Методы и формы
|
H2SO4 | HCl | CuO |
NaOH | H3PO4 | HBr |
Cu(OH)2 | KOH | H2SO3 |
Ответ. H2SO4, H3PO4, H2SO3.
Li | Mg | Cl |
S | Al | F |
K | N | Br |
Ответ. Cl, F, Br.
2 Логическое умозаключение. Я считаю, что все эти вещества: 1 – газы; 2 – жидкости; 3 – твердые вещества. Если вы не согласны, вычеркните ненужное.
1 | CO | P2O5 | N2O5 | O2 | SO3 |
2 | Br2 | H2SO4 | H2O | NaOH | HCl (р-р) |
3 | SiO2 | CaO | NaCl | I2 | Cl2 |
Ответ. 1 – P2O5 (тв.); 2 – NaOH (тв.); 3 – Cl2 (газ).
3 «Счетовод». Внимательно изучите таблицу. Найдите вещества в строке по вертикали и в строке по горизонтали, которые могут взаимодействовать друг с другом. Запишите в тетради уравнения реакций, а в соответствующей клетке на пересечении реагирующих веществ сумму всех коэффициентов (в том числе и единиц) в данной реакции. При невозможности осуществить реакцию в соответствующей клетке поставьте прочерк.
Данное задание позволяет учителю быстро осуществить проверку знаний химических свойств веществ разных классов, умение расставлять коэффициенты в реакциях.
Вещества | HCl | CuSO4 | NaOH | H2O |
Zn | (5) | (4) | – | (4) |
SO3 | – | – | (5) | (3) |
CaO | (5) | – | – | (3) |
Al(OH)3 | (8) | – | (8) | – |
4 Таблица-распределитель. Правильно распределите приведенные вещества по классам. Из полученных букв в выбранных клетках прочитайте фамилию ученого.
Формула | Классы неорганических соединений |
|||
Оксид | Кислота | Основание | Соль | |
K2O | М | А | Ш | А |
H2CO3 | П | Е | Т | Р |
P4O10 | Н | И | М | А |
CuSO4 | П | О | С | Д |
NaOH | Л | И | Е | С |
KCl | А | Н | У | Л |
CO2 | Е | Л | З | А |
H3PO4 | Н | Е | Л | С |
MgSO4 | Ч | У | М | В |
Ответ. Менделеев.
5 Лист-опросник «Что? Где? Какой?»
Заполните свободные клетки по имеющимся данным.
Это задание позволяет повторить изученный материал в интересной и нестандартной форме.
Что? (вещество) |
Где? (входит в состав…) |
Какой? (особые приметы) |
а | Атмосферы | Поддерживает горение и дыхание, тяжелее воздуха |
б | Желудочного сока | Уничтожает болезнетворные микроорганизмы, способствует перевариванию белков |
SiO2 | Почвы | в |
CO2 | г | Не поддерживает горение, дыхание, тяжелее воздуха |
Fe | Железной руды (как элемент), сталей и сплавов | д |
е | Атмосферы | Газ без цвета, вкуса, запаха. Не поддерживает горение и дыхание, легче воздуха |
Ответ. а – кислород; б – соляная кислота; в – оксид, твердый, нерастворим в воде, основная часть речного песка, используется в керамической отрасли промышленности; г – продукт разложения органических веществ, продукт горения, дыхания живых организмов; в воздухе содержится около 0,03%; д – притягивается к магниту, образует широкий диапазон сплавов с самыми разными свойствами; е – азот.
6 «Чужой». Найдите в ряду лишнее и объясните почему:
а) CuCl2, K2SO4, HCl, KNO3;
б) K, Na, Cu, Li, Rb;
в) S, Cr, O, P, N.
Ответ. а) HCl – кислота; б)
Cu – не является щелочным металлом;
в) Cr – металл.
7 «Классификатор». Разделите предложенные ниже вещества на группы всеми возможными способами классификации:
Zn, CaSO4, CO2, Mg(OH)2, FeO, Fe2O3, H2SiO3, S, HCl, NaOH, CuSO4, K, Al(OH)3, LiOH, SO3, BaO, O2, HNO3, SiO2.
Ответ. 1) Простые: Zn, S, K, O2;
сложные вещества: Al(OH)3, LiOH, SO3,
BaO, CaSO4, CO2, Mg(OH)2, FeO, Fe2O3,
H2SiO3,
HCl, NaOH, CuSO4, HNO3, SiO2;
2) основные классы неорганических
веществ:
оксиды, основания, кислоты, соли;
3) растворимые: CaSO4, CO2,
HCl, NaOH, CuSO4,
LiOH, SO3, BaO, O2, HNO3, K;
малорастворимые: CaSO4;
нерастворимые вещества: Zn, SiO2, Al(OH)3,
Mg(OH)2,
FeO, Fe2O3, H2SiO3, S;
4) агрегатное состояние: газы –
O2, SO3, HCl, CO2;
твердые вещества – Zn, CaSO4, Mg(OH)2, FeO,
Fe2O3,
H2SiO3, S, NaOH, CuSO4, K, Al(OH)3, LiOH, SiO2;
жидкость – HNO3.