Химический словарь,
|
Кислотный оксид | Кислота | |||
Название | Формула | Название | Формула | Кислотный остаток, валентность |
Оксид углерода(II) | CO2 | Угольная | H2CO3 | CO3(II) |
Оксид cеры(IV) | SO2 | Сернистая | H2SO3 | SO3(II) |
Оксид cеры(VI) | SO3 | Серная | H2SO4 | SO4(II) |
Оксид кремния(IV) | SiO2 | Кремниевая | H2SiO3 | SiO3(II) |
Оксид азота(V) | N2O5 | Азотная | HNO3 | NO3(I) |
Оксид фосфора(V) | P2O5 | Фосфорная | H3PO4 | PO4(III) |
При изучении теории электролитической диссоциации в конце тетради записываем схемы (см. схему) и правила.
Правила составления ионных уравнений
1. В виде ионов записывают формулы сильных электролитов, растворимых в воде.
2. В молекулярном виде записывают формулы простых веществ, оксидов, слабых электролитов и всех нерастворимых веществ.
3. Формулы малорастворимых веществ в левой части уравнения записывают в ионном виде, в правой – в молекулярном.
При изучении органической химии записываем в словарь обобщающие таблицы по углеводородам, классам кислород- и азотсодержащих веществ, схемы по генетической связи.
В начале изучения химии для систематизации и закрепления знаний мы с учениками в словаре составляем таблицу «Физические величины» (табл. 2, см. с. 18), заполнение которой продолжаем по мере знакомства с новыми величинами.
Таблица 2
Физические величины
Обозначение | Название | Единица | Формулы |
Количество вещества | Моль | = N/NA, = m/M, = V/VM (для газов) |
|
NA | Постоянная Авогадро | Молекулы, атомы и другие частицы | NA = 6,02•1023 |
N | Число частиц | Молекулы, атомы и другие частицы | N = NA• |
M | Молярная масса | г/моль | M = m/, | M | = Mr |
m | Масса | г | m = M•, m = •V |
VM | Молярный объем газа | л/моль | VM = 22,4 л/моль |
V | Объем | л | V = VM• (для
газов), V = m/ |
Плотность | г/мл, г/л | = m/V, = M/VM (для газов) |
За 25-летний период преподавания химии в школе пришлось работать по разным программам и учебникам. При этом меня всегда удивляло то, что практически ни один учебник не учит решать задачи. Например, автор О.С.Габриелян, по учебникам которого сейчас работают многие учителя, для решения задач по химическим уравнениям использует пропорции. Хотя общепризнанной является рекомендация вести расчеты по уравнениям химических реакций через количества веществ, выраженные в молях. В этом случае расчеты получаются менее трудоемкими, а соотношения количеств веществ – более простыми.
При обучении учащихся способам решения расчетных задач очень большое значение придаю алгоритмам. Я считаю, что строгие предписания последовательности действий позволяют слабому ученику разобраться в решении задач определенного типа. Для сильных учеников – это возможность выхода на творческий уровень дальнейшего химического образования и самообразования. Для начала нужно уверенно овладеть сравнительно небольшим числом стандартных приемов. На базе этого разовьется умение правильно их применять на разных стадиях решения более сложных задач. Поэтому алгоритмы решения расчетных задач составлены мною для всех типов задач школьного курса и для факультативных занятий. Приведу примеры некоторых из них.
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям
1. Записать кратко условие задачи и составить химическое уравнение.
2. Над формулами в химическом уравнении надписать данные задачи, под формулами подписать число моль (определяют по коэффициенту).
3. Найти количество вещества, масса (или объем) которого даны в условии задачи, по формулам:
= m/M, = V/VM (для газов VM = 22,4 л/моль).
Полученное число надписать над формулой в уравнении.
4. Найти количество вещества, масса (или объем) которого неизвестны. Для этого провести рассуждение по уравнению: сравнить число моль по условию с числом моль по уравнению. При необходимости составить пропорцию.
5. Найти массу (или объем) по формулам:
m = M•, V = VM•.
Данный алгоритм – это основа, которую должен усвоить ученик, чтобы в дальнейшем по уравнениям решать задачи различной степени сложности.
Задачи на долю выхода продукта
реакции, практически полученного
от теоретически возможного
По уравнениям реакций проводят расчеты и
находят теоретические данные для продукта
реакции:
теор,
mтеор или Vтеор. При
проведении реакций в лаборатории или в
промышленности наблюдаются потери, поэтому
практические данные – практ, mпракт
или Vпракт – всегда меньше
теоретически рассчитанных. Долю выхода продукта
обозначают греческой буквой («эта») и рассчитывают по
формулам:
= практ/теор = mпракт/mтеор = Vпракт/Vтеор.
Выражают ее в долях от единицы или в процентах.
Можно выделить три типа задач на долю выхода продукта реакции.
1-й т и п. Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и доля выхода продукта реакции, при этом нужно найти практ, mпракт или Vпракт.
Порядок решения. 1) произвести расчет по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти теор, mтеор или Vтеор продукта реакции.
2) найти массу или объем, практически полученные, по формулам:
mпракт = mтеор•, Vпракт = Vтеор•, практ = теор•.
2-й т и п. Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и практ, mпракт или Vпракт полученного продукта, при этом нужно найти долю выхода продукта реакции.
Порядок решения. 1) произвести расчет по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти теор, mтеор или Vтеор продукта реакции.
2) найти долю выхода продукта реакции по формулам:
= практ/теор = mпракт/mтеор = Vпракт/Vтеор.
3-й т и п. Если в условии задачи известны практ, mпракт или Vпракт полученного продукта реакции и доля его выхода, при этом нужно найти данные для исходного вещества.
Порядок решения. 1) найти теор, mтеор или Vтеор продукта реакции по формулам:
теор = практ/, mтеор = mпракт/, Vтеор = Vпракт/.
2) произвести расчет по уравнению, исходя из теор, mтеор или Vтеор продукта реакции, и найти данные для исходного вещества.
Конечно, эти три типа задач мы рассматриваем постепенно, отрабатываем навыки решения каждого из них на примере целого ряда задач.
Постепенно по мере изучения предмета в химическом словаре происходит накопление алгоритмов решения задач разных типов. И ученик всегда знает, где ему найти нужную формулу или нужные сведения для решения задачи. Многим учащимся нравится ведение такой тетради, они сами дополняют ее различными справочными материалами.
Что касается факультативных занятий, то мы с учениками также заводим отдельную тетрадь для записи алгоритмов решения задач, выходящих за рамки школьной программы. В этой тетради для каждого типа задач записываем 1–2 примера, остальные задачи учащиеся решают в другой тетради. Если вдуматься, то среди тысяч задач, встречающихся на экзамене по химии в вузах, можно выделить всего 25–30 различных типов. Конечно, среди них – множество вариаций.
В разработке алгоритмов решения задач на факультативных занятиях мне во многом помогло пособие А.А.Кушнарева «Учимся решать задачи по химии» (М.: Школа-пресс, 1996).
Если ученик имеет четкое представление о возможных типах задач, прорешал большое их количество каждого типа, то ему по силам справиться со сдачей экзамена по химии при поступлении в вуз.
За последние шесть лет работы 17 учеников из нашей обычной средней общеобразовательной школы небольшого районного города поступили в медицинские вузы и вузы химического профиля Санкт-Петербурга, Витебска, Смоленска.