Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2008

ОТ РЕДАКЦИИ

Ученые-химики
о проблемах науки и образования

На XVIII Менделеевском съезде ученые обсуждали
не только новые научные открытия,
но и не решенные пока проблемы
отечественной науки и образования.

Юбилейный Менделеевский съезд, состоявшийся осенью 2007 г., ознаменовал столетие этих научных форумов: первый съезд химиков собрался в декабре 1907 г. и был посвящен памяти великого русского ученого, скончавшегося незадолго до этого. С тех пор Менделеевские съезды стали заметным событием в отечественной химии, регулярно собирая вместе цвет российской и зарубежной химической науки. Нынешний, XVIII съезд, как отметили его организаторы, стал началом программы мероприятий, посвященных приближающемуся 175-летнему юбилею Д.И.Менделеева.

Как обычно, на съезде работало около десяти секций по разнообразным аспектам химической науки. Самые интересные и животрепещущие проблемы бы-ли вынесены на пленарные заседания, на которых выступали ведущие отечественные и зарубежные ученые. Первое пленарное заседание открылось докладом Нобелевского лауреата Жана-Мари Лена: «Перспективы химической науки: от супрамолекулярной химии к изучению динамических структур». Сегодня, в эпоху бурного развития нанотехнологий, особенно важны те направления науки (физики, химии, биологии), которые изучают структуру и свойства не только простых и сложных молекул, но и исследуют, что гораздо интереснее и важнее сейчас, надмолекулярные комплексы и молекулярные ансамбли, их поведение, закономерности существования. Интересно отметить – нано-структурам, их свойствам, получению и применению на съезде было посвящено немало докладов (и не только в рамках специальной секции, но и на других заседаниях), что в целом соответствует сегодняшнему повышенному вниманию к нанотехнологиям.

О значении химии как прикладной дисциплины, имеющей огромное значение для современного общества, много говорится на каждом Менделеевском съезде, начиная с самого первого. Именно об этом практическом аспекте научных разработок, их роли в жизни столичного мегаполиса рассказал в своем выступлении мэр Москвы Ю.М.Лужков. Будучи химиком по образованию (Юрий Михайлович, в частности, много лет проработал на руководящих должностях в Минхимпроме), он прекрасно понимает, как нужна химия большому городу, какие насущные задачи могут быть решены с помощью прикладных исследований столичных химиков. И многие из них уже дали практические результаты: так, Лужков отметил важные для города разработки, связанные с новыми, экологичными методами очистки питьевой воды; например, уже начали функционировать станции водоподготовки, использующие озонирование. Очень важна и проблема очистки сточных промышленных и бытовых вод – ежедневный объем водосброса в Москве составляет 6 млн кубометров, и новые разработки в этой области позволяют более эффективно очищать стоки. Полезны для города исследования ученых в области синтеза лекарств, создания новых видов топлива и др. Однако, помимо отдельных успешных внедрений, проблема общего роста производства в химической отрасли стоит сегодня в России очень остро, и столичный градоначальник привел весьма тревожащие цифры: «Как утверждается в предполагаемых планах, потенциал нашей химической промышленности к 2015 году должен возрасти в 1,6 раза – казалось бы, неплохо. Однако посмотрим на эти цифры с другой стороны: доля химической индустрии в экономике страны – 6%, в то время как в развитых странах Запада – 15–20%; в Китае она составляет 23%, причем рост инвестиций здесь только в этом году составил 36%! Поэтому с нашими объемами и темпами их увеличения мы, вероятнее всего, будем лишь наращивать отставание… Такая вот грустная картина. И ее надо кардинально менять».

Большой и важной темой, обсуждавшейся на Менделеевском съезде, было состояние и развитие химического образования. Разговор об этом начал на первом пленарном заседании ректор Московского университета академик В.А.Садовничий. Он очень обстоятельно проанализировал недавнюю, «новейшую историю» перестроечных процессов в отечественной науке и образовании: период обвального сокращения финансирования в 1990-е годы, эксперименты с реформированием в начале нового столетия. Он отметил, что в последнее время наметилось улучшение контактов образовательного сообщества с властью, которая начинает поворачиваться в сторону назревших здесь проблем, начинает принимать меры для их решения. А проблем немало: одна из них – ситуация с математикой, преподавание которой в вузах по-прежнему не улучшается, а руководители российского школьного образования начинают поговаривать об исключении этого предмета из экзаменов (ЕГЭ) по той причине, что 20–25% получают по нему двойки (!). Еще одна проблема – тенденция к уменьшению часов на предметы естественно-научного цикла: физику, химию, биологию. Как положительный момент академик Садовничий отметил организацию в Академии наук Комиссии для экспертизы школьных учебников, которая активно взялась за дело.

Подчеркнув, что таланты надо искать в школе, Виктор Антонович обратил внимание на расширение в последнее время олимпиадного движения, способствующего выявлению и поощрению одаренных ребят. Он привел и один из последних ярких примеров – Международную химическую олимпиаду, проходившую нынешним летом в Москве (на базе химического факультета МГУ), на которой российская команда показала блестящие результаты. Еще одним новым и ярким мероприятием должны стать фестивали науки, по задумке также призванные привлечь внимание молодежи к образованию, способствовать популяризации науки. Первый из них прошел в университете в 2006 г., а второй, в котором приняли участие уже многие московские вузы, в октябре 2007 г.

На заседании секции по химическому образованию более подробную картину в этой области нарисовал декан химического факультета МГУ академик Валерий Васильевич Лунин. Он рассказал о системе химических олимпиад, созданной и существующей в России; победитель всероссийской олимпиады имеет право поступать в любой вуз без экзаменов. В настоящее время готовится новый закон об олимпиадах, где будут регламентированы все касающиеся этого вопросы.

Академик Лунин как председатель подкомиссии по экспертизе учебников по химии рассказал о результатах изучения 30 школьных пособий. Он отметил, что основные химические понятия и законы изложены во всех исследованных книгах достаточно адекватно, однако современные достижения химической науки представлены весьма неодинаково – лишь в 11 из них уровень соответствует современному. По результатам экспертизы ряд учебников был отправлен на доработку, а некоторые не рекомендованы к использованию. По мнению Валерия Васильевича, такое обилие учебников излишне: было бы целесообразно провести конкурс и оставить для активного использования в школах 2–3 комплекта учебников по химии.

Академик В.В.Лунин рассказал, как ученые химфака участвуют в решении проблем химического образования
Академик В.В.Лунин рассказал, как ученые химфака
участвуют в решении проблем химического образования

Химический факультет и его сотрудники активно участвуют в создании методического обеспечения для олимпиад: в последние несколько лет было издано немало сборников задач, материалов и пособий для подготовки к олимпиадам. Кроме того, уже организованы дистанционные курсы для подготовки абитуриентов и школьников к экзаменам по химии (на сайте химфака, http://www.chem.msu.su/rus/abitur/dl/?from=weldept). В настоящее время назрела проблема организации образовательного канала, который мог бы транслироваться по телевидению и через Интернет.

Большой интерес участников секции вызвал доклад доктора химических наук С.С.Бердоносова (химфак МГУ) о кризисном состоянии школьного химического образования. Бердоносов знает об этом из собственного многолетнего опыта: на химическом факультете МГУ он в начале 1970-х гг. был основным организатором и в течение 30 лет бессменным руководителем «Школы юного химика», подготовившей к поступлению на факультет МГУ и в другие химические вузы сотни школьников, увлеченных химией. Кроме того, более 20 лет он преподает химию в специальном гимназическом классе московской школы № 171. Основные положения доклада С.С.Бердоносова «Кризис школьного химического образования: наступает или уже наступил?..» будут опубликованы в следующем номере.

У химического образования и науки в целом еще немало проблем, которые не решить в одночасье, поэтому необходимо пользоваться любой возможностью, любой подходящей трибуной (а трибуна Менделеевского съезда – одна из лучших, здесь собирается заинтересованная, профессиональная аудитория), чтобы не только говорить о насущных проблемах, но и собирать единомышленников в авторитетную и действенную группу, способную повлиять на их решение.

Рейтинг@Mail.ru