В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ
УЧИТЕЛЮ |
Учебный эксперимент
в начале курса химии
Формирование понятий о физических
и химических явлениях
Окончание. Начало см. в № 19, 20/2007
В природе и обществе постоянно происходят
различные процессы или явления, которые (в
зависимости от уровня движения материи)
подразделяют на физические, химические,
биологические и социальные. Как правило, более
сложные явления включают в себя элементы явлений
более низкого уровня. Поэтому наука химия
изучает и химические, и многие физические
явления.
П р и м е ч а н и я. Вопросы и задания для
углубления и систематизации знаний учащихся
напечатаны курсивом. Как правило, учащиеся на
этом этапе изучения предмета еще не знакомы с
химической символикой, поэтому учитель дает
словесное описание процессов и раскрывает их
суть с помощью схем, таблиц и т.д.
Опыты, иллюстрирующие
физические явления
Физика изучает движение тел в пространстве,
оптические и тепловые процессы, гравитацию,
электричество и многие другие явления, не
связанные с превращением одних веществ в другие.
Свойства веществ, проявляющиеся при этом,
относят к физическим свойствам.
Оборудование и материалы. Ступка с
пестиком, нагревательные приборы,
фильтровальная бумага, химическая посуда и
лабораторное оборудование; крупная поваренная
соль, парафин, воск, жир, бензин.
ОПЫТЫ 1–3. Дробление
вещества и кристаллизация
Рассмотрите крупные кристаллы поваренной соли
или другого вещества; разотрите их в ступке в
мельчайший порошок, немного порошка растворите в
воде. Несколько капель раствора выпарите в
фарфоровой чашке.
1. Запишите ваши наблюдения. Оцените примерно
степень дробления порции вещества поваренной
соли при измельчении в ступке и при растворении.
2. Отнесите данные явления (измельчение,
растворение, выпаривание и кристаллизация) к
физическим или химическим явлениям.
3. Что изменится, если вместо поваренной соли
(опыты 1–3) взять сахар, молоко или мел?
ОПЫТ 4. Плавление и
затвердевание
Поместите в пробирку немного парафина, воска
или жира. Осторожно нагрейте до плавления;
вылейте расплав тонкой струйкой в фарфоровую
чашку и охладите.
1. К какому типу явлений относятся
плавление и затвердевание?
2. Можно ли вместо указанных веществ взять для
данного опыта сахар, уксусную кислоту,
поваренную соль или медь?
ОПЫТЫ 5–6. Испарение и
конденсация
Капните на фильтровальную бумажку 2–3 капли
чистого бензина или другого летучего соединения
и помашите этой бумажкой до полного испарения
бензина.
Поместите в морозильную камеру холодильника
стеклянный стакан или стеклянную банку. Через
некоторое время выставите сосуд на стол.
Наблюдайте запотевание предмета и его
последующее высыхание.
1. Можно ли утверждать, что бензин исчез? К
какому типу явлений вы отнесете процесс, имевший
место в данном опыте?
2. Возможно ли вновь собрать пары? этого
бензина в капли жидкости?
3. Откуда на стенках стеклянного сосуда
появилась вода? Куда она затем исчезла?
4. Можно ли считать появление и исчезновение
инея в зимнее время примером конденсации и
испарения вещества воды? Приведите другие
примеры испарения и конденсации веществ.
ОПЫТ 7. Деформация
Осторожно, не допуская воспламенения, нагрейте
непригодный пластмассовый корпус ученической
ручки. Когда материал ручки размягчится,
изогните предмет.
Определите тип этого явления и приведите
примеры, когда деформация полезна, а когда
приносит вред.
ОПЫТЫ 8–9. Электричество,
свет и тепло
Щелкните в помещении выключателем и зажгите
свет. Включите в сеть электронагревательный
прибор. Обратите внимание на внешние признаки
явлений – свет и тепло.
1. Почему явления, которые вы наблюдали в
опытах 1–9, относятся к физическим явлениям?
Дайте мотивированный ответ.
Опыты, иллюстрирующие
условия возникновения и признаки
химических явлений (химических реакций)
Химия изучает строение материи, ее состав,
получение и превращение веществ. Свойства
веществ, проявляющиеся при их получении и
превращениях, относят к химическим свойствам
вещества. Явления, которые сопровождают
получение и превращения веществ, называются
химическими явлениями. Чтобы отличать
химические явления от других, необходимо знать
условия их возникновения, признаки протекания,
исходные вещества и продукты реакции, т.е.
сущность процесса в целом.
Оборудование и материалы. Нагревательный
прибор, тигельные щипцы, химическая посуда;
сульфат меди(II), щелочь, мел, соляная кислота,
магниевая стружка, шерсть, нитрат калия, хлорная
вода или жидкий отбеливатель («Белизна»), вода.
|
При нагревании
йод образует фиолетовые пары
|
ОПЫТЫ 1–3.
Образование осадка и изменение цвета
Налейте в пробирку около 2 мл раствора сульфата
меди(II) и добавьте несколько капель раствора
щелочи. Обратите внимание на образование в
пробирке нерастворимого вещества голубого
цвета.
Содержимое пробирки (осадок) осторожно
нагрейте в пламени горелки до почернения осадка.
Опустите лакмусовую бумажку в хлорную воду или
в раствор отбеливателя. Наблюдайте постепенное
обесцвечивание индикатора.
1. Опишите ваши наблюдения и укажите сущность
наблюдаемых процессов с точки зрения
образования новых веществ.
2. Какие явления произошли (химические или
физические)?
3. По каким признакам вы определили тип явления?
ОПЫТЫ 4–5. Образование
газообразного вещества
Опустите кусочек мела в пробирку и добавьте
несколько капель раствора соляной кислоты.
Наблюдайте выделение углекислого газа.
Наберите стакан холодной воды из
водопроводного крана и поставьте его на
некоторое время в теплое место. Обратите
внимание на появление пузырьков газа на стенках
сосуда.
1. Сравните эти два явления по внешним
признакам и по их сущности. Сделайте вывод о
классификации этих явлений.
2. Произошло ли образование новых веществ в ходе
этих опытов?
ОПЫТ 6. Выделение тепла и
света
Внесите в пламя горелки (осторожно: яркий свет и
высокая температура!) с помощью тигельных щипцов
магниевую стружку или ленту.
|
Горение магниевой ленты
на воздухе
|
1. Сравните яркость горения магния с
яркостью обычной электрической лампочки.
2. Относятся ли горение магния и «горение»
электролампочки к одному типу явлений?
3. К какому типу явлений относятся горение дров,
свечение насекомых или глубоководных рыб?
ОПЫТЫ 7–8. Появление запаха
Внесите в пламя шерстяную нить или перо птицы.
Ощущается запах паленой шерсти.
Нажмите на головку аэрозольного дезодоранта,
почувствуется аромат цветов, лимона или
свежести.
1. Сравните происхождение запаха в обоих
случаях и определите, к каким типам явлений они
относятся.
2. Произошло ли образование новых веществ в ходе
этих явлений?
ОПЫТЫ 9–11. Явления при
растворении веществ
Поместите в три пробирки нитрат калия (или
другую соль азотной кислоты), гидроксид натрия,
безводный сульфат меди(II) (по 2 г). Добавьте в
каждую пробирку по 5 мл воды. Обратите внимание на
тепловые явления, которые можно определить на
ощупь, и на изменение цвета в третьей пробирке.
Осторожно выпарите по несколько капель каждого
раствора и вновь получите исходные вещества.
(Кристаллы медного купороса после выпаривания
раствора осторожно прокалите.)
1. Какие признаки в этих опытах
свидетельствуют, что произошли химические
явления, а какие признаки говорят о протекании
физических процессов?
2. Можно ли утверждать, что растворение данных
веществ является физико-химическим явлением?
3. Наблюдаются ли тепловые явления при
растворении сахара? Можно ли только на основе
нашего эксперимента говорить о том, что при
растворении сахара тепловые явления
отсутствуют?
Вопросы и задания
для систематизации и обобщения темы
1. Можно ли на основании только лишь внешних
признаков точно определить, к какому типу
явлений относится данный процесс? Свое суждение
подтвердите примерами.
2. Для получения краски нужного цвета и оттенка
художники, рисуя картины, смешивают различные
краски. Например, при смешивании желтого и синего
получается зеленый цвет. К какому типу явлений
(физическим или химическим) относится такое
превращение?
3. Назовите условия возникновения и протекания
химических реакций на примере двух-трех явлений.
4. Какова роль физических факторов в
возникновении химических явлений? Приведите
примеры, когда химическая реакция начинается в
результате удара, яркой вспышки света,
нагревания, простого смешивания веществ.
5. Приведите примеры физических явлений при
горении свечи, скисании молока, приготовлении
яичницы и в других «домашних делах», связанных с
химическими явлениями.
6. Приведите примеры химических явлений,
происходящих в природе, используемых на
производстве, транспорте, в строительстве, быту и
т.д.
7. Для каждого примера (см. задание 6) определите
названия исходных веществ и продуктов реакции.
Укажите роль физических факторов в этих
явлениях.
8. Для чего необходимо изучать химические
явления? Приведите примеры химических явлений,
полезных для человека и приносящих вред.
Г.И.ШТРЕМПЛЕР,
профессор кафедры химии
и методики обучения
Саратовского государственного
университета
|