Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Углубленное изучение
органической химии через систему
экспериментальных работ

Элективный курс • 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Данный элективный курс имеет как тематическое, так и временно'е согласование с учебником «Химия-10» О.С.Габриеляна, с тематическим планированием предмета «химии» для 10-го класса из расчета 1 ч в неделю, всего 34 ч. Он предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-научного профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы).

Программа курса модифицированная, т.е. разработанная на основе уже существующих примерных программ, но дополненная, в частности, несколькими практическими работами исследовательского характера.

Все разделы органической химии для 10-го класса углубляются этим курсом более или менее равномерно.

Выбор данного курса не случаен. С одной стороны, практические работы – это один из любимых видов деятельности учащихся, они любят, как сами выражаются, «химичить». Им интересно работать с веществами, лабораторным оборудованием. Один час в неделю урока химии и две практические работы за год в 10-м классе не способны удовлетворить любопытство и интерес ребят к предмету. С другой стороны, практические работы – один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала.

Перед практическими работами по определенному разделу дается теоретический материал. На занятиях курса применяются активные формы обучения – поисковый характер, элементы исследовательской работы и проектной деятельности.

Предусмотрено обязательное ведение рабочей тетради. Записи в рабочей тетради следует вести по ходу проведения эксперимента так, чтобы по ним можно было воспроизвести этот эксперимент.

Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников, что способствует обучению старшеклассников общим приемам научной деятельности, т.е. групповому планированию эксперимента, его проведению, обсуждению результатов. Несмотря на коллективное выполнение заданий, отчет о проделанной работе каждый учащийся должен составлять самостоятельно.

Учащиеся получают задания по теме предстоящей практической работы. На занятии и дома они знакомятся с теоретическим материалом, изучают содержание самой работы, составляют план будущей работы, заготавливают эскизы необходимых таблиц, графиков, схем, приборов. В начале занятий преподаватель проверяет теоретическую и практическую подготовленность учеников к предстоящей работе и допускает (или нет) к выполнению эксперимента.

Цели курса.

• Развитие интереса к химии и проведению химического эксперимента;

• расширение и углубление знаний по органической химии;

• сознательный выбор будущей специальности.

Задачи.

• При помощи практических работ систематизировать, углубить и закрепить знания учащихся о фундаментальных законах органической химии;

• показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;

• создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации;

• предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;

• научить работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Формы работы. Лекционно-семинарские занятия, парная работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов, подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений из Интернета, научной и научно-популярной литературы, использование видеофильмов, выполнение учащимися проектов.

Ожидаемые результаты. Закрепление умений оформлять результаты экспериментов, использовать справочную литературу, давать объяснения выявленным закономерностям, обсуждать результаты опытов. Занятия также помогут подготовиться к ЕГЭ по химии и поступлению в вуз естественно-научного профиля.

По окончании данного курса школьники должны иметь представление об основных классах органических веществ, функциональных группах, номенклатуре, химических свойствах и качественных реакциях. Ребята расширят свои знания о ферментах, лекарствах, витаминах, что пригодится им и в повседневной жизни. На практических работах ученики приобретают исследовательские навыки, узнают о простейших методах определения качества молока, мяса, меда (некоторыми из них можно воспользоваться дома).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия Тема Количество часов Вид деятельности
1 Правила техники безопасности 1 Беседа.
Составление памятки по ТБ
2 Классификация органических веществ 1 Лекция с элементами беседы. Зачет-викторина
Углеводороды 4  
3 Классификация, номенклатура и свойства углеводородов 1 Работа с литературой в парах. Тест
4 Практическая работа 1. Обнаружение углерода, водорода, серы, галогенов, азота в органических веществах 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

5 Практическая работа 2. Получение и свойства этилена 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

6 Практическая работа 3. Свойства бензола 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

Кислородсодержащие соединения 8  
7 Классификация, номенклатура
и функциональные группы
1 Лекция с выполнением упражнений.
Тест
8 Практическая работа 4. Спирты 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

9 Практическая работа 5. Альдегиды и кетоны 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

10 Практическая работа 6. Карбоновые кислоты 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

11 Практическая работа 7. Получение фруктовых эфиров и самодельных духов 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

12 Жиры как сложные эфиры.
Мыла
1 Семинар.

Контроль за сообщениями учащихся

13 Практическая работа 8. Получение мыла щелочным омылением жиров 1 Практическое занятие.

Отчет о проделанной работе

14 Практическая работа 9. Определение качества мыла 1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
Углеводы 2  
15 Классификация углеводов, их строение
и свойства
1 Мини-конференция
16 Практическая работа 10. Свойства глюкозы, сахарозы и крахмала 1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
Азотсодержащие соединения 3  
17 Амины. Аминокислоты. Белки 1 Парная работа с литературой.
Cоставление конспекта
18 Практическая работа 11. Амины и амино-
кислоты
1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
19 Практическая работа 12. Белки и их свойства 1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
Генетическая связь 2  
20 Генетические ряды органических веществ 1 Беседа
21 Практическая работа 13. Взаимосвязь между классами органических веществ 1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
Витамины 3  
22 Витамины и здоровье. Классификация витаминов 1 Дискуссия. Контроль за коммуникативными умениями
23 Практическая работа 14. Обнаружение витамина С в овощах и фруктах 1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
24 Практическая работа 15. Обнаружение витамина D в рыбьем жире и курином желтке 1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
Ферменты 2  
25 Ферменты – носители жизни 1 Лекция с элементами беседы.
Cоставление конспекта
26 Практическая работа 16. Действие ферментов на различные вещества 1 Практическое занятие исследовательского характера.

Отчет о проделанной работе

Лекарства 2  
27 «Заглянем в домашнюю аптечку» 1 Семинар
28 Практическая работа 17. Анализ лекарственных препаратов 1 Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе
Определение качества продуктов питания 3  
29 Практическая работа 18. Определение качества молока 1 Практическое занятие исследовательского характера.

Проверка отчета о проделанной работе

30 Практическая работа 19. Определение качества меда 1 Практическое занятие исследовательского характера.

Проверка отчета о проделанной работе

31 Практическая работа 20. Определение качества мяса 1 Практическое занятие исследовательского характера.

Проверка отчета о проделанной работе

32–34 Итоговые уроки в форме презентации личных достижений 3 Анкетирование, мини-сочинение «Чем мне был полезен и интересен данный курс», защита проектов.

Зачет-викторина, тест по содержанию курса, проверка тетрадей с конспектами теоретических и практических занятий

Л и т е р а т у р а

Артеменко А.И., Тикунова И.В., Ануфриев Е.К. Практикум по органической химии. М.: Высшая школа, 2001; Краузер Б., Фримантл М. Химия: Лабораторный практикум. Пер. с англ. М.: Химия, 1995; Слета Л.А. Химия: Справочник, Харьков: Форлио; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Шарп Дж., Госни И., Роули А. Практикум по органической химии. Пер. с англ. М.: Мир, 1993; Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10, 11 классы. Волгоград: Учитель 2004; Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс; М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2001; Егоркин В.Ф., Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Внеклассные практические занятия по химии. М.: Просвещение, 1965.

Н.К.ТИХОНРАВОВА,
учитель химии гимназии № 96
им. В.П.Астафьева
(г. Железногорск)

Рейтинг@Mail.ru