Удивительный мир
|
№ занятия | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение (2 ч). Из истории косметики. Группы косметических средств. Изучение состава образцов косметических средств |
. 1 |
. . 1 |
2–4 | Тема 1. Основные явления и
понятия в косметологии (6 ч). Диффузия, осмос. Растворы, гели, эмульсии, суспензии в косметике. Наблюдение явления диффузии, осмотических явлений, приготовление растворов, эмульсий, суспензий |
. 3 |
. . 3 |
5–8 | Тема 2. Строение и физиология
кожных покровов, волоса, ногтей (8 ч). Строение эпидермиса, дермы. Понятие о кислотно-щелочном балансе. Проницаемость кожи. Строение волоса. Строение ногтевой пластинки. Влияние различных факторов на здоровье волос и ногтей. Определение типа и рН кожи. Определение рН косметических средств. Микроскопическое изучение образцов кожи, волоса, ногтевой пластинки |
. . 4 |
. . . .4 |
9–18 | Тема 3. Сырье для косметики
(основные ингредиенты косметических средств и их
воздействие на кожные покровы, волосы) (20 ч). Спирты, кислоты, жироподобные вещества, натуральные жиры и масла, аминокислоты, витамины, гормоны. Липосомы и наносомы. Понятие о дезинфицирующих и консервирующих веществах. Антиоксиданты. Белки и аминокислоты. Витамины и гормоны в косметике. Мини-конференция. Качественные реакции на многоатомные спирты, карбоновые кислоты, углеводы, белки, непредельные жирные кислоты. Экспериментальное изучение химических свойств некоторых спиртов, кислот, жиров. Изучение свойств жироподобных веществ (вазелина, парафина, озокерита). Получение натуральных масел из природного сырья. Изучение состава косметических средств, содержащих аминокислоты и белки |
. . . 12 1 |
. . . . . 7 |
19–25 | Тема 4. Подбор и правильное
использование косметических средств (14 ч). Подбор кремов для лица в соответствии с типом кожи. Виды кремов. Основные ингредиенты. Солнцезащитные кремы, «загарные» средства. Уход за волосами, пути устранения косметических недостатков волос. Шампуни, кондиционеры, ополаскиватели для волос. Окраска и осветление волос. Деловая игра. Изучение свойств образцов косметических средств для ухода за кожей, волосами, окраска образцов волос. Экспериментальное изучение влияния различных образцов шампуней на волосы. Приготовление масок для волос из натуральных продуктов |
. . 6 2 |
. . . . . . . . . . 6 |
26–29 | Тема 5. Обзор декоративной
косметики (8 ч). Губная помада, блеск для губ, виды пудры, средства для глаз, их состав. Уход за ногтями. Основа под лаки, виды лаков, закрепители, средства для укрепления ногтей. Экспериментальное (в том числе органолептическое – для помад) изучение разных видов помады, пудры, лаков. Микроскопическое изучение твердых составляющих губной помады и пудры, лаков для ногтей. Синтез растворителей для лаков |
. 4 |
. . . . . 4 |
30–31 | Экскурсии | 4 | |
32 | Итоговый урок. Конференция | 2 | |
И т о г о 64 ч | 39 | 25 |
Содержание курса
Введение (2 ч)
Занятие 1
Т е о р и я (1 ч). Из истории косметики. Косметика декоративная и лечебная. Обоснование актуальности знаний химии при использовании косметических средств. Группы косметических средств.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение состава косметической продукции разных групп и выявление основных ингредиентов.
Тема 1. Основные явления и понятия в косметологии (6 ч)
Занятие 2
Т е о р и я (1 ч). Поверхностное натяжение. Диффузия. Осмос.
П р а к т и к а (1 ч). Наблюдение явления диффузии (перманганат калия и вода), осмотических явлений (движение молекул воды через целлофановую мембрану из области разбавленного раствора в область концентрированного раствора поваренной соли).
Занятие 3
Т е о р и я (1 ч). Гели и коллоидные растворы. Эмульсии. Суспензии.
П р а к т и к а (1 ч). Ознакомление с эмульсиями, суспензиями в косметике (лак для ногтей, кремы, шампуни, гели для ванн и т.д.). Приготовление образцов коллоидных растворов, эмульсий, суспензий.
Занятие 4
Т е о р и я (1 ч). Растворы и косметические средства. Виды растворов. Состав. Многокомпонентные растворы. Определение массовой доли веществ в растворе.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение состава лосьонов, одеколона, духов. Расчет ингредиентов и приготовление растворов на водной, спиртовой и водно-спиртовой основе.
Т е м а 2. Строение и физиология кожных покровов, волоса, ногтей (8 ч)
Занятие 5
Т е о р и я (1 ч). Кожа – самый крупный орган в организме человека. Строение эпидермиса, дермы. Взаимосвязь кожных покровов со всеми органами человеческого тела.
П р а к т и к а (1 ч). Микроскопическое изучение строения частиц кожи. Определение типа кожи по специальным тестам.
Занятия 6–7
Т е о р и я (2 ч). Кислотная мантия, рН кожи. Понятие о кислотно-щелочном балансе. Проницаемость кожи (особенности процессов впитывания различных веществ). Оптимальная влажность – важнейшее условие для здоровой кожи. Тургор, или тонус кожи. Сухость кожи. Причина практической непроницаемости для воды – электрический заряд кожи. Роль кожного сала в образовании кислотной мантии кожи.
П р а к т и к а (2 ч).
• Определения рН кожи на различных участках тела с помощью универсального индикатора. Определение рН в различных образцах косметики с помощью химических индикаторов и рН-метра.
• Проведение опыта по обнаружению полярности молекул воды. Эксперимент по воздействию воды и жиров на кератин (воздействие воды и растительного масла на ногтевые пластинки).
Занятие 8
Т е о р и я (1 ч). Строение волоса. Особенности кожи волосяной части головы. Строение ногтевой пластинки. Влияние различных факторов на здоровье волос и ногтей.
П р а к т и к а (1 ч). Микроскопическое исследование волоса и ногтевой пластинки.
Т е м а 3. Сырье для косметики
(основные ингредиенты косметических средств
и их воздействие на кожные покровы, волосы) (20 ч)
Занятие 9
Т е о р и я (1 ч). Спирты в косметике. Этанол. Глицерин, пропиленгликоль, сорбит, глюкоза.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение химического состава спиртосодержащих косметических средств. Качественная реакция на многоатомные спирты, глюкозу.
Занятие 10
Т е о р и я (2 ч). Поливинильные соединения. Поливинилацетаты (лак для волос), поливинилпироллидон, полиакрилаты.
М и н и-к о н ф е р е н ц и я. Сообщения, презентации по теме «Особенности строения и свойств спиртов, применяемых в косметике, их влияние на кожу и волосы. Новости косметической химии» (работа с литературными источниками и интернет-ресурсами).
Занятие 11
Т е о р и я (1 ч). Кислоты в косметике. Оксикислоты. Строение, роль в работе кожи. Применение. Гликолевая, молочная, лимонная и другие органические кислоты.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение химических свойств лимонной, яблочной кислот.
Занятия 12–14
Т е о р и я (3 ч). Жироподобные вещества. Минеральные масла (вазелин, парафин, озокерит). Натуральные воски. Их химический состав. Растительные и животные масла и жиры. Жирные кислоты и спирты. Строение жиров как представителей класса сложных эфиров. Химические и физические свойства. Химический состав природных жиров. Основные характеристики жиров и масел как сырья для косметики (кокосовое, оливковое, касторовое, норковое, черепаховое и др.). Синтетические жиры, масла и воски.
П р а к т и к а (3 ч).
• Изучение свойств вазелина и косметических средств на его основе, парафина и озокерита. Приготовление простейшего косметического средства с вазелиновой основой.
• Ознакомление с различными образцами жиров и масел, натуральным воском. Получение подсолнечного, арахисового, кокосового масел из семечек подсолнечника, орехов, кокосовой скорлупы.
• Омыление жира (проведение реакции взаимодействия жиров со щелочью). Качественная реакция на непредельные кислоты.
Занятия 15–16
Т е о р и я (2 ч). Понятие о дезинфицирующих и консервирующих веществах (хлоргексидин, борная кислота, соли алюминия и др.). Дезодоранты, антиперспиранты. Антиоксиданты. Душистые вещества (натуральные эфирные масла, бальзамы, смолы).
М и н и-к о н ф е р е н ц и я (1 ч). Сообщения, презентации по темам занятий 11–15.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение состава дезодорантов, антиперспирантов. Составление душистых композиций из эфирных масел.
Занятие 17
Т е о р и я (1 ч). Аминокислоты. Белки. Склеропротеины: коллаген, эластин, кератин. Строение, свойства, нахождение в организме. Ферменты, использование отдельных ферментов в косметике.
П р а к т и к а (1 ч). Качественные реакции на белки. Изучение состава косметических средств, содержащих аминокислоты и белки.
Занятие 18
Т е о р и я (2 ч). Витамины и гормоны. Холестерин. Фосфолипиды. Липосомы и наносомы. Механизм действия косметических средств с липосомами.
Т е м а 4. Подбор и правильное использование косметических средств (14 ч)
Занятия 19–21
Т е о р и я (3 ч). Соответствие косметических средств типу кожи. Уход за разными типами кожи. Типы кремов по составу. Кремы для ухода за кожей лица (дневные, ночные). Специальные средства для ухода за кожей, кремы для массажа, для рук. Средства для очистки кожи. Маски для лица. Средства для ухода за телом. Кожа и загар. Фоточувствительность кожи. Меланин. Вещества-фотопротекторы. Солнцезащитные кремы. Коэффициент защиты. «Загарные» препараты. Загар без солнца: гидроксиацетон. Осветлители кожи.
П р а к т и к а (3 ч).
• Изучение свойств разных образцов кремов, очищающих кремов и лосьонов для определения их эффективности.
• Приготовление масок для кожи лица из природных компонентов с учетом полезных свойств выбранных веществ.
• Изучение рецептуры образцов средств против загара и осветляющих кожу мазей. Расчет величины УФ-защиты для кожи по коэффициенту, указанному на солнцезащитном препарате.
Занятия 22–24
Т е о р и я (3 ч). Типы волос. Косметические недостатки волос, их причины и способы устранения недостатков. Средства для ухода за волосами, корнями волос с целью улучшения их состояния (шампуни, кондиционеры, ополаскиватели, лаки, муссы). Химический состав средств для волос. Изучение рецептуры народных средств для укрепления волос. Перманентная завивка, ее влияние на здоровье и качество волос. Окраска волос. Виды окрашивающих средств. Химический состав. Воздействие на волосы и кожу головы. Обесцвечивание волос.
П р а к т и к а (3 ч).
• Изучение свойств разных видов гелей, лаков и муссов для укладки волос. Микроскопическое исследование волос, обработанных разными средствами.
• Окрашивание образцов волос красителями, обесцвечивание пероксидом водорода. Изучение механических свойств окрашенных волос.
• Проведение экспериментов по воздействию различных шампуней на образцы волос (например, шампуней, увеличивающих объем волос).
Занятие 25
Т е о р и я (2 ч). Деловые игры «Посещение косметического салона» (выбор косметических средств в соответствии с типом кожи и ее индивидуальными особенностями), «На приеме у косметолога».
Т е м а 5. Обзор декоративной косметики (8 ч)
Занятие 26
Т е о р и я (1 ч). Губная помада. История применения. Основные компоненты. Виды губной помады. Особенности строения кожи губ, индивидуальные особенности и подбор соответствующей помады по рецептуре, указанной в аннотации к помаде.
П р а к т и к а (1 ч). Органолептическое исследование разных видов помады: внешний вид, вкус, способность к равномерному нанесению на кожу, стойкость к стиранию. Микроскопическое изучение состава губных помад с различными наполнителями (например, с блеском).
Занятие 27
Т е о р и я (1 ч). Декоративные пудры твердые и жидкие. Основной показатель качества – высокая дисперсность и однородность твердого наполнителя. Состав. Понятие укрывистости. Компактные пудры. Румяна.
П р а к т и к а (1 ч). Визуальное изучение разных видов пудры, способов нанесения на кожу. Подготовка кожи к нанесению пудры. Микроскопическое изучение качества дисперсности пудры.
Занятие 28
Т е о р и я (1 ч). Декоративная косметика для глаз. Тушь для ресниц, тени для век, контурные краски. Химический состав.
П р а к т и к а (1 ч). Изучение состава и качества образцов косметики для глаз. Приготовление простейшего косметического средства для окраски ресниц (суспензия сажи в воде).
Занятие 29
Т е о р и я (1 ч). Уход за ногтями. Средства для укрепления ногтей. Основы под лак, виды лаков, их химический состав. Кремы для ногтевой пластины.
П р а к т и к а (1 ч). Синтез этилацетата, амилацетата – растворителей для лака. Нанесение разных видов лака на ногтевые пластины с основой, без основы, с закрепителем и т.д. с целью изучения прочности лаков, их воздействия на ногти.
Занятие 30
Э к с к у р с и я (2 ч) на косметическую фабрику или в косметический салон.
Занятие 31
Э к с к у р с и я (2 ч) в Московский художественно-педагогический колледж технологии и дизайна на отделение косметологии.
Итоговое занятие 32
Т е о р и я (2 ч). Конференция, представление презентаций, информационных бюллетений.
Методическое обеспечение
1. Образцы косметических средств разных групп.
2. Реактивы: глицерин, вазелин, парафин, озокерит, воск, касторовое масло, оливковое масло, этанол, уксусная кислота, пентанол, гидроксид натрия, сульфат меди, пероксид водорода, сульфат цинка, перманганат калия, нитрат серебра, поваренная соль.
3. Наборы ароматических масел.
4. Оборудование: химическая посуда, спиртовки, микроскоп, pH-метр.
Л и т е р а т у р а
Вилламо Х. Косметическая химия. М.: Мир, 1990; Эмсли Д. Косметика, пища, здоровье. М.: АСТ-Астрель, 2007; Ципоркина И. Идеальная внешность. Возможности современной косметологии. СПб.: Питер, 2003; Белов Н.В. Маски для лица и волос. Уход за кожей и руками. Минск: Харвест, 2006; Абельмас Л.П. Программа восстановления волос. М.: АСТ, 2006; Ашомко В.М. Уход за кожей лица современными косметическими средствами. Минск: АПИ, 1999; Головнер В.Н. Интересные уроки. Из зарубежного опыта преподавания. М.: НЦ ЭНАС, 2005.
М е д и а р е с у р с ы
Мультимедийное учебное пособие «Химия 8–11класс. Электронная библиотека». Просвещение (CD); Электронный архив журнала «Химия и жизнь-21век» (CD); Интернет-ресурсы: www.dermis.ru, www.medafarm.ru, www.health.rambler.ru, www.med-news.ru.