В стране неорганических веществВнеклассное мероприятие
|
|
Пояснительная записка
Описанное ниже внеклассное мероприятие по химии для 8-го класса проводится в рамках внутришкольной недели естественных наук. В организационном плане оно состоит из двух частей: часть 1 – театрализованные химические миниатюры, подготовленные и сыгранные учащимися 9-го класса; часть 2 – химические конкурсы для двух команд учащихся 8-го класса.
Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических веществ»; развивать интерес школьников к предмету «Химия», эрудицию, умение логически рассуждать и высказывать свои мысли; воспитывать потребности в знаниях о тех веществах, с которыми человек соприкасается в быту; формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Химические миниатюры
Ведущий. В некотором царстве, в тридевятом Химическом государстве жил-был царь, великий химический государь. И правил он царством неорганических веществ. Познакомимся с жителями этой удивительной страны. Вон там, на скамеечке, встретились две сестры, и, кажется, у них что-то случилось.
Сценка класса кислот
(Две девочки-кислоты в шапочках с написанными на них формулами кислот Н2SО4 и НNO3.)
Кислота H2SO4. Здравствуй, сестра!
Кислота HNO3. Здравствуй, родная! Что-то ты неважно выглядишь. Расскажи, что у тебя случилось.
Кислота H2SO4. Ты и не представляешь, как я устала, вся из сил выбилась. Ты разве ничего не слыхала? К нам в царство приехали добры молодцы: такие красивые, такие блестящие металлы.
Кислота HNO3. Ах, да! Я их видела краем глаза. Такой егоза Na, легкий Аl и такой крутой молодец Fе.
Кислота H2SO4. Да, но не о них речь. С ними у меня хорошие отношения, без всяких проблем. Меня интересуют другие: такие блестящие, такие дорогие, прямо никак к ним не подобраться.
Кислота HNO3. Ах, да! Припоминаю. Видела я тут двух франтов: Аg и Аu, кажется. Ну и какие проблемы, милая сестра?
Кислота H2SO4. Да вот никак не могу с ними договориться. Хоть плачь!
Кислота HNO3. Что ты, дорогая. Плакать нам никак нельзя, а то слабыми станем. Хотя ко мне это не относится. Я сильна, я прекрасна, я просто обворожительна! Я этих молодцев быстро в оборот возьму. Недаром я зовусь Азотной.
Кислота H2SO4. Уж больно ты высокого мнения о себе. Я не хуже тебя, все металлы от меня без ума. Вот только эти двое никак не поддаются. Ну да ладно, найду я на них управу!
Ведущий. Ах вот что у них случилось! Ребята, кто может пояснить, в чем дело? Почему у серной кислоты такие проблемы с Аg и Аu? (За правильный ответ выдается талончик с химическим знаком.)
Сценка класса оснований
Ведущий. А в это время в парке спрятались еще два жителя Химического царства. Давайте послушаем, о чем они шепчутся.
Гидроксид NaOH. Ох, не знал, что здесь эти дамы находятся. Ни за что бы не пошел гулять с тобой!
Гидроксид Fе(ОН)3. Да ладно, не трусь! Ты ведь такой едкий, брат, с любым справишься!
Гидроксид NaОН. Что верно, то верно, но кислоты терпеть не могу! Особенно эти две, хорошо хоть третьей – Cолянки – с ними нет. А то бы точно что-нибудь непоправимое случилось.
Гидроксид Fе(ОН)3. Ха-ха! Припоминаю! Ну и закрутили вы дело в прошлом году. Такую нейтрализацию провели.
Гидроксид NaОН. Ох и не говори, брат! Столько солей наполучали – девать некуда.
Ведущий. Ребята! О какой такой нейтрализации говорили эти двое молодых людей? Кто они такие эти гидроксиды NaOH и Fe(OH)3? Чем различаются? О какой Солянке они говорили?
(За каждый правильный ответ – талончик.)
Сценка класса солей
Ведущий. А вот и продукты реакции нейтрализации. Ах, как приятно смотреть на эти создания! Наверное, это самые безобидные вещества. К какому классу веществ их следует отнести? Кто может их назвать? (За правильный ответ – талончик.)
Давайте послушаем, о чем говорят эти соли.
Соль CaCO3. Я среди вас самая главная и важная. Без меня не может обойтись ни один школьник.
Соль KNO3. Ну ты и задавака, Мелок! Подумаешь, на доске можно писать. Можно в тетради ручкой писать и карандашом. А вот я очень нужна человеку! Без меня ни один огородник не вырастит большого урожая. Ведь я знаю, как ребята любят морковку, помидорчики и огурчики.
Соль NaHCO3. Ну и хвастунья ты, Cелитрочка! Ведь ты можешь и вред людям нанести.
Соль KNO3. Ну, в этом не я виновата, а сам человек, если он будет бездумно пользоваться минеральными удобрениями. А ты, сода, чего отмалчиваешься?
Соль NaHCO3. А чего хвастаться? Мною в больших количествах человек не пользуется. Но даже без малого количества соды пышных оладушек мама не испечет. Да и печенье не будет печеньем, а торт тортом без соды. Еще я могу помогать чистить посуду, и тогда чашки и тарелки будут просто блестеть. Так что любой хозяйке я – пищевая сода – просто необходима.
Сценка класса оксидов
Ведущий. Посмотрите-ка, ребята, какие важные разговоры ведут соли. И действительно, в жизни человека они находят разнообразное применение. Ну что же, со всеми жителями Страны неорганических веществ мы познакомились. А теперь…
(Выбегают оксиды Na2O и SО3.)
Оксиды (вместе). Эй, эй! Про нас-то забыли! Мы ведь тоже жители Химического государства.
Мы дружная семейка,
Оксиды нас зовут.
Наш папа Оксигениум,
По-русски – Кислород.
Оксид SO3. Ребята, а вы знаете, почему наш папа О2?
Оксид Na2O. Ну и хвастуны здесь перед нами выступали. Ха-ха!
Оксид SO3. Ох и не говори. Уж очень соли хвастались: и Мелок, и Сода. Что ты, что ты, жить без них нельзя…
Оксид Na2O. А основания-то с кислотами, просто стыдно слушать. Ну что они без нас? Да ничто!
Оксид SO3. Без меня никакой серной кислоты не получится.
Оксид Na2O. А без меня щелочь не образуется.
Оксиды SO3 и Na2O (вместе). Если мы вместе соединимся, то и соль можем образовать.
Ведущий. Ребята, догадались какую? Ну-ка, кто смекалистый? (За правильный ответ – талончик.) Теперь со всеми жителями Химического государства мы познакомились. Подведем итоги: кто лучше справился с вопросами, которые были заданы во время представления. Посчитайте свои талончики, у кого больше, тот получает приз.
Химические конкурсы
Командный конкурс «Химический поезд»
На доске для двух команд нарисованы по четыре вагона: «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Основания». На столе лежат карточки с формулами веществ для двух команд. Какая из команд быстрее заполнит вагоны пассажирами, та и победит.
Конкурс «Волшебные элементы»
Даны элементы: Ва, S, Р, О, Н, Аg, N, Аl. Какая из команд за 2 мин составит больше химических формул и даст названия полученным веществам, та и побеждает.
Конкурс «Гонки по вертикали»
Чтобы выиграть в конкурсе, надо без подсказок или с минимальным их числом ответить на все вопросы.
В о п р о с ы д л я 1-й к о м а н д ы
1. Вещество, которое состоит из кислорода и какого-либо другого элемента.
(Оксид.)
2. Это сложное вещество. Если оно растворяется в воде, то называется щелочью. Назовите класс таких веществ.
(Основания.)
3. В ней лакмус краснеет.
(Кислота.)
4. Другое название хлороводородной кислоты.
(Соляная.)
5. Содержание этого элемента в воздухе составляет 75,6% по массе, он присутствует во многих органических веществах, в том числе и в белках.
(Азот.)
6. Формула Fe(OH)3 принадлежит веществу …
(Гидроксид железа(III).)
В о п р о с ы д л я 2-й к о м а н д ы
1. В ее растворе лакмус синеет.
(Щелочь.)
2. В этом веществе есть гидроксильная группа.
(Основание.)
3. Вещество с формулой MgCO3 – это … .
(Карбонат магния.)
4. Эти вещества получают реакцией окисления простых веществ.
(Оксиды.)
5. Этот газ входит в состав воздуха, он поддерживает горение и дыхание.
(Кислород.)
6. В реакции этой кислоты с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода, не выделяется водород, а выделяются другие газы.
(Азотная кислота.)
Подведение итогов конкурсов и урока в целом.