Информационные ресурсы по химии
|
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение. Информационная компетентность и источники информации |
1 |
1 |
– |
2 |
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
1 |
1 |
– |
3 |
Устройство современных библиотек и технологии поиска информации в них |
2 |
1 |
1 |
4 |
Современные технологии поиска информации |
2 |
1 |
1 |
5 |
СМИ как источник информации |
2 |
1 |
1 |
6 |
Информация из первых рук (общение со специалистами) |
2 |
1 |
1 (Экскурсия на предприятия, в лаборатории) |
7 |
Основные приемы интеллектуальной работы с книгой по химии |
2 |
1 |
1 |
8 |
Основные приемы интеллектуальной работы с химическим текстом из различных источников |
2 |
1 |
1 |
9 |
Подготовка и презентация полученной химической информации |
3 |
1 |
2 |
Итого по разделу |
17 |
9 |
8 |
Содержание
Тема 1. Введение (1 ч)
Роль информации в жизни современного общества. Отличительные черты информационного общества. Информационная компетентность как интегративное качество личности.
Основные классификации информации: по содержанию (естественные науки, общественные и гуманитарные науки, прикладные и т.д.), по функции (массовая, специальная), по способу восприятия (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная, тактильная), по знаковой форме фиксации информации (текстовая, изобразительная, музыкальная, картографическая, брайлевская, мимическая), по степени доступности (открытая и закрытая).
Основные источники химической информации: люди, Интернет, СМИ, библиотека, экскурсии, эксперимент, моделирование.
Тема 2. Основные типы
информационно-поисковых задач
и алгоритмы их решения (1 ч)
Информационные запросы (задачи): адресный запрос – поиск определенного, конкретного документа (книги, статьи, файла, справочника и т.д.); фактографический запрос – выяснение значений химических терминов и понятий, уточнение характеристик химических объектов и явлений, уточнение авторства различных цитат, т.е. поиск информации о каких-либо химических фактах (элементах, веществах, реакциях, материалах, великих химиках и др.); тематический запрос – подбор химической информации из различных источников по теме доклада, реферата и т.д.
Алгоритмы поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе изучения химии. Технологии их выполнения.
Тема 3. Устройство современных
библиотек
и технологии поиска информации в них (2 ч)
Классификация библиотек: по кругу читателей (детские, специальные, научные, иностранные и т.д.), по статусу (школьные, районные, городские, областные, государственные). Устройство современных библиотек: читальный зал, справочно-библиографический отдел, информационный центр (копирование, электронный поиск, выход в Интернет), абонемент (обычный, межбиблиотечный, заочный).
Технологии поиска информации в библиотеках: информационные издания, алфавитный каталог, систематический каталог, электронная поисковая система.
Практическая работа № 1 «Технология фактографического, адресного и тематического поиска химической информации в библиотеке».
Тема 4. Современные технологии поиска информации (2 ч)
Компьютер как средство поиска, отбора и представления химической информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Система World Wide Web (WWW как Всемирная Паутина). Информационно-поисковые системы (ИПС) Интернета. Алгоритмы поиска химических сайтов. Компьютерные программы по химии:
1. Molecules-3D 2.5. Графический редактор объемных изображений молекул и кристаллических структур.
2. Crocodile Chemistry 1.5. Симулятор химического эксперимента. Похимичьте виртуально!
3. MasSim v 2.0. Использование масс-спектрометрии в органической химии. База спектров, расшифровка, обучение.
4. Gepasi v 3.1. Моделирование и изучение кинетики химических и биохимических превращений.
5. Orgo-Tek 32 v 1.0. Обучающая программа по органической химии на уровне колледжей.
6. HyperChem 6.0. Пакет для квантово-химических расчетов.
7. Table 3.0. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева с возможностью получения исчерпывающей информации о каждом элементе.
8. МультиХром. Программный пакет по хроматографии.
9. Chem Office 6.0. Поиск химической информации в Интернете, возможность просмотра 3D-структур на сайтах.
Некоторые цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) по химии:
1. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) (в комплект входит 1 CD) ООО «Физикон».
2. Электронное издание «Химия, 8–11 класс. Виртуальная лаборатория» (в комплект входит 2 CD) МарГТУ.
3. «Открытая Химия 2.5» (в комплект входит 1 CD) ООО «Физикон».
Практическая работа № 2 «Поиск химической информации в Интернете».
Тема 5. СМИ как источник информации (2 ч)
СМИ (радио, телевидение, журналы, газеты) как источник химической информации. Классификация каждого вида СМИ.
Научно-популярные передачи радио и телевидения как источники химической информации. Программы передач радио и телевидения. Отбор передач химической тематики. Фиксация и представление информации по результатам просмотра или прослушивания тематической передачи.
Газеты и журналы химической проблематики: «Наука и жизнь», «Химия и жизнь – XXI век», «Квант», «Нейшенел джеографик» (National Geographic), «Вокруг света», «GEO», «Химия для школьников», «Химия в школе», «Химия. Первое сентября» и др.
Практическая работа № 3 «Получение химической информации с помощью СМИ».
Тема 6. Информация из первых рук (общение со специалистами) (2 ч)
Люди как источник химической информации: старшеклассники (члены химического кружка или ученического научного общества), учителя, руководители химических кружков или научных обществ, ученые, специалисты. Специалисты профессий, связанных с химией: аналитики, фармацевты, технологи, криминалисты, работники пищевых производств, геологи и т.д. Подготовка учащихся к общению со специалистами: формулировка вопросов по определенной тематике, фиксация, анализ и представление полученной информации. Такт и культура общения со специалистами. Подготовка и проведение встреч с ними.
Экскурсия на предприятия, в лаборатории, аптеки, на водоочистные станции и другие объекты, связанные с химией. Подготовка и проведение экскурсии. Общение с экскурсоводом. Получение информации от него, фиксация, анализ и представление полученной информации.
Практическая работа № 4 «Экскурсия на промышленное предприятие, лабораторию или на объект, связанный с химией».
Тема 7. Основные приемы интеллектуальной работы с книгой по химии (2 ч)
Рациональные приемы интеллектуальной работы с книгой; правильное оформление библиографической записи; оценка книги с учетом ее дальнейшего использования; ключевые слова, абзацы, параграфы; пометки и закладки в книгах; знания о логико-психологических основах чтения.
Электронная книга и электронные носители информации. Особенности работы с ними. Достоинства и недостатки печатных и электронных книг.
Практическая работа № 5 «Алгоритм работы с книгой по химии» (табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм работы с книгой по химии
№ |
Этапы работы |
Содержание этапов |
1 |
Общее ознакомление |
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
2 |
Внимательное чтение по главам и разделам |
Выделение наиболее важного текста |
3 |
Выборочное чтение |
Перечитывание наиболее важного текста |
4 |
Составление плана прочитанного материала |
В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5 |
Выписки из прочитанного |
Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6 |
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками |
Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7 |
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний |
Обращается внимание на объективность суждений |
Тема 8. Основные приемы
интеллектуальной работы
с химическим текстом из различных источников (2
ч)
Принципы построения и структура текстов. Особенности текстов химической тематики. Химический язык: термины, химические знаки и формулы, уравнения и схемы химических реакций. Работа с химическим текстом: составление простого и сложного планов, выделение тезисов, основные правила составления конспектов и выписок. Цитирование отрывков текста. Логические приемы работы с текстом (синтез, анализ, обобщение, сравнение и др.).
Практическая работа № 6 «Работа с химическим текстом (статьей из энциклопедии, статьей из журнала или газеты, параграфом или разделом книги по химии)».
Тема 9. Подготовка и презентация полученной химической информации (3 ч)
Основные этапы и технология составления реферата, доклада, научной работы. Обзор литературы, оформление библиографического списка. Мультимедийное сопровождение. Подготовка к публичному выступлению. Участие в научных диспутах и дискуссиях.
Практическая работа № 7 «Ученическая конференция. Публичное выступление с докладом по химии» (2 ч) (табл. 2).
Таблица 2
Алгоритм подготовки к публичному выступлению с докладом
№ п/п |
Структура деятельности |
Содержание деятельности |
1 |
Составление доклада | Обоснование выбранной темы,
краткое пояснение, в чем заключается научный
интерес автора. Характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения. Краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы. Собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом. (Регламент выступления 7–10 мин.) |
2 |
Пробное чтение перед руководителем | Отредактировать доклад в соответствии со временем, отработать выразительное и осмысленное чтение доклада, ответить на возникшие вопросы по докладу. Сформулировать стандартные вопросы и ответы на них. Полезно также прочитать доклад, например, своим родителям и ответить на их вопросы, учесть замечания |
3 |
Изготовление средств наглядности | Сделать презентацию. Включить в нее тему, актуальность, гипотезу, цель, задачи, методы, процесс или явление, непосредственно относящиеся к экспериментальной части, результаты исследования, их обсуждение, а также графики, диаграммы, таблицы, расчеты, фотографии. Возможно изготовление гербариев, моделей, компьютерных программ, показ химических опытов и т.д. |
4 |
Пробное чтение доклада перед руководителем с использованием средств наглядности | Отработка чтения доклада с элементами рассказа, объяснения, показа эксперимента и т.д. Редактирование доклада в соответствии со временем. Ответы на возникшие вопросы по докладу |
5 |
Выступление с докладом перед учителями и участниками школьного НОУ | Выслушать все замечания и постараться учесть их в дальнейшем. Записать все вопросы, на которые не смогли ответить, и найти на них ответы |
6 |
Последние приготовления перед конференцией городского и т.д. уровней | Заранее выяснить, будет ли мультимедийная установка (если у вас презентация), уточнить место и время проведения, продумать форму одежды |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список сайтов по химии для учащихся
№ п/п |
Название сайта или статьи |
Содержание |
Адрес (url) |
1 |
Химия и жизнь – XXI век:
научно-популярный |
Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной версии журнала через регистрацию. Оформление подписки | http://www.hij.ru |
2 |
Alhimik |
Полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор, консультации, казусы и ляпсусы, история химии | http://www.alhimik.ru |
3 |
C-BOOKS |
Литература по химии | http://c-books.narod.ru |
4 |
Азбука веб-поиска |
Методика поиска информации по химии. Обзор бесплатных патентных баз данных. Ежемесячные аннотации новых химических научных ресурсов | http://www.chemistry. bsu.by/abc |
5 |
Курс органической |
Постановка опытов. Классы органических соединений, тестирование. Биографии знаменитых ученых | http://formula44.narod.ru |
6 |
Опыты по неорганической химии |
Описания реакций, фотографии, справочная информация | http://shnic.narod.ru |
7 |
Органическая химия |
Электронный учебник для средней школы | http://www.chemistry.ssu.samara.ru |
8 |
Органическая химия |
Электронный учебник для средней школы 10–11 кл. | http://cnit.ssau.ru/organics |
9 |
10а класс санкт- |
Проекты учащихся по химии | http://school.ort. spb.ru/(Eng)/ 2002a/frame.htm |
10 |
Расчетные задачи |
Сборник расчетных задач по неорганической и органической химии для работы на школьном спецкурсе. Список литературы | http://lyceum1.ssu.runnet. ru/~vdovina/sod.html |
11 |
Химический |
Справочно-информационная
система по органической химии |
http://www.chem.isu.ru/leos |
12 |
Химия для всех |
Электронный справочник за полный курс химии | http://www.informika.ru/text/ database/chemy/START.html |
13 |
Школьная химия – справочник |
Справочник и учебник по химии. Главная особенность — химический калькулятор, который упрощает решение задач по химии | http://www. schoolchemistry.by.ru |
14 |
Электронная библиотека по химии |
Книги и аналитические обзоры. Учебники. Журналы. Учебные базы данных. Нобелевские премии по химии | http://www.chemnet.ru/ |
15 |
Химическая информационная сеть |
Электронные версии журналов. Каталог учебной литературы по химии, электронная библиотека учебных материалов по химии. Конференции и семинары. Школьные олимпиады по химии | http://www.chem.msu.su/rus/ |
16 |
Программное обеспечение по химии |
Аннотированные ссылки на существующие программные ресурсы по химии | http://chemicsoft.chat.ru |
17 |
Электронная библиотека учебных материалов по химии |
Сборник российских научных и образовательных публикаций по химии. Справочная информация и базы данных по химии. Материалы для школьников. Электронные учебники. Задания вступительных экзаменов по химии в МГУ. Задачи химических олимпиад. Мультимедиапубликации | http://www.chem.msu.su/rus/elibrary |
18 |
Репетитор по химии |
Интерактивный курс подготовки к централизованному тестированию (ЦТ) и ЕГЭ по химии. Для зарегистрированных пользователей: тесты, теоретический разбор решений. В свободном доступе: пробные тесты, литература, некоторые химические программы. Методические рекомендации для подготовки к ЦТ и ЕГЭ по химии | http://chemistry.nm.ru |
19 |
Мир химии |
Некоторые направления химической науки: общая характеристика. Опыты, таблицы. Великие химики: годы жизни | http://www.chemistry. narod.ru |
20 |
Газета «Химия – |
Электронная версия газеты. Материалы к уроку по основным разделам образовательного стандарта, материалы по истории науки, научно-популярные статьи | http://him.1september.ru |
Л и т е р а т у р а
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: Техника быстрого чтения: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994, 208 с.; Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1991, 160 с.; Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: Учебник для институтов культуры и педагогических вузов. М.: Книжная палата, 1990, 255 с.; Гаги Н.А. Сервис в Интернет – практическое рассмотрение. М.: Jet Infosystems, 1996, 123 с.; Гендина Н.И., Скипор И.Л. Методика формализованного составления справочной аннотации. В сб.: Основы информационной культуры. Кемерово, 1999, с. 44–60; Гендина Н.И., Скипор И.Л. Методика формализованного составления рефератов. Там же. с.75–89; Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. М.: Школьная библиотека, 2003; Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов и других источников. Приемы традиционные и новые. Практическое пособие. М., 2006; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М.: Знание, 1989, 144 с.; Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. М.: Книга, 1975, 109 с.; Гутман Н.И. Библиография и ее роль в обучении и воспитании школьников: Учебное пособие. Л., 1982, 78 с.; Гречихин А.А., Здоров И.П., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. М.: Книга, 1983, 320 с.; Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учебное пособие. Краснодар, 1996, 136 с.; Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура. Проблемы информационной культуры. М., 1994, с. 6–11; Пушкарев А.Э. и др. Интернет – учителю: Химия. Челябинск: Взгляд, 2006; Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. Педагогическая информатика. 2000, № 2; Моргенштерн И.Г. Информационное общество: Учебное пособие. Челябинск: Урал LTD, 2000; Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практическое пособие. М.: Либерия, 1999, 80 с.; Рудняньский Я.Р. Как учиться? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992, 117 с.; Стрельцова Ж. Как написать реферат: основные шаги. http://www.referats.info/articles/referat.htm.