые. Первое пленарное заседание
открылось докладом Нобелевского лауреата
Жана-Мари Лена: «Перспективы химической науки: от
супрамолекулярной химии к изучению динамических
структур». Сегодня, в эпоху бурного развития
нанотехнологий, особенно важны те направления
науки (физики, химии, биологии), которые изучают
структуру и свойства не только простых и сложных
молекул, но и исследуют, что гораздо интереснее и
важнее сейчас, надмолекулярные комплексы и
молекулярные ансамбли, их поведение,
закономерности существования. Интересно
отметить – нано-структурам, их свойствам,
получению и применению на съезде было посвящено
немало докладов (и не только в рамках специальной
секции, но и на других заседаниях), что в целом
соответствует сегодняшнему повышенному
вниманию к нанотехнологиям.
О значении химии как прикладной дисциплины,
имеющей огромное значение для современного
общества, много говорится на каждом
Менделеевском съезде, начиная с самого первого.
Именно об этом практическом аспекте научных
разработок, их роли в жизни столичного
мегаполиса рассказал в своем выступлении мэр
Москвы Ю.М.Лужков. Будучи химиком по образованию
(Юрий Михайлович, в частности, много лет
проработал на руководящих должностях в
Минхимпроме), он прекрасно понимает, как нужна
химия большому городу, какие насущные задачи
могут быть решены с помощью прикладных
исследований столичных химиков. И многие из
них уже дали практические результаты: так, Лужков
отметил важные для города разработки, связанные
с новыми, экологичными методами очистки питьевой
воды; например, уже начали функционировать
станции водоподготовки, использующие
озонирование. Очень важна и проблема очистки
сточных промышленных и бытовых вод – ежедневный
объем водосброса в Москве составляет 6 млн
кубометров, и новые разработки в этой области
позволяют более эффективно очищать стоки.
Полезны для города исследования ученых в области
синтеза лекарств, создания новых видов топлива и
др. Однако, помимо отдельных успешных внедрений,
проблема общего роста производства в химической
отрасли стоит сегодня в России очень остро, и
столичный градоначальник привел весьма
тревожащие цифры: «Как утверждается в
предполагаемых планах, потенциал нашей
химической промышленности к 2015 году должен
возрасти в 1,6 раза – казалось бы, неплохо.
Однако посмотрим на эти цифры с другой стороны:
доля химической индустрии в экономике страны –
6%, в то время как в развитых странах Запада –
15–20%; в Китае она составляет 23%, причем рост
инвестиций здесь только в этом году составил 36%!
Поэтому с нашими объемами и темпами их
увеличения мы, вероятнее всего, будем лишь
наращивать отставание… Такая вот грустная
картина. И ее надо кардинально менять».
Большой и важной темой,
обсуждавшейся на Менделеевском съезде, было
состояние и развитие химического образования.
Разговор об этом начал на первом пленарном
заседании ректор Московского университета
академик В.А.Садовничий. Он очень обстоятельно
проанализировал недавнюю, «новейшую историю»
перестроечных процессов в отечественной науке и
образовании: период обвального сокращения
финансирования в 1990-е годы, эксперименты с
реформированием в начале нового столетия. Он
отметил, что в последнее время наметилось
улучшение контактов образовательного
сообщества с властью, которая начинает
поворачиваться в сторону назревших здесь
проблем, начинает принимать меры для их решения.
А проблем немало: одна из них – ситуация с
математикой, преподавание которой в вузах
по-прежнему не улучшается, а руководители
российского школьного образования начинают
поговаривать об исключении этого предмета из
экзаменов (ЕГЭ) по той причине, что 20–25% получают
по нему двойки (!). Еще одна проблема –
тенденция к уменьшению часов на предметы
естественно-научного цикла: физику, химию,
биологию. Как положительный момент академик
Садовничий отметил организацию в Академии наук
Комиссии для экспертизы школьных учебников,
которая активно взялась за дело.
Подчеркнув, что таланты надо искать в школе,
Виктор Антонович обратил внимание на расширение
в последнее время олимпиадного движения,
способствующего выявлению и поощрению одаренных
ребят. Он привел и один из последних ярких
примеров – Международную химическую олимпиаду,
проходившую нынешним летом в Москве (на базе
химического факультета МГУ), на которой
российская команда показала блестящие
результаты. Еще одним новым и ярким
мероприятием должны стать фестивали науки, по
задумке также призванные привлечь внимание
молодежи к образованию, способствовать
популяризации науки. Первый из них прошел в
университете в 2006 г., а второй, в котором
приняли участие уже многие московские вузы, в
октябре 2007 г.
На заседании секции по химическому образованию
более подробную картину в этой области нарисовал
декан химического факультета МГУ академик
Валерий Васильевич Лунин. Он рассказал о системе
химических олимпиад, созданной и существующей в
России; победитель всероссийской олимпиады
имеет право поступать в любой вуз без экзаменов.
В настоящее время готовится новый закон об
олимпиадах, где будут регламентированы все
касающиеся этого вопросы.
Академик Лунин как председатель подкомиссии по
экспертизе учебников по химии рассказал о
результатах изучения 30 школьных пособий. Он
отметил, что основные химические понятия и
законы изложены во всех исследованных книгах
достаточно адекватно, однако современные
достижения химической науки представлены весьма
неодинаково – лишь в 11 из них уровень
соответствует современному. По результатам
экспертизы ряд учебников был отправлен на
доработку, а некоторые не рекомендованы к
использованию. По мнению Валерия Васильевича,
такое обилие учебников излишне: было бы
целесообразно провести конкурс и оставить для
активного использования в школах 2–3 комплекта
учебников по химии.
|
Академик В.В.Лунин рассказал, как
ученые химфака
участвуют в решении проблем химического
образования
|
Химический факультет и его сотрудники
активно участвуют в создании методического
обеспечения для олимпиад: в последние несколько
лет было издано немало сборников задач,
материалов и пособий для подготовки к
олимпиадам. Кроме того, уже организованы
дистанционные курсы для подготовки абитуриентов
и школьников к экзаменам по химии (на сайте
химфака, http://www.chem.msu.su/rus/abitur/dl/?from=weldept).
В настоящее время назрела проблема
организации образовательного канала, который
мог бы транслироваться по телевидению и через
Интернет.
Большой интерес участников секции вызвал
доклад доктора химических наук С.С.Бердоносова
(химфак МГУ) о кризисном состоянии школьного
химического образования. Бердоносов знает об
этом из собственного многолетнего опыта: на
химическом факультете МГУ он в начале 1970-х гг.
был основным организатором и в течение 30 лет
бессменным руководителем «Школы юного химика»,
подготовившей к поступлению на факультет МГУ и в
другие химические вузы сотни школьников,
увлеченных химией. Кроме того, более 20 лет он
преподает химию в специальном гимназическом
классе московской школы № 171. Основные положения
доклада С.С.Бердоносова «Кризис школьного
химического образования: наступает или уже
наступил?..» будут опубликованы в следующем
номере.
У химического образования и науки в целом еще
немало проблем, которые не решить в одночасье,
поэтому необходимо пользоваться любой
возможностью, любой подходящей трибуной (а
трибуна Менделеевского съезда – одна из лучших,
здесь собирается заинтересованная,
профессиональная аудитория), чтобы не только
говорить о насущных проблемах, но и собирать
единомышленников в авторитетную и действенную
группу, способную повлиять на их решение. |