Карточка-индикатор
для проведения практических работ,
связанных с определением
рН растворов
Методическая разработка
Лабораторные опыты по определению среды в
растворах солей, проведенные в пробирках, не
очень эффектны и поэтому не вызывают должного
интереса у учащихся. В связи с этим предлагаю
свой опыт проведения подобных экспериментов,
крайне простой, удобный и очень наглядный,
вызывающий большой интерес у учеников.
Предлагаемая карточка-индикатор разработана для
проведения урока научно-исследовательского типа
по теме «Гидролиз солей».
Карточка-индикатор для лабораторных
и практических работ по теме
«Взаимодействие солей с водой. Гидролиз»
Возможны следующие виды работ в зависимости от
подготовленности и мотивированности класса.
1) Для менее подготовленного класса:
определить среду растворов солей и с помощью
наводящих вопросов учителя сделать
соответствующие выводы о возможности
взаимодействия солей с водой и о предполагаемых
продуктах этой реакции. Причем учитель дает
задание сначала определить среду не всех
предложенных солей, а только части. После того
как учащиеся обобщили результаты и
сформулировали выводы, учитель предлагает
теоретически определить среду растворов солей,
ранее не определенных, и подтвердить эти выводы
практически.
2) Определить среду растворов конкретных солей
и самостоятельно попытаться найти
закономерность в полученных результатах (это
уровень научного микроисследования).
3) В мотивированном классе или для отдельных
учащихся на факультативных занятиях
дополнительно может быть предложена задача:
установить, растворы каких веществ выданы,
только по результатам определения рН этих
растворов. Можно предложить учащимся для
определения до 10 пронумерованных пробирок с
растворами солей, формулы которых
соответственно прилагаются отдельным списком, и
ребята отмечают, под каким номером какая соль
выдана.
Предлагаемый вариант рабочей карточки для
проведения лабораторной или практической работы
по теме «Гидролиз» крайне прост в исполнении и
удобен в использовании: на кусочек картона или
библиотечную карточку наклеиваются скотчем
полоски универсальной индикаторной бумаги (рис.).
Для проведения работы требуется набор
реактивов, который имеется в любой школе, и шкала
цветности универсального индикатора. Если нет
готовых образцов шкалы в достаточном количестве,
то их можно изготовить самостоятельно, используя
уже имеющийся (каждый набор с универсальным
индикатором имеет стандартную шкалу). Набор
реактивов может быть несколько иным, чем
предложено на данном образце, – по желанию
учителя и исходя из возможностей кабинета химии.
В зависимости от цели работы можно
использовать меньшее или большее число
реактивов.
|
Рис. Карточка-индикатор
|
Методика проведения
эксперимента
Для определения рН раствора на индикаторную
бумагу наносится капля раствора с помощью
пипетки. Если склянки не снабжены пипетками (что
очень вероятно, т.к. пипетки быстро выходят из
строя), то бутылочку с раствором соли достаточно
слегка встряхнуть, открыть и смоченную в
процессе встряхивания пробку нижней частью
приложить к индикатору.
Сразу же следует отметить полученное
значение в строке рН (таблица), т.к. индикатор при
высыхании может немного изменить окраску.
В качестве контрольного опыта (чтобы учащийся
мог сравнить интенсивность окраски) на карточку
наносят также по капле кислоты, воды и щелочи.
В целях соблюдения техники безопасности
склянки с кислотой и щелочью должны быть
обязательно снабжены пробками с пипеткой или
учащимся должны быть выданы стеклянные палочки и
стаканы с водой для нанесения реактивов на
индикатор.
Д о с т о и н с т в а предложенной
карточки-индикатора заключаются в следующем:
– экономия времени как ученика, так и учителя
или лаборанта, т.к. не требуется использования
какого-либо другого оборудования, не нужно мыть
пробирки;
– колоссальная экономия реактивов;
– исключительная наглядность;
– возможность использования для работы в
независимости от сложности поставленной цели
урока.
Таблица
Карточка-индикатор
Формула |
рН |
Среда |
H2SO4
H2O
NaOH |
|
|
KCl
CuSO4
AlCl3
Na2SO4
Na2CO3
BaCl2
K2SiO3
NaNO3
Na2S
FeCl3 |
|
|
В заключение можно предложить учащимся
выполнить небольшое исследование в домашних
условиях – определить рН растворов, с которыми
они встречаются в повседневной жизни, сделать
выводы.
Для этого готовится такая же карточка, но без
формул солей, вместо них учащиеся записывают
вещества, которые они исследовали. Этот вид
работы может быть и не связан напрямую с
гидролизом, но по результатам работы ученик с
помощью учителя может сделать массу открытий для
себя. Карточка-индикатор создает дополнительные
возможности для проектной деятельности.
Т.В.САБИРОВА,
учитель химии школы № 1149
(Москва)
|