Начинающему агрономуПрограмма элективного курса • 9 классБывает, что очень крупное растение Восточная мудрость Пояснительная записка Курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Он знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии, методами анализа почв, растений и удобрений, содействует формированию у них склонности к сельскохозяйственному труду. Курс тесно связан с программой по химии. Знания, полученные на уроках химии, закрепляются, дополняются и углубляются на занятиях элективного курса. Учитывая специфику региона и потребность в изучении химии применительно к сельскому хозяйству, рассмотрение отдельных тем элективного курса увязано с местным сельскохозяйственным окружением – учебным хозяйством «Донское» и Донским государственным аграрным университетом. Значительный объем в программе данного курса занимают сведения о разных видах удобрений, характеристика которых дается по плану: состав, физические свойства удобрений, химические реакции для их распознавания, взаимодействие с почвой и другими удобрениями, способы применения и эффективность действия на урожайность сельскохозяйственных культур. Другую часть программы курса составляют сведения о почвах Ростовской области, о химии почвы, на основе которых учащиеся намечают способы улучшения ее состава и плодородия. Ядохимикаты и физиологически активные вещества целесообразно характеризовать по плану: состав, название, физическое состояние, рабочая форма применения (раствор, эмульсия, порошок, аэрозоль), возможность составления смесей с другими веществами, нормы и сроки применения. Практические занятия элективного курса предусматривают проведение учебных опытов и опытов с элементами исследования. Тесная взаимосвязь нашей школы с учебным хозяйством «Донское», с кафедрой химии Донского государственного аграрного университета позволяет учащимся правильно сориентироваться в выборе профессии; не случайно среди выпускников Персиановской средней школы № 61 много агрономов, агрохимиков, зооинженеров, ветеринарных врачей и технологов по переработке сельскохозяйственной продукции. Цели программы. Взаимосвязь и единство в организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии и на занятиях элективного курса; знание теории, истории науки; умение решать химические задачи с сельскохозяйственным содержанием, овладение навыками химического эксперимента; повышение качества учебно-воспитательного процесса; подготовка учащихся к выбору профессии. Задачи курса. Расширять и углублять знания учащихся по химии; развивать у учащихся интерес, творческий подход и навыки экспериментирования; максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных заданий и на этой основе развивать их профессиональные устремления, склонности и способности; всемерно использовать межпредметные связи, учить комплексному использованию знаний по разным предметам. Направления и виды деятельности. Теоретическое: подготовка докладов, рефератов, учебных процессов; решение задач с сельскохозяйственным содержанием и задач повышенной трудности. Экспериментальное: практические и лабораторные опыты; экспериментальная исследовательская работа учащихся. Содержание программы В в е д е н и е. Химизация земледелия (1 ч) Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Т е м а 1. Значение основных элементов в питании растений (4 ч) Понятие о питании растений. Условия, необходимые для роста и развития растений. Процесс фотосинтеза, биоактивные элементы (углерод, водород, кислород, йод, фосфор, кальций, магний, железо, калий). Вынос питательного элемента из почвы. Опыт с водными культурами. Практическая работа № 1. Определение содержания воды, крахмала, сухого вещества. Т е м а 2. Состав и свойства почв (6 ч) Почвы Ростовской области. Почва и ее свойства. Типы почв и их характеристика. Урок-экскурсия в музей ДГАУ. Кислотность почвы и ее влияние на растения. Известкование кислых почв. Практическая работа № 2. Качественное и количественное определение кислотности почвы. Т е м а 3. Классификация удобрений (2 ч) Основные виды и формы удобрений. Решение задач. Местные удобрения, их приготовление, хранение и использование. Т е м а 4. Микроудобрения (3 ч) Борные и медные удобрения. Марганцевые и молибденовые удобрения. Цинковые и другие удобрения, перспективные для культур южного сельскохозяйственного региона. Т е м а 5. Минеральные удобрения (4 ч) Азотные, фосфорные и калийные удобрения. Сложные и смешанные удобрения. Решение задач (определение питательности удобрения). Практическая работа № 3. Распознавание минеральных удобрений. Т е м а 6. Бактериальные удобрения (2 ч) Виды и значение бактериальных удобрений (нитрагин, фосфоробактерин, культуры силикатных бактерий). Практическая работа № 4. Условия действия удобрений на почву и растения. Т е м а 7. Зеленые удобрения (3 ч) Сидераты и сидерация. Бобовые культуры и их значение. Изучение сидератов по гербарию. Практическая работа № 5. Решение задач с сельскохозяйственным содержанием. Т е м а 8. Химическая защита растений (2 ч) Вредители и болезни сельскохозяйственных культур (на примере учебного хозяйства «Донское»). Инсектициды, фунгициды. Правила хранения пестицидов. Т е м а 9. Протравливание семян (2 ч) Фунгициды и бактерициды, их влияние на урожайность культур и получение устойчивого посевного материала. Практическая работа № 6. Знакомство с гербицидами в учебном хозяйстве «Донское». Т е м а 10. Химическая борьба с сорняками (2 ч) Виды сорняков и борьба с ними. Сорняки на полях учебного хозяйства «Донское». Т е м а 11. Стимуляция и торможение роста и развития растений (1 ч) Общее понятие о физиологически активных веществах; дефолиация и десикация; стимуляция и торможение жизнедеятельности растений. Тема 12. Агрохимические опыты (2 ч) Уборка и учет урожая. Урок-экскурсия в теплицу. Практическая работа № 7. Проведение полевых опытов на участке. Примерное тематическое планирование учебного материала Таблица предствлена в формате .pdf Э.Р.УХОВА,
|