Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19/2007 ГЛАВА 4. МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ. КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ Урок 39. Кислоты 1. Какие вещества называют кислотами? Каковы особенности состава и строения кислот? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 2. Как называют вещества, позволяющие определять присутствие кислоты в растворе? ……………………………………………………………………………. 3. Назовите два индикатора кислот. Какова их окраска в воде и в растворах кислот? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 4. Как называют атом или группу атомов
в формуле кислоты, стоящие за атомами водорода ……………………………………………………………………………. 5. Что означает понятие «осно'вность кислоты»? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 6. Приведите формулы и названия: а) двух бескислородных кислот; б) трех-пяти кислородсодержащих кислот. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. Добавляя к названию центрального элемента формулы окончание «ная» и слово «кислота», назовите следующие кислородсодержащие кислоты: а) HNO3; б) H2SO4; в) H3PO4; г) HClO4. ……………………………………………………………………………. 8. Напишите уравнения реакций (с соответствующими коэффициентами) получения кислородсодержащих кислот взаимодействием оксидов неметаллов с водой: 9. Каковы требования техники безопасности при работе с едкими кислотами? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………….
10. Напишите уравнения реакций кислот: а) соляной НСl с магнием; б) разбавленной серной H2SO4 с цинком; в) азотной HNO3 с мелом СаСО3; г) соляной HCl с цинковой обманкой ZnS. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………….
Урок 40. Основания 1. Назовите соединения: LiOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Fe(OH)3. ……………………………………………………………………………. 2. Какие вещества относят к основаниям? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 3. Как называют растворимые в воде основания? ……………………………………………………………………………. 4. Как называют вещества, позволяющие определить присутствие в растворе оснований? ……………………………………………………………………………. 5. Как изменяется окраска индикаторов в растворах щелочей? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 6. Пользуясь таблицей растворимости, напишите формулы двух растворимых и двух нерастворимых оснований, а также одного малорастворимого основания. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. В следующем перечне выберите формулы оснований и назовите эти основания: NaOH, H2SO4, Mg(OH)2, CaO, Al(OH)3, NaHSO4, KOH. ……………………………………………………………………………. 8. По цвету и характеру осадка определите, в каком стакане находится каждый из следующих нерастворимых гидроксидов: а) Al(OH)3; б) Fe(OH)3; в) Сu(OH)2. …………………………………………………………………………….
9. Реакцией оксидов металлов с водой можно получить растворимые и малорастворимые в воде основания. Напишите уравнения реакций соединений, в которых образуются основания: 10. Что показывает римская цифра
в названиях ряда нерастворимых оснований: ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 11. Поясните, в чем состоит едкость щелочей. Каковы основные правила техники безопасности при работе со щелочами? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 12. Расставьте коэффициенты в схемах реакций оснований с кислотами: Ва(ОН)2 + НNO3 Ba(NO3)2 + H2O, Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O, Al(OH)3 + HCl AlCl3 + H2O. Урок 41. Реакция нейтрализации. Соли 1. Как называют реакцию между кислотой и основанием? ……………………………………………………………………………. 2. Изменяются или нет степени окисления атомов при реакции нейтрализации? Ответ подтвердите двумя примерами. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 3. Сформулируйте определение понятия «соль». ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 4. В приведенном списке подчеркните формулы солей и укажите причины, по которым остальные соединения нельзя отнести к солям: CaCl2, CaO, Ca(OH)2, KCl, HCl, Na2SO4, K2CO3, PCl3, Ca3N2. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 5. Какое строение (молекулярное или ионное) у солей? Укажите вид связи: а) между катионами и анионами; б) между атомами, входящими в состав сложных анионов, например, между атомами серы и кислорода в анионе . ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 6. Напишите по две формулы солей кальция: а) хорошо растворимых в воде; б) малорастворимых; в) нерастворимых. Приведите названия этих солей. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. Напишите уравнения реакций получения солей взаимодействием металла и неметалла: а) натрия и хлора; б) алюминия и брома; в) серебра и серы. Назовите эти соли. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 8. Какие соли называют купоросами, а какие – селитрами? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 9. Реакция обмена между двумя растворимыми солями идет до конца, если в результате образуется хотя бы одна нерастворимая соль. Используя соли BaCl2, Na2SO4, Pb(NO3)2, AgNO3, напишите уравнения трех реакций обмена, протекающих до конца (с образованием осадка). ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………….
10. По общей схеме: Р + Р = Н + Р (где Р – растворимые в воде соединения, Н – нерастворимые соединения) – протекают реакции обмена солей с кислотами и щелочами. В результате образуются нерастворимые соединения. Напишите правые части в схемах реакций и стрелкой отметьте нерастворимые соединения, расставьте коэффициенты: AgNO3 + HCl .……………………………………. , Ni(NO3)2 + NaOH ..……………………………….. , Na2CO3 + Ca(OH)2 .……………………………….. , BaCl2 + H2SO4 …….……………………………….. . 11. Растворимые и нерастворимые карбонаты реагируют с сильными кислотами – азотной, серной и соляной. При этом образуются новые соли и угольная кислота Н2СО3, которая неустойчива и разлагается на воду и углекислый газ. Напишите три уравнения реакций карбонатов кальция, натрия и магния соответственно с азотной, соляной и серной кислотами. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 12. У каких из веществ: Са3N2, Mg(NO3)2, Fe(NO2)2, Fe(NO3)3 массовая доля азота (N) одинаковая? Приведите численное значение для них (N). ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. Урок 42. Реакции кислот и щелочей: 1. В двух пробирках находятся растворы кислоты НCl и основания NaОН. Как отличить кислоту от щелочи? Предложите два способа. Напишите уравнения использованных реакций. П о д с к а з к а. 1) Используйте индикаторы. 2) Качественная реакция на ион Н+– действие карбоната МСО3. Ион ОН- обнаруживают путем образования нерастворимого основания, например Mg(ОН)2, при добавлении растворимой соли (MgSО4). ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 2. Какие реакции (см. схемы ниже) протекают, а какие нет? Допишите схемы осуществимых реакций: NaOH + HNO3 ……………………………….. , HNO3 + Na2CO3 ……………………………….. , NaOH + FeSO4 ……………………………….. , CaCO3 + NaOH ……………………………….. , HCl + Na2SO4 ……………………………….. . 3. Вещества каких классов образуются в реакциях обмена с участием кислот? Приведите примеры таких реакций. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 4. Напишите уравнения реакций с участием
щелочей, в которых образуются: а) соль и вода; ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 5. Напишите правые части уравнений, в которых сильные кислоты вытесняют относительно слабые кислоты из их солей: H2SO4 (конц.) + 2NaCl (крист.) = …………….. , HCl + NaNO2 = ………………..……………….. , HCl + Na2S = …………………..……………….. , H2CO3 + Na2S = ……………..………………….. , HNO3 + K2CO3 = ……………………………….. . 6. Сколько граммов соды Na2CO3 потребуется для нейтрализации 1260 г 100%-й азотной кислоты? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. В реакциях многоосновных кислот (H2SO4, Н2СО3, Н3РО4) с основаниями в зависимости от соотношения реагентов могут образовываться либо средние (MgSO4, K2CO3, Na3PO4), либо кислые соли (KНSO4, NaHCO3, CaHPO4). Учитывая мольные соотношения исходных веществ, напишите правые части в уравнениях реакций: H2SO4 + KOH = ……………… , H2CO3 + 2KOH = ……………… , H3PO4 + Ca(OH)2 = …………… , 2H3PO4 + Ca(OH)2 = ………….. , H2CO3 + NaOH = ………………………… . 8. Напишите уравнения реакций
нейтрализации, в которых образуются следующие
соли: ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 9. Обратимая реакция CaCO3 + CO2 + H2O Ca(HCO3)2 лежит в основе перераспределения кальция по поверхности планеты. Какое направление реакции способствует рассеянию кальция в природе, а какое – его концентрированию? |