Личностно ориентированное
обучение – путь к успеху
Урок по теме «Сахароза» • 10 класс
Повышение качества образования напрямую
зависит от того, какие педагогические технологии
в своей работе использует учитель. Технологии
личностно ориентированного обучения в полной
мере соответствуют современным требованиям.
В них профессиональная позиция учителя состоит
в том, чтобы знать и уважительно относиться к
любому высказыванию ученика по содержанию
обсуждаемой темы. Педагог продумывает не только
то, какой материал сообщать, но и предугадывает,
что из этого материала уже имеется в субъектном
опыте учащихся. При этом обсуждать детские
версии необходимо в равноправном диалоге.
Выделять и поддерживать версии, соответствующие
теме урока, задачам и целям обучения. B таких
условиях ученики стремятся быть услышанными,
активно высказываются по обсуждаемой теме,
предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты.
Обсуждая точки зрения учеников на уроке, учитель
формирует коллективное знание, a не просто
добивается от класса воспроизведения готовых
образцов.
Взаимодействие в процессе урока требует не
только учета личностных особенностей, но и
особенностей межгруппового взаимодействия,
предвосхищения возможных изменений в
организации коллективной работы класса,
коррекции их по ходу урока. Результативность
урока определяется обобщением полученных знаний
и умений, оценкой их усвоения, анализом
результатов групповой и индивидуальной работы,
особым вниманием к процессу выполнения заданий,
а не только к конечному результату, обсуждением в
конце урока того, что «мы узнали», что
понравилось (не понравилось) и почему.
Цели. Усвоение учащимися строения, свойств,
способов получения сахарозы, ее биологической
роли; развитие умений работать с учебником и
дополнительной литературой, применять имеющиеся
знания в новых, нестандартных ситуациях, делать
выводы; развитие интереса к истории и новым
фактам науки, бережного отношения к природе и
своему здоровью.
Оборудование и реактивы. Учебник
Л.А.Цветкова «Химия-10», таблицы «Промышленный
способ получения сахарозы», «Строение молекулы
сахарозы», «Карта независимого расследования»;
сахароза, вода, серная кислота (конц.), растворы
медного купороса, гидроксида натрия, аммиачный
раствор оксида серебра.
ХОД УРОКА
Актуализация
знаний
И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а. У доски:
характеристика свойств и строения глюкозы.
По карточкам. а) написать структурную
формулу арабинозы. Как данный углевод относится
к аммиачному раствору оксида серебра?
б) Составить уравнение реакции полного
окисления глюкозы. Вычислить объем СО2
(н.у.), образующегося при окислении 2 моль глюкозы.
в) Составить уравнение реакции спиртового
брожения глюкозы. Вычислить объем СО2 (н.у.),
образующегося при брожении 360 г глюкозы.
Б е с е д а с к л а с с о м.
Что такое углеводы?
По каким признакам их классифицируют?
Какие моносахариды вам известны?
Какова биологическая роль рибозы и
дезоксирибозы?
Чем по отношению друг к другу являются глюкоза
и фруктоза?
Какова их биологическая роль?
Где в природе они встречаются?
Из чего их можно получить? (Если ребята не
отвечают, отвечает учитель – из сахарозы.)
А к какой группе углеводов относится сахароза?
Изучение
нового материала
Учитель (сообщает тему урока и ставит
перед учащимися цель). Необходимо провести
расследование по определению строения, свойств,
способов получения сахарозы, ее биологической
роли, начала истории «сладкой» жизни. Для
получения достоверных сведений мы создадим
группы. Каждая группа получает инструкцию,
необходимое оборудование и литературу для
своего расследования.
Инструкция 1
Подготовьте справку об истории «жизни» сахара,
нахождении и образовании его в природе,
пользуясь учебником и дополнительной
литературой. (Вопросы в помощь: где и когда
впервые стали использовать сахар в пищу? Какие
растения богаты сахаром? Как сахар образуется в
растении? В результате какого процесса?)
Составьте уравнения реакций образования
сахара в клетках растения.
Инструкция 2
Составьте схему промышленного способа
получения сахара из сахарной свеклы, пользуясь
учебником и дополнительной литературой.
Приготовьте отчет.
Инструкция 3
Подготовьте справку о строении молекулы
сахарозы. (Выпишите структурную и молекулярную
формулы сахарозы.)
Исходя из строения, сделайте вывод о ее
физических свойствах.
Какова биологическая роль данного вещества?
Составьте отчет.
Инструкция 4
Выясните химические свойства сахарозы,
пользуясь учебником, дополнительной литературой
и реактивами.
Задания для экспериментальной работы.
1) Даны пробирки с растворами глюкозы и
сахарозы. Опытным путем определите, в какой
пробирке находится сахароза.
2) Испытайте раствор сахарозы
свежеприготовленным гидроксидом меди(II).
Объясните признаки данной реакции.
3) Используя данные текста учебника и
результатов проведенных экспериментов, напишите
уравнения реакций, характеризующих химические
свойства сахарозы.
Составьте отчет.
Инструкция 5
Выясните химические свойства сахарозы,
пользуясь учебником, дополнительной литературой
и реактивами.
Задания для экспериментальной работы.
1) Проведите реакцию гидролиза сахарозы (в
пробирку с раствором сахарозы прилейте немного
раствора серной кислоты и подогрейте). Как
доказать, что гидролиз осуществился?
2) В пробирку с сахарной пудрой аккуратно, по
каплям, прилейте концентрированной серной
кислоты. Объясните признаки данной реакции.
3) Используя данные из текста учебника и
результаты проведенных экспериментов, напишите
уравнения произошедших реакций.
Составьте отчет.
Группы работают по инструкциям в течение 10 мин.
На столах каждого учащегося таблица «Карта
независимого расследования». По мере
поступления сведений карта заполняется.
Таблица
Карта независимого расследования
Направление
исследования |
Результаты
исследования |
Уравнения
реакций |
1. История «жизни» сахара,
нахождение и образование его в природе |
Самый древний вид сахара –
тростниковый. Родина – Индия. В 1747 г. немецкий
химик А.С.Маргграф выделил «европейский» сахар
из сахарной свеклы. Большое содержание сахара в
сахарном тростнике, сахарной свекле, кленовом
соке. Образуется сахароза в листьях растений в
процессе фотосинтеза |
Фотосинтез: 6СО2 + 6Н2О
= С6Н12О6 + 6О2,
|
2. Схема промышленного способа
получения сахара из сахарной свеклы |
|
СаСО3 = СаО + СО2, С12Н22О11
+ СаО = С12Н22О11 • СаО,
С12Н22О11 • СаО + СО2 =
= С12Н22О11 + СаСО3 |
3. Строение молекулы сахарозы, ее
физические свойства и биологическая роль |
Сахароза образована остатками
глюкозы и фруктозы, которые являются незаменимым
источником энергии в обмене веществ живых
организмов. Следовательно, и сахароза – источник
энергии. Однако избыток потребления сахара
является причиной диабета и кариеса, заболеваний
сердечно-сосудистой системы |
Молекулярная формула: С12Н22О11. Структурная
формула:
|
4. Химические свойства сахарозы |
• Растворы глюкозы и сахарозы
можно отличить с помощью аммиачного раствора
оксида серебра, т.к. в молекуле сахарозы
отсутствует альдегидная группа; • сахароза –
многоатомный спирт, следовательно, при
взаимодействии со свежеприготовленным
гидроксидом меди(II) дает синее окрашивание |
С6 Н12О6 + Ag2О
= С6 Н12О7 + 2Ag, С12Н22О11+
Ag2О реакции нет,
2C12H22O11 + Cu(OH)2 =
= (С12Н21О11)2Cu + 2Н2О |
5. Химические свойства сахарозы |
• Раствор сахарозы подвергается
гидролизу в кислой среде, в результате
образуется смесь моносахаридов. Доказать это
можно с помощью аммиачного раствора Ag2О; •
концентрированная серная кислота обугливает
сахарозу |
2С12Н22О11
+ 2Н2SО4 = 23С + СО2 +
+ 2SО2 + 24Н2О |
Обсуждение
нового материала
Деятельность учащихся организована как
групповая работа и предполагает как
коллективный, так и индивидуальный способ
получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной
информацией о сахарозе, принимают решения о ее
важности и соответствии цели своего
исследования, выполняют эксперимент, готовятся
рассказать о результатах своей работы. По
окончании работы группы отчитываются. В это
время остальные учащиеся дополняют свои «Карты
независимого расследования» новыми сведениями.
Затем оценивают работу своих товарищей, делают
общий вывод.
Подведение
итогов
Сахароза – многоатомный спирт, при кислотном
гидролизе которого образуются моносахариды (что
подтверждается последующим окислением продукта
реакции до глюконовой кислоты). Данный дисахарид
называют невосстанавливающим, поскольку он не
содержит открытые альдегидные группы. Сахароза
– важнейший продукт питания, т.к. является
поставщиком энергии.
Домашнее
задание на выбор
1) Предложите способ обнаружения глицерина,
сахарозы, фенола с помощью одного реактива.
2) Придумайте пять тестов по данной теме.
3) Создайте презентацию рекламы сахара.
Г.И.КАЗАКОВА,
учитель химии средней школы № 1
(г. Нерчинск, Читинская обл.)
|