ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
|
Элемент | Источник | Функция | Внешние признаки недостаточности |
Натрий | Молоко, молочные продукты, рыба | Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала | Головная боль, слабая память, потеря аппетита |
Кальций | |||
Железо | |||
Фосфор |
Учитель-химик. Из макроэлементов клетки мы остановимся на одном – углероде. Углерод – один из самых распространенных элементов на Земле. Графит в карандашах, алмаз в стеклорезном инструменте, бриллианты в коронах царей, древесный уголь – все это элемент углерод в чистом виде. Обратите внимание на пористую поверхность древесного угля, который лежит у вас на столах. На своей поверхности уголь может адсорбировать различные вещества. Это свойство было применено русским ученым Н.Д.Зелинским при создании первого противогаза в годы первой мировой войны.
Чтобы перечислить соединения углерода, не хватит времени урока. Достаточно сказать, что все живое на Земле – от мельчайших амеб до гигантов растительного и животного мира – состоит из углеродсодержащих веществ.
Ученик.
У элемента углерода
Достоинств очень, очень много.
Людям он совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Он уже пылал в костре,
Освещая интерьер пещер.Украшает бриллиант
Дамский праздничный наряд.
Если мягкий, он – графит,
Пишет, линии чертит.
Такова, друзья, природа
Элемента углерода.
Учитель-биолог. Углерод составляет основу каменного угля, нефти и природного газа. Углеродный скелет – основа всех органических веществ: белков, жиров, углеводов, входящих в состав продуктов питания. Очень важно правильно сбалансировать соотношение в пище белков, жиров и углеводов. Неправильное питание становится причиной многих болезней, при избыточном питании возникает ожирение, а при недостаточном – дистрофия.
Устный журнал. Проблемы питания
Научный сотрудник-диетолог. Нет универсального продукта, способного полностью удовлетворить потребности человека в веществах, содержащих углерод. Взрослому человеку необходимо потреблять в сутки белков – 100 г, из них 50 г животного происхождения; жиров – 100 г, из них 30 г растительного происхождения; углеводов – 400 г.
Для Белгородской области характерна несбалансированность рациона питания взрослого населения. Потребление рыбы и изделий из нее составляет 42% от рекомендуемых потребностей, молока и молочных продуктов – 43%, овощей и фруктов – 49%, а вот крупяных и хлебобулочных изделий – 156%, т.е. в полтора раза выше нормы.
Учитель-химик. В переводе с латинского слово «кальций» означает известь. В виде металла кальций был получен в 1808 г. (демонстрация металлического кальция). В природе в свободном состоянии он не встречается, т.к. обладает большой химической активностью. Много кальция содержится в осадочных породах: мел, мрамор, известняк. А кто может сказать, почему наш город называется Белгород и почему в нашей области много мест, имеющих однокоренные названия: Беломестное, Белая гора, Беловское?
Ученик.
Что за белым тем холмом?
– Горы меловые,
Или Белый город-дом,
Или клад России.
Наша область богата мелом. Мел, мрамор, известняк – это хороший строительный материал. Однако под действием кислотных дождей он разрушается. Докажем это экспериментально.
Лабораторный опыт
«Взаимодействие мела с кислотой»
CaCO3 + …HCI = CaCl2 + CO2 + H2O.
Группа химиков работает над расстановкой коэффициентов в уравнениях реакций у доски и на рабочих местах:
CaCO3 + …HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O + CO2;
…CaCO3 + …H3PO4 = Ca3(PO4)2 + …CO2 + …H2O;
CaCO3 + …HBr = CaBr2 + CO2 + H2O;
CaCO3 + … H2SO4 = CaSO4 + CO2 + H2O.
На местах группы биологов и диетологов решают задачу на определение потребности организма в кальции.
Задача 5. Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента (табл. 2)?
Таблица 2
Суточная потребность (мг) в некоторых элементах
Возраст (лет) | Са | Р | Mg | Fe | Zn | I (мкг) |
М у ж ч и н ы | ||||||
11–14 | 1200 | 1200 | 350 | 18 | 15 | 150 |
15–18 | 1200 | 1200 | 400 | 18 | 15 | 150 |
19 и старше | 800 | 800 | 350 | 10 | 15 | 150 |
Ж е н щ и н ы | ||||||
11–18 | 1200 | 1200 | 300 | 18 | 15 | 150 |
19–50 | 800 | 800 | 300 | 18 | 15 | 150 |
51 и старше | 800 | 800 | 300 | 10 | 15 | 150 |
Учитель-биолог. Строительный материал, используемый человеком, является строительным материалом и самого человека.
Кальций – основной компонент скелета человека, раковин моллюсков, коралловых полипов (демонстрация коллекций).
Кальций – компонент зубов, при его дефиците возникают проблемы: кариес, пульпит и т.д. В организме человека содержится 1,4% кальция. Ионы кальция – активаторы многих ферментов, без кальция невозможно сокращение мышечного волокна. Ионы Са2+ участвуют в передаче нервного импульса, являются одним из факторов свертывания крови.
Устный журнал.
Диета как потребность в элементах
Научный сотрудник-диетолог. Потребность взрослых людей в кальции составляет 0,8 г в сутки, детей – 1,4 г. Это количество кальция можно усвоить, вводя в пищевой рацион 1 л молока, или 150 г творога, или 1 яйцо. Кальций содержится в гречневой крупе, апельсинах, черной смородине.
Учитель-биолог. Почему у детей потребность в кальции выше? Вспомните, какую роль в организме человека играет кальций.
Учитель-химик. Век каменный на часах истории сменился веком медным, а затем железным. Железный век продолжается и сейчас. В XIV в. железо стоило в пять раз дороже золота. Железо образует множество минералов, одним из которых богата наша область – это гематит (Fe2O3). Наш край называют железорудным. Как вы думаете почему?
Миллионы тонн железа были затрачены на создание вооружения. Однако железо – основа современной техники и машиностроения.
Учитель-биолог. Железо защищает человека не только снаружи, но и изнутри. В организме человека содержится 4,2 г железа. Давайте вспомним, в каких клетках организма содержится железо. Железо входит в состав небелковой части гемоглобина – гема и белка миоглобина, содержащего запас кислорода в мышцах. В небольших количествах оно содержится в печени, селезенке, костях. При дефиците железа возникают апатия и усталость. С тем, какие продукты богаты железом, нас познакомит диетолог.
Научный сотрудник-диетолог. Железом богаты свекла, хурма, гранаты, красная икра, яблоки, печень, мясо, зеленые листья овощей.
Задача 6 (для химиков). Рассчитайте массовую долю химического элемента железа в гематите Fe2O3. (Ответ. 70%.)
Задача 7 (для биологов и диетологов). В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день школьнику для удовлетворения суточной потребности в этом элементе? (Ответ. 22,5 куска.)
Научный сотрудник-диетолог. Вопрос. Какую роль играет железо в организме человека?
Ученик. Двухвалентное железо содержится в гемоглобине крови, обеспечивающем дыхание тканей организма.
Учитель-химик. Следующим элементом, с которым мы познакомимся, будет йод. Этот малораспространенный элемент был обнаружен французским химиком Б.Куртуа в 1811 г. в золе морских водорослей. Император Китая Цин Шихуанзи (III в. до н. э.), во время правления которого была построена Китайская стена, использовал для своих тайных писем рисовый отвар. После высыхания отвар не оставлял видимых следов. Если письмо смачивали спиртовым раствором йода, то появлялись синие буквы. Объясните почему.
(Демонстрационный опыт «Проявление крахмальной надписи раствором йода»
На листе появляется слово «биохимия».)
Вопрос. Для проявления надписи император пользовался отваром бурых водорослей. Объясните почему?
Учитель-биолог. Человек не может жить без йода. Йод необходим для синтеза в щитовидной железе гормонов тироксина и трийодтироксина. Эти гормоны участвуют в регуляции процессов роста и развития тканей. Они повышают интенсивность обмена веществ. Сотни лет не перестает восхищать людей портрет Джоконды, или Моны Лизы, знаменитой загадочной улыбкой. По мнению некоторых ученых, изображенная на портрете женщина страдала расстройством функции щитовидной железы – эндемическим зобом. Белгородская область относится к районам с высоким уровнем заболеваемости щитовидной железы.
Научный сотрудник-диетолог. Суточная потребность в йоде для человека – 130–200 мкг. В Белгородской области расширилось производство обогащенных йодом продуктов питания. Семь предприятий освоили выпуск хлеба «Белгородского» с морской капустой, а ОАО «Колос» увеличило его выпуск почти в 20 раз по сравнению с 1999 г.
Итоги урока
Учитель-химик. Сегодня мы рассмотрели несколько химических элементов. Как вы считаете, справедливо ли утверждение, что химия только вокруг нас?
В начале урока заведующие лабораториями получили оценочные листы. Мы внимательно наблюдали за вашей работой и сейчас постараемся максимально объективно выставить оценки. Однако главные оценки вам поставит жизнь. Оценки за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке.
Завершить заседание кафедры хотелось бы словами И.В.Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».
Домашнее задание. Самостоятельно заполнить все колонки в табл. 1, в том числе и по элементу фосфору.