«Химия (8–11 класс).
|
Материал ЭИ | Количество уроков
с использованием ЭИ к общему количеству уроков, % |
|||
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |
Коллекции | 89 | 69 | 90 | 89 |
Демонстрационный эксперимент | 19 | 42 | 52 | 28 |
Лабораторные опыты | 22 | 35 | 58 | 44 |
Занимательный материал | 16 | 9 | – | – |
Творческие задания (по материалам диска) | 20 | 16 | 2 | – |
Задачи | – | 13 | 14 | 9 |
Рассматриваются пять тем: «Оборудование химической лаборатории и приемы работы с ним», «Свойства неорганических веществ», «Свойства органических веществ», «Химические реакции», «Атомы и молекулы». В каждой из тем выполняются лабораторные работы, тесты по технике безопасности. Контроль полученных знаний осуществляется с помощью итоговых тестов.
Помощь при выполнении лабораторных работ и работе с ЭИ можно получить, нажав на знак вопроса в нижнем левом углу экрана или у Химика (фигурка там же).
В состав ЭИ «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория» включены следующие разделы.
Лаборатория
В данный раздел входит более 150 химических опытов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного химического образования (рис. 1). Химические опыты проводятся в виртуальной лаборатории, которая включает необходимое химическое оборудование (пробирки, колбы, штативы и др.) и химические реактивы. Состав химического оборудования и химических реактивов, предоставленных учащимся, определяется в соответствии с проводимым химическим опытом (рис. 2).
Рис. 1. Меню раздела «Лаборатория» |
Рис. 2. Демонстрация опыта по
теме
|
Для визуализации химического
оборудования и химических процессов
использованы средства
3D-графики и анимации, а также цифровое видео.
В случае необходимости предусмотрена
возможность проведения необходимых измерений
виртуальными измерительными приборами и
изменение параметров проводимых опытов.
Предусмотрена возможность демонстрации в
специальном окне увеличенных изображений
происходящих химических процессов.
В ходе каждой лабораторной работы учащийся проводит наблюдения (в виде виртуальных фотографий), обрабатывает и обобщает полученные результаты опытов в «Лабораторном журнале». При заполнении «Лабораторного журнала» используется специальная программа «Редактор химических формул».
На всех этапах выполнения лабораторной работы программой осуществляется контроль за действиями учащихся и даются соответствующие комментарии и рекомендации в виде текста или реплик педагогического агента – персонажа Химик. При проведении эксперимента учащийся получает пошаговые инструкции к выполнению опыта, предусмотрено также их выполнение с различными параметрами.
Результаты выполнения лабораторной работы учащихся хранятся в индивидуальном файле, который доступен учителю для просмотра и оценки.
Конструктор молекул
В данном разделе представлена часть «Виртуальной лаборатории», в которой работы выполняются с помощью «Конструктора молекул» (рис. 3).
Рис. 3. Окно раздела «Конструктор молекул» |
«Конструктор молекул» позволяет учащимся самостоятельно моделировать молекулы органических и неорганических веществ из предоставленного набора атомов химических элементов. Это дает возможность глубже понять пространственное строение молекул и прогнозировать свойства веществ.
На основе «Конструктора молекул» выполняется ряд лабораторных работ, в том числе лабораторная работа 4, в ходе которой можно визуализировать трехмерные модели молекул с атомными орбиталями.
Тесты
В данном разделе ЭИ представлены средства для тестирования знаний учащихся, полученных в результате выполнения лабораторных работ. Это набор контрольных заданий. Предусмотрена возможность использования семи различных мультимедиаформ для записи контрольных заданий. Кроме этого, в лабораторных работах 4.2 и 4.3 используются многовариантные тесты, позволяющие проверять у учащихся умение определять неизвестные органические и неорганические вещества и доказывать их химический состав на основе качественных химических реакций (рис. 4).
Рис. 4. Пример многовариантного теста
|
После выполнения контрольных заданий проводится подсчет полученных баллов и составляется перечень допущенных ошибок. Результаты тестирования по каждому ученику записываются в индивидуальные файлы, которые доступны для просмотра и учителю, и учащимся.
Задачи
Раздел предназначен для выработки навыков в решении расчетных задач по химии. Он содержит 49 типовых задач, расположенных по каждому разделу в порядке возрастания сложности. Это позволяет учащемуся с недостаточной исходной подготовкой постепенно освоить их решение. Раздел охватывает все основные виды расчетных задач из школьного курса химии и представляет особую ценность при самостоятельной подготовке учащихся к занятиям и экзаменам (в том числе и к ЕГЭ). Впервые в ЭИ реализована методика обучения решению расчетных химических задач.
Информационно-справочные материалы
В данном разделе содержится дополнительная иллюстративная информация, необходимая для проведения лабораторных работ, решения задач и усвоения учебного материала в пределах, предусмотренных стандартом химического образования. Доступ к информации возможен из всех разделов электронного издания и осуществляется по системе меню и гиперссылок.
В этот раздел включены:
• коллекция – тематические материалы, содержащие различные мультимедиакомпоненты (фото, видео, анимации, графику, формулы, учебные тексты) (рис. 5);
• информация об ученых-химиках (55 биографий) (рис. 6);
• хрестоматия;
• таблицы и другие справочные материалы по химии (12 химических таблиц) (рис. 7);
• ссылки на ресурсы Интернет.
Рис. 5. Тематический блок
«Коллекции»
|
Рис. 6. Тематический блок,
|
Рис. 7. Периодическая таблица
|
Интерфейс преподавателя и поддержка работы в сети
«Интерфейс преподавателя» при работе с ЭИ в локальной сети позволяет учителю осуществлять контроль над работой группы учеников (результаты выполнения лабораторных работ и тестов) (рис. 8), выставлять оценки в лабораторном журнале ученика, управлять доступом учеников к некоторым учебным заданиям (опыты и тесты).
Рис. 8. Интерфейс преподавателя |
В 2005/06 учебном году ЭИ «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория» использовалось в урочной и внеурочной работе по химии в гимназии № 42 в г. Пензе. Кабинет химии оборудован комплектом специальных технических и информационных средств (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон), а также набором видеокассет и мультимедийных дисков, что позволяет проводить уроки с использованием информационных технологий.
При анализе компонентов ЭИ и с учетом календарно-тематического планирования, принятого в гимназии, в целом ЭИ «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория» можно использовать на 74% уроков химии в 8–11-х классах и на 59% занятий пропедевтического курса в 7-м классе.
В качестве средства повышения мотивации изучения предмета ЭИ использовалось на всех этапах урока:
1) на занятиях в качестве дополнительного иллюстративного материала; при этом использовались графические изображения, анимации, звуковые и видеофрагменты из коллекции учебных материалов, интерактивные лабораторные работы для демонстрации явных и скрытых процессов; показ интерактивного решения задач при фронтальной работе с классом и выполнение интерактивных заданий при индивидуальной работе; конструктор молекул, предоставляющий возможность учащимся провести исследовательские работы по моделированию молекул неорганических и органических веществ, ионов и т.д.;
2) для самостоятельной творческой работы учащихся (работа с коллекцией учебных объектов, виртуальными лабораторными работами, задачами), а также в качестве дополнительного учебного материала для углубленной подготовки по предмету;
3) на виртуальных практических занятиях в компьютерном классе (в случаях невозможности проведения реальной лабораторной работы).
Школьники с большим удовольствием работают с программой. Особый интерес проявляют учащиеся 7-го класса. Общий интерфейс и дизайн ЭИ отвечает потребностям детей. Использование ЭИ заставляет учеников ставить перед собой и учителем вопросы, на которые они с помощью помощника Химик находят ответы.
Использование ЭИ на уроках химии помогает учителю в визуализации учебного материала, особенно при формировании основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атомов, молекул), таких важнейших химических понятий, как «химическая связь», «электроотрицательность», при проведении реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот) и т.д. К тому же в условиях виртуальной лаборатории можно провести практические работы, которые нельзя осуществить по тем или иным причинам (например, использование реактивов I, II группы опасности) в реальной школьной лаборатории. Все это повышает интерес у учащихся к предмету и, как следствие, приводит к улучшению качества знаний.
В подтверждение этого проводился сравнительный анализ процента качества знаний тем, изучаемых с применением информационных технологий и без их использования. Результаты можно рассмотреть на примере двух тем из органической химии «Алкены» и «Арены». В процессе изучения тем проводились практические работы: «Получение этилена и изучение его свойств» (в условиях школьной лаборатории) и «Ароматические углеводороды» (с использованием «Виртуальной лаборатории»). Контроль знаний и умений по темам осуществлялся в виде тестовых заданий [3]. Результаты работ показывают эффективность использования диска «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория» (табл. 2).
Таблица 2
Анализ результатов практических и контрольных работ
Класс | Качество знаний темы, % | |||
Алкены | Арены | |||
Практическая работа «Получение этилена и изучение его свойств» | Контрольная работа по теме «Алкены» | Практическая работа «Ароматические углеводороды» | Контрольная работа по теме «Арены» | |
10а | 71 | 86 | 80 | 90 |
10б | 94 | 72 | Не использовался | 65 |
10в | 86 | 32 | 90 | 63 |
Использование ЭИ «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория» в практике преподавания химии в школе может быть многогранным. Методические рекомендации есть на диске. Каждый учитель может применять отдельные элементы ЭИ по своему усмотрению и с учетом целей и задач урока.
Основная цель использования ЭИ «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория», как и информационных технологий в целом, – достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников.
Статья подготовлена при поддержке студии «Videoglobal». Если Вам срочно требуются качественные услуги фотографа, то стоит обратиться в студию «Videoglobal». Перейдя по ссылке: «выездная фотосъемка выездной фотостудии», вы сможете посетить сайт студии и узнать цены и услуги, а также акции, действующие на данный момент. Студия «Videoglobal» позволит Вам запечатлеть яркие моменты праздника или торжественного мероприятия.
Л и т е р а т у р а
1. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. Химия (ИД «Первое сентября»), 2005, № 8, с.13–21.
2. Учебное электронное издание: Химия. 8–11 класс.
Виртуальная лаборатория.
(2 CD + методическое пособие.) Лаборатория систем
мультимедиа, МарГТУ, 2004.
3. Шмаков Ю.А. Тесты по органической химии. Саратов: Лицей, 2001, 80 с.