Переходные металлы –
хром, медь, серебро
Конспект открытого урока • 11 класс
Формируемые умения. Выполнять следующие
операции: анализ, сравнение, систематизацию,
синтез, обобщение.
Вопросы воспитания. Развивать
самостоятельность суждений, умение быстро и
точно организовать свой учебный труд, работать с
книгой в условиях класса, анализировать свои
способности, поощрять стремление к
самосовершенствованию.
ХОД УРОКА
Рассматривается электронное строение атомов
переходных металлов, по ходу которого учитель
задает вопросы.
1. Объясните аномальное заполнение
электронных орбиталей атомов хрома, меди,
серебра.
Запись на доске:
2. Укажите особенности электронного
строения d-элементов.
3. Составьте шкалу степеней окисления хрома,
проявляемых им в соединениях.
Запись на доске составляется учителем и
учениками.
Учитель. Характерным свойством
соединений хрома Cr(+6) является их высокая
окислительная способность. Хроматы и дихроматы
широко используются в лабораторной практике.
Проведем оригинальный опыт, который называется
«Вулкан». Опишите свои наблюдения, составьте
уравнение протекающей реакции.
Ученик записывает на доске:
Электронный баланс:
• Задача (мысленный эксперимент). Имеются
две соли – А и В. Соль А – оранжевая, хорошо
растворимая в воде, ее раствор окрашивает пламя в
фиолетовый цвет. Эта соль – окислитель, при
взаимодействии с восстановителем в кислой среде
оранжевая окраска раствора меняется на зеленую.
Соль В – белая, при нагревании она разлагается на
газообразные продукты. Раствор соли при
взаимодействии с раствором АgNO3 дает белый
творожистый осадок. Сухие соли А и В при
нагревании реагируют между собой. Определите
соли А и В. Составьте уравнение реакции между
этими солями.
Решение
Окрашивают пламя в фиолетовый цвет ионы калия,
оранжевый цвет соли А придают дихромат-ионы,
следовательно, соль А – дихромат калия K2Cr2O7.
В составе соли В есть хлорид-ионы, т. к. именно
они с нитратом серебра дают белый творожистый
осадок. Соль (хлорид), разлагающаяся при
нагревании на газообразные продукты, – это
хлорид аммония NH4Cl.
Уравнение реакции солей А и В:
• Задача (объяснение наблюдаемого явления).
К выданному вам раствору хромата калия прилейте
несколько капель серной кислоты. Как и почему
изменилась окраска раствора? Составьте
уравнение реакции в ионном виде.
Ответ.
• Проблемный вопрос. Могут ли давать
реакцию «серебряного зеркала» неорганические
восстановители? (Вспомните, какой реагент
используется в качественной реакции на
альдегиды.)
Ответ. В реакции «серебряного зеркала»
атомы серебра в оксиде Ag2O понижают степень
окисления от +1 до 0 (восстанавливаются), образуя
«зеркало» осаждающегося на стекле серебра. Атомы
другого реагента, например серы в Na2SO3
или углерода в HCHO, повышают свои степени
окисления (окисляются). Уравнения реакций:
В ы в о д. В одной и другой реакции из оксида
серебра под действием восстановителя образуется
металлическое серебро. Восстановителем может
быть как альдегид (органическое соединение), так
и сульфит натрия (неорганическое соединение).
Приведенный пример показывает, что только
всесторонний анализ, опирающийся на взаимосвязь
эксперимента с его теоретической базой, дает
возможность целостного подхода к изучаемому
явлению. Порядок действий и мыслительных
операций при ответе на различные вопросы такой: теория
проблема эксперимент вывод.
• Задача (осно'вные соли). Какие вещества
будут образовываться при сливании растворов
солей CuSO4 и Na2CO3, имеющих
противоположный тип гидролиза? Напишите полное и
краткое ионные уравнения этой реакции, считая,
что образуется гидроксокарбонат меди(II).
Объясните причину образования осно'вной соли.
Обратите внимание на образование бирюзового
осадка, сравните его цвет с зеленым цветом
минерала малахита.
Решение
Уравнения электролитической диссоциации
исходных солей в их водных растворах:
Образование малодиссоциирующих ионов:
Молекулярное уравнение реакции:
2CuSO4 + 2Na2CO3 + H2O =
(CuOH)2CO3 + CO2 + 2Na2SO4.
Краткое ионное уравнение реакции:
Отметим, что в зависимости от условий
проведения опыта (концентрация реагентов,
температура) иногда одновременно с осно'вными
солями образуются и нерастворимые гидроксиды.
Схематически этот процесс можно записать так:
CuOH+ + OH– = Cu(OH)2.
Л и т е р а т у р а
Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 10 класс. М.:
Дрофа, 1998; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.
Химия. Для школьников старших классов и
поступающих в вузы. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.
Г.С.НОВИКОВА, учитель химии
(г. Ростов, Ярославская обл.)
|