Обоснованный и объективный анализ
и оценка школьных учебников – важный фактор
повышения качества образования
Создание современных
школьных учебников – задача весьма
ответственная, т.к. учебники – важнейший
компонент и основное средство образования.
Поэтому решение этой задачи должно быть не
только разносторонним, но и комплексным,
отражающим современные тенденции,
ценностно-целевые установки и требования
общества к образованию.
Создание учебника по предмету опирается на
достижения педагогической и базовой науки, на
теорию и логику построения школьных учебников,
на требования к нему как к главной книге в
образовании. Программы и учебники всегда
реализуют авторские замыслы. Необходимы
педагогический эксперимент и серьезная опытная
проверка программ и учебников практикой,
подтверждающие их доступность, качество и
эффективность. Большое значение для работы
учащихся с учебником имеет его методический
аппарат, от которого во многом зависит
продуктивность использования учебника в
образовательном процессе.
Роль учебника как основной книги ученика и
ориентировочной основы учителя в организации
обучения трудно переоценить. Не случайно умение
учеников работать с учебником относят к главному
общему учебному умению. Поэтому анализ и оценка
содержания, структуры и логики изложения
материала учебника, его соответствие
государственному образовательному стандарту
(ГОС) и возрастным возможностям учащихся –
важнейшая процедура определения качества
учебника, возможности его использования в
массовой школе.
Школьные учебники проходят серьезную
экспертизу и оценку комиссиями РАО и РАН для
присвоения грифа на право использования их в
общеобразовательных учреждениях РФ. В этом
плане экспертные комиссии академий и
Министерство образования и науки РФ проводят
сложную и серьезную работу. С одной стороны,
они оказывают огромную помощь авторам по
улучшению качества учебников, а с другой –
осуществляют оценку их достоинств и недостатков.
Главное, комиссии определяют соответствие
учебников ГОС и критериям, выработанным
комиссиями. Педагогическая наука создала
правила построения школьных учебников и
разработала критерии их оценивания. Данной
проблемой занимались как отдельные ученые
(Беспалько В.П., Журавлев И.К., Зорина Л.Я., Зуев
Д.Д., Доблаев Л.П., Занков Л.В., Краевский В.В.,
Лернер И.Я., Шаповаленко С.Г. и др.), так и целые
научные коллективы. В лидирующей пока системе
предметного обучения создаются учебники и
учебно-методические комплекты (УМК) для обучения
предметам базового плана, а также элективные
курсы для профильной школы.
Каждый учебный предмет, в том числе химия, имеет
свою специфику, обусловленную базовой наукой, ее
историей, логикой и методологией познания.
Учебник включает не только дидактически
переработанные основы науки химии, но и другие
компоненты содержания, обеспечивающие развитие
и воспитание ученика в предметном обучении.
Отбор, структурирование и логика
последовательного раскрытия этого содержания в
учебнике химии определяется закономерностями
химического познания и развития растущего
человека, принципами дидактики и психологии.
Наша авторская концепция
построения учебника опубликована в журнале
«Химия в школе» (2006, № 6), во введении к
программам по химии для 8–11-х классов
общеобразовательных учреждений, выпущенным
издательским центром «Вентана-Граф» в 2006 г.
Наши учебники вышли в свет несколько позже
учебников других авторских коллективов, но они
быстро завоевывают рынок образовательных услуг
в разных регионах страны.
Учебники ориентированы на гуманистическую
парадигму личностно ориентированного
развивающего образования. Большое внимание
уделено мотивации ученика и актуализации
базовых знаний и умений. Пониманию материала
способствуют проблемные вопросы, включаемые в
содержание текстов, объяснение явлений,
выделение и обобщение главного, ориентация на
активное использование теоретических знаний и
их символико-графических форм. Включение в
тексты методологического материала и
ориентировочных основ действий, а также
уровневая дифференциация заданий для
самостоятельной работы и современная
методология учения помогают «учить учиться»,
добывать знания в собственной деятельности.
В тексты включены образцы и алгоритмы
действий, планы раскрытия содержания законов,
теорий и других видов знаний, методы химического
познания. Все это способствует усвоению
учащимися знаний в действии. После параграфов
даны обобщающие выводы, основные понятия.
Выбор индивидуального образовательного
маршрута ученика обеспечивает трехуровневость
содержания учебников.
Первый уровень – это минимум содержания,
изучаемого при учебной нагрузке 2 ч химии в
неделю. Второй уровень – это углубленное
изучение химии. Два первых уровня изучаются на
уроках. Третий уровень – это необязательный
дополнительный материал, призванный обеспечить
познавательные потребности и интерес отдельных
учащихся к рассмотренным здесь вопросам химии.
Материал третьего уровня изучается во
внеурочное время. Главное, учебники отражают
обязательный минимум содержания, обозначенный в
ГОС по химии для основного и профильного уровней
обучения.
Программы и учебники химии для 8-11-х классов и
УМК нашего авторского коллектива на конкурсной
основе были в 2006 г. представлены:
• на 10-й университетской выставке научных
достижений по номинации «Лучший учебный
комплект для школы» и награждены дипломом первой
степени;
• на Всероссийском форуме «Образовательная
среда-2006» в ВВЦ г. Москвы и награждены
серебряной медалью выставки.
Безусловно, учебники требуют дальнейшего
совершенствования, сокращения текстов,
исправления допущенных в них ошибок, расширения
УМК, и над этим постоянно работает руководимый
нами авторский коллектив. Учебники для 10–11-х
классов созданы пока для профильного обучения в
соответствии с принятым сейчас государственным
стандартом. Учебники дополнены
учебно-методическим комплектом. В настоящее
время идет подготовка программ и учебников для
непрофильного изучения химии в 10–11-х классах (1 ч
в неделю).
Работу по созданию и улучшению программ и
учебников осложняют периодические изменения в
государственных стандартах по химии. Беспокоит
недостаточно обоснованное и необъясняемое
удаление из ГОС одного материала и замена его
другим. В частности, резко сокращен материал о
химической реакции, особенно в основной школе, и
удален материал о равновесии, катализе и другие,
что существенно затрудняет рассмотрение и
объяснение химических свойств и реакций
соединений серы, азота и других вопросов
неорганической химии.
Следует отметить, что включение вопросов
энергетики, закономерностей протекания реакций
в курс химии основной школы было большим
достижением длительной борьбы ученых-химиков,
методистов, специалистов образования и
учителей-практиков. Вызывает удивление удаление
из стандартов по химии для основной школы
вопросов технологии и производств (например,
серной кислоты и др.). И это в то время, когда в
нашей стране возрождается промышленность,
испытывающая недостаток рабочих и технических
кадров, повышается роль начального и среднего
профессионального обучения, где предполагается
обучение большинства выпускников основной
школы. Эти вопросы важны и для усиления
практической направленности курсов химии, для
социализации личности учащихся. Их удаление
осложняет реализацию нашей авторской идеи –
отражение взаимосвязи систем знаний о веществе,
реакции и технологии.
При создании учебников мы ориентировались на
имеющиеся критерии их построения, на позитивный
отечественный и зарубежный опыт, на современные
цели химического образования и ГОСТы по химии, на
собственные идеи и результаты наших
исследований, а также на опыт работы по ним
учителей экспериментальных школ. Наши учебники
имеют не только преимущества, но и недостатки,
как и учебники других авторов.
Мы очень ценим замечания,
которые поступают в адрес нашего коллектива от
официальных рецензентов и учителей, и не
оставляем их без внимания. Поэтому мы с большим
интересом прочли статью С.В.Телешова «Школьные
учебные тексты – как выбрать учебник по химии
сейчас и надолго», опубликованную в журнале
«Химия: методика преподавания» (2005, № 7),
посмотрели выделяемые им критерии и параметры
оценивания текстов, результаты сравнительного
анализа действующих учебников химии. Мы
разделяем беспокойство автора относительно
несоответствия между минимумом обязательных для
усвоения знаний и умений, указанных в ГОС, и
сокращением времени, отводимого на его изучение.
Позитивным представляется выбор некоторых
показателей оценки учебников. Вместе с тем мы
чрезвычайно удивлены поверхностным и
необъективным анализом учебников,
недобросовестно проведенным Телешовым на основе
необоснованных для полноценной оценки принципов
и параметров. В их числе не учтены многие
важные для полного оценивания современных
учебников критерии и параметры, соответствующие
установкам стратегии модернизации образования,
выработанным членами государственных
аттестационных комиссий.
Так, в табл. 3 «Сравнительная характеристика
учебников химии для 8 класса» указанной выше
статьи нас удивили цифровые данные, поразил
весьма субъективный и поверхностный, а возможно,
и специально так организованный подход к их
отбору.
Странно, что для сравнения с другими
действующими в 2005 г. учебниками химии для 8-го
класса был выбран наш учебник 1997 г. Ранее он
использовался для изучения химии в классах по
естественно-научному направлению (3–5 ч в неделю),
а сейчас уже изъят из обращения и заменен в
2001 г. новым, более кратким учебником. В это
время уже существовали и выпущенные в 2003,
2005 гг. переработанные учебники. На примере
учебника 1997 г. автору было удобно показать как
негатив большой объем книги (330 с.). Странно, что в
нем автор насчитал всего пять практических работ
вместо восьми. Отмечена и допущенная здесь
«историческая ошибка», что закон сохранения
массы веществ открыл М.В.Ломоносов, хотя мы
отразили и А.Л.Лавуазье в качестве другого его
открывателя. Кстати, а где ссылки на достоверные
и доступные авторам учебников и учителям
современные публикации об его открытии и
открывателях? Ссылок автор статьи не делает.
Не увидел в нашем учебнике Телешов ни четко
бросающихся в глаза определений понятий о
химической связи, ни выделенных закономерностей
реакций, ни наличия других имеющихся там
показателей, а потому проставил в своей таблице
прочерки. Просто не захотел увидеть! Так же
странно были оценены учебники для других
классов. Например, в табл. 4 «Методическое
обеспечение учебников по химии 8–11 классов»
(«Химия-11» в таблице почему-то не значится) нашему
комплекту учебников опять не повезло.
По данным Телешова, наши учебники не имеют
методического обеспечения, хотя таковое есть и
было.
В конце прошлого года в журнале «Директор
школы» (2006, № 8) вновь появляется подобная
публикация Телешова в соавторстве с директором
его школы В.Борисовым. Название статьи – «Где
взять учебники, в которых изложено все, что
должно, только то, что должно, и именно так, как
должно?» – весьма интригующее, т. к. в нем
поставлен вопрос, ответ на который вряд ли кто
знает, кроме авторов статьи. Она ориентирована не
на учителей, а на директоров школ, на выбор ими
учебников химии в соответствии с рекомендациями
авторов статьи.
Главными параметрами оценки учебников вновь
выступают: общий объем книги и число страниц
теоретического материала, подлежащего изучению
на уроке; число практических работ, с чем мы
вполне согласны. Опять фигурирует параметр одной
исторической ошибки (открытие закона сохранения
массы веществ) и другие, вызывающие сомнения.
Радует то, что в табл. 1 «Сравнительная
характеристика учебников химии для 8-го класса»
приведен наш учебник не 1997 г., а 2003 г., хотя
есть и более поздние издания. Однако опять
сведения о нашем учебнике поданы неверно.
Не учитывается, что они, в том числе и
«Химия 8», – уровневые, где третий уровень –
дополнительный материал к темам, не
предназначенный для изучения на уроках, но
обеспечивающий удовлетворение познавательных
интересов учащихся, желающих узнать больше. Этот
материал в 8-м классе занимает более 20 с. учебника.
Если вычесть этот материал из числа 187 с. текста,
то обязательных для изучения будет всего 167 с. Это
меньше, чем у многих других учебников «Химия-8», и
на урок приходится уже менее 2,8 с.
Следует отметить, что уровневые учебники (наши,
Л.С.Гузея и др.) выполняют в обучении широкие
функции и, естественно, имеют несколько больший
объем. Уровневый подход – достоинство учебников.
Он важен и для выбора индивидуального маршрута, и
для подготовки учащихся к ЕГЭ. Но по этому
параметру авторы статьи не повышают, а снижают
оценку учебника.
В нашем учебнике 2003 г. семь практических
работ, но приведено большое количество
лабораторных опытов с рисуночным описанием их
выполнения. К сожалению, авторы статьи не
вводят в перечень параметров лабораторные опыты.
Между тем дефицит и учебного времени, и реактивов
не позволяет выполнить большее число
практических работ. Компенсировать снижение
объема химического эксперимента можно именно за
счет увеличения демонстрационных и лабораторных
опытов.
В табл. 2 «Методическое сопровождение к
учебникам по химии» оценка учебников для 8–11-х
классов дается по трем параметрам: 1) книги для
учителя; 2) рабочие тетради; 3) дидактические
материалы. Но почему в числе их отсутствуют
задачники, элективные курсы, методические
рекомендации и другие, важные для обучения
пособия? Не потому ли, что у почитаемых
авторами статьи учебников их нет? В табл. 2
указано, что учебники Кузнецовой Н.Е. с
соавторами не имеют рабочих тетрадей. Это
неверно. Просто авторы статьи не удосужились
ознакомиться с методическим обеспечением наших
учебников, которое широко представлено и в
буклетах «Учебно-методический комплект. Химия»,
выпускаемых издательским центром
«Вентана-Граф», и в других публикациях. Наш
авторский коллектив создал широкий УМК. Это
задачники по химии, книги для учителя (авторы –
Кузнецова Н.Е., Жегин А.Ю., Титова И.М., Шаталов М.А.
и др.), методические пособия (Шаталов М.А., «Уроки
химии» (планирование и указания их проведения
для основной и профильной школы)) и др.
Методическую поддержку учебников также
оказывают: серия рабочих тетрадей к курсам химии
8–10-х классов (авторы Гара Н.Н., Зуева М.В.),
комплект дидактических материалов для 8–11-х
классов «Малый химический тренажер» Титовой И.М.,
раскрывающий технологию организации
адаптивно-развивающих диалогов, «Дидактические
карточки к “Химии 8–9”» Воскобойниковой Н.П. и
др.
Эти книги, задачники, тренажеры, тетради,
методические материалы есть у учителей,
работающих по нашим учебникам химии. Кроме того,
Титова И.М., Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. и другие
члены авторского коллектива выпустили в других
издательствах Санкт-Петербурга («КАРО»,
«Паритет» и др.) ряд пособий, ориентированных на
изучение химии по нашим учебникам в основной и
профильной школе. В 2006 г. издательский центр
«Вентана-Граф» подготовил к выпуску элективный
курс «Химия и искусство» (гриф МО РФ) и пособия
Титовой И.М. к его изучению, учебное пособие для
учащихся «Проверь свои знания.10–11классы»
(авторы – А.Ф.Аспицкая, И.М.Титова). Наш УМК быстро
пополняется, учебники Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой
и соавт. методически обеспечены, и далеко не все
другие учебники имеют в таком объеме
учебно-методическое обеспечение.
Необъективность авторов статьи еще больше
выражена в табл. 3 «Сравнительная характеристика
рекомендованных школьных учебников по химии для
8–9-х классов». Так, по критерию оценивания
изложения периодического закона на основе
усвоения важнейших понятий Телешов ставит нам 0.
В наших учебниках этим вопросам уделено
большое внимание, они раскрываются в 8-м классе
дважды. Впервые они рассматриваются на основе
атомно-молекулярного учения, после изучения
основных химических понятий и классов
неорганических соединений. Это позволяет
выделить эмпирические закономерности изменения
некоторых свойств элементов, форм и свойств их
кислородных соединений, познакомить учеников с
методологией открытия закона Д.И.Менделеевым,
более рано и активно использовать приобретенные
знания. Современная трактовка сущности закона и
структуры периодической системы, обобщенных в
ней периодических закономерностей достаточно
подробно раскрыты на основе теории строения
атома в главе VIII (§ 49–52) «Химии-8» 2003 г. Тем не
менее авторы статьи вновь выставляют нам балл 0.
Очередные 0 баллов мы получаем за то, что в
учебнике якобы нет определения химической связи.
Если раскрыть в «Химии-8», главу IX «Строение
вещества» (§ 54–56), то в глаза бросается жирно
выделенное общее определение химической связи, а
также определения разных ее видов (ковалентной,
ковалентной полярной и неполярной, ионной).
В учебниках «Химия-8» и «Химия-9» даны понятия и
определения всех изучаемых видов связи, а также
механизмов их образования. Чем же вызван
нулевой балл? Непонятно.
Другим критерием анализа учебников химии для
8–9-х классов является наличие в них трактовки
понятия «химический элемент». Мы и здесь
недоумеваем, почему авторы не сумели ее найти,
хотя она достаточно четко присутствует в текстах
учебников. Понятию «химический элемент» мы даем
различные трактовки и определения, позволяющие
разносторонне подойти к раскрытию его
содержания. Так, в учебнике для 8-го класса мы
объясняем понятие «химический элемент» с
позиций атомно-молекулярного учения (с. 24–25), с
позиций строения атома (с. 143), а также явления
изотопии (с. 145). В рамках изучения
периодического закона мы уделяем большое
внимание положению химического элемента в
периодической системе, используем обобщенный
алгоритм характеристики элемента. Предложен
алгоритм составления сравнительных
характеристик элемента и простого вещества,
способствующий разъединению этих понятий.
Знания по химическому элементу пополняются и
развиваются и далее, в 9-м классе, особенно в
разделе 11.
«Не заметили» авторы статьи и наше
стремление раскрыть триединую
структурно-энергетико-кинетическую трактовку
химических реакций на всем протяжении изучения
химии, в том числе и в курсах химии для 8–9-х
классов. В материале всех курсов мы
рассматриваем химическую реакцию как с
вещественной (структурной), так и с
энергетической и кинетической сторон, а в курсе
химии для 8-го класса 1997 г. была дана и
термодинамическая трактовка реакций. Триединое
раскрытие реакции дается на протяжении всех
курсов. Но и это Телешов «не заметил» и
милостиво поставил нам 0,5 балла лишь за
вещественную характеристику реакций. Вместе с
тем в курсе химии для 8-го класса энергетическая
характеристика реакций представлена достаточно.
Она дана в главе 1 (с. 19), в главе 2, § 17 «Сущность
химических реакций и признаки их протекания,
тепловой эффект химической реакции», в § 18
«Законы сохранения массы и энергии», в § 61
«Сущность и классификация химических реакций в
свете электронной теории» и других параграфах
этого курса. Первый теоретический раздел курса
химии для 9-го класса открывает глава «Химические
реакции». В ее § 1 отражена энергетическая
сторона реакции, в § 2, 4 – кинетическая, в § 3 –
вещественно-энергетическая, в § 5 – кинетическая
и энергетическая составляющие равновесия. Далее,
в других главах и параграфах развиваются эти
представления, отражаются вещественная,
энергетическая и кинетическая стороны реакций.
В наших учебниках по химии для 8–9-х классов и
тем более для 10–11-х классов большое внимание
уделено рассмотрению и формулированию
закономерностей протекания химических реакций,
как общих, так и частных (для обменных,
окислительно-восстановительных и других
реакций). Выделенные нами закономерности реакций
отражают вещественную, энергетическую и
кинетическую стороны процесса (см., например,
«Химия-8», глава 2, § 17 «Химические реакции в свете
трех теорий», «Химия-9», раздел 11 и его главы).
С этих позиций охарактеризованы общие
свойства металлов и неметаллов, групп элементов
и их соединений, электрохимический ряд
напряжений и др. Вероятно, авторы статьи, не
работающие по нашим программам и учебникам, лишь
мельком взглянули в них, выхватив из отдельных
глав то, что хотели. В результате по многим
выделенным параметрам наши учебники для 8–9-х
классов получили низкий суммарный балл.
Столь же необъективно (см. «Директор школы»,
2006, № 8) дана сравнительная характеристика
учебников для старшей школы в табл. 4
«Сравнительная характеристика рекомендованных
школьных учебников по органической химии для 10
(11) классов». Здесь нашему учебнику для
10-го класса повезло гораздо больше, его оценка
8 баллов из 10 возможных. Но опять же в
критериях (ранее были показатели) есть такой:
энергетическая трактовка при характеристике
химических реакций (G), где мы имеем 0 баллов.
Непонятно, почему энергетическая трактовка
химической реакции непременно должна быть
сведена к энергии Гиббса. В стандарте по химии
(профильный уровень) этот вопрос выделен
курсивом, т. е. можно изучать, но необязательно
знать. Кроме того, почему энергетическая
характеристика рассмотрена столь узко? В 10-м
классе у нас есть специальная глава 4
«Теоретические основы, механизмы и
закономерности протекания реакций органических
соединений». В ней рассмотрен вопрос об
энергии химической реакции. (Как трудно
угодить господину Телешову!) Безусловно, в курсе
химии для профильного обучения мы даем знания об
энергии Гиббса. Только мы изучаем ее не в 10-м, а в
11-м классе. Однако почему-то учебники для 11-го
класса выпадают из поля зрения авторов статьи.
Именно в 11-м классе мы даем знания о важнейших
объектах химии как системах, показываем их
функции в познании природы, там же даны основы
термодинамики, ее законы.
На примере своих
учебников и подробного описания подходов к их
оцениванию мы хотели показать необъективность и
даже некоторую предвзятость оценивания
учебников вообще. Что это – низкий
профессионализм, небрежность в исследовании или
лоббирование определенных групп учебников,
черный пиар по отношению к некоторым? Думаем, что
если и другие авторы учебников проанализируют
приведенные данные о них, то, возможно, придут к
такому же убеждению.
Мы поражены смелостью и безответственностью,
которую Телешов и его соавтор проявляют при
оценке действующих учебников химии,
безапелляционностью рекомендаций директорам
школ и учителям в выборе учебников, по которым
можно учиться школьникам в XXI в.
Уверены, что наши директора и учителя
достаточно грамотны и компетентны в этих
вопросах. Прежде чем выбрать ту или иную линию
допущенных к применению программ и учебников,
специалисты внимательно и придирчиво
анализируют, узнают о них от коллег, работающих
по ним, обсуждают и высказывают свои позиции на
курсах и совещаниях. Поистине, практика – лучший
критерий истины.
Нет сомнения, что некоторые использованные
Телешовым принципы и показатели оценки качества
учебников химии, сложившиеся в 1970–1980-е гг.,
полезны и сейчас. Однако современный этап
развития науки и общества выдвинул новые
парадигмы образования, новые направления и
принципы его развития, комплексные критерии для
разностороннего оценивания качества
современных учебников.
Концепция модернизации образования и
профильного обучения, мировые тенденции
развития системы образования определили новые
ценностно-целевые ориентиры, новые требования к
повышению ее качества и эффективности. На их
основе выстроены стратегические линии
обновления содержания образования и перестройки
процесса обучения. Новые социальные,
политические и природные реалии внесли в
содержание химического образования свои
приоритеты. Усилились экологическая,
практическая, методологическая и
мировоззренческая направленности содержания
предметов естественного цикла, углубляется их
фундаментальность, интеграция и дифференциация,
обеспечивающие формирование
естественно-научной картины мира, ключевых
компетентностей, разностороннее развитие
личности учащихся. Эти процессы регулируют новые
нормативные документы, в которых указаны
показатели и критерии достижения качества
образования на разных его уровнях и ступенях. Им
следуют учителя, на них ориентируются авторы
новых вариативных программ и учебников, на них
ориентируются при проведении ЕГЭ. Но почему-то
их не учитывают авторы обсуждаемой статьи,
используя при оценке учебников лишь отдельные,
часто субъективные и далеко не равноценные по
общности и значимости критерии и показатели.
Необъективность и неполноценность такого
анализа и оценки УМК, авторитарность выводов,
категоричность предложений, сделанных по выбору
учебников, наносят не только образовательный, но
и моральный и финансовый ущерб как авторам, так и
издательствам, принижают значение
государственных экспертных советов. Все это
приводит к выводу, что такой анализ – скорее
целенаправленный акт вытеснения вновь пришедших
на рынок образовательных услуг конкурентов или
заказная акция, но уж никак не научное
исследование. Да, сложна и ответственна проблема
выбора объективных и значимых критериев и
параметров оценки учебников и их УМК. Но такая
оценка необходима для их развития и улучшения.
Н.Е.КУЗНЕЦОВА,
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы;
И.М.ТИТОВА,
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
|