Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18/2007 ГЛАВА 4. МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ. Урок 31. Металлы и неметаллы 1. На какие две группы можно подразделить все простые вещества? Приведите примеры простых веществ, относящихся к этим группам. ……………………………………………………………………………. 2. Какое применение находят металлы? Перечислите различные свойства, на которых основано использование следующих металлов: Al, Fe, Mg, Zn, Cu. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 3. Как называют отрасль промышленности, связанную с получением металлов? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………….
4. Назовите черты сходства в строении и свойствах металлов. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 5. Назовите металлы, резко различающиеся по своим физическим характеристикам. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 6. Как распоряжаются своими электронами в химических реакциях атомы металлов и неметаллов? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. Молярная масса сульфата MSO4 в три раза больше молярной массы оксида МО. Определите металл М. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 8. Неметаллы в соединениях с металлами
проявляют отрицательные степени окисления: ……………………………………………………………………………. 9. Из перечисленных символов химических элементов выпишите сначала элементы-металлы, затем элементы-неметаллы: Li, C, Mg, S, Al, N, Ti, P, Cu, H, Zn, O, Fe. Поясните свой выбор. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 10. Охарактеризуйте металлическую связь как вид химической связи. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. Урок 32. Металлы и неметаллы вокруг нас 1. Как различить металлы – железо, алюминий, магний и свинец? Какое применение находят эти металлы? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………….
2. Используя названия металлов, допишите устойчивые выражения. П р и м е р. «Мал золотник, да дорог». «Слово – . . . . . . . , молчание – . . . . . . », «Куй . . . . . . , пока горячо», «Стойкий . . . . . . . . . солдатик», «Подвижный как . . . . . », « . . . . . . грош», « . . . . . . . . . тучи». П о д с к а з к а. Символы элементов-металлов в словосочетаниях: Pb, Ag, Au, Cu, Hg, Fe, Sn. 3. Какой цвет у металлов: цинка, золота, меди
и серебра? Какова масса кубика объемом 10 см3,
приготовленного из этих металлов, если их
плотности равны соответственно 7,13, 19,32, 8,96 и ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 4. Какой из металлов – Al, Cu, Fe, Hg, Pb, Mg: а) горит на воздухе при 300 °С; б) притягивается к магниту; в) плавится в пламени костра; г) жидкий при обычных условиях (20 °С); д) главный компонент латуни (используемой в чеканке); е) основа электрических проводов? ……………………………………………………………………………. 5. Какие неметаллы мы «видим» в воздухе? (Какие неметаллы входят в состав воздуха?) ……………………………………………………………………………. 6. Впишите в таблицу химические символы неметаллов и формулы любых их соединений (по три на каждый элемент).
7. Выберите формулы соединений неметаллов и рассчитайте их молярные массы М: О2, Н2О, СаО, HCl, NaCl, FeSO4, H2SO4. П р и м е р. Синильная кислота НСN состоит из
атомов трех неметаллов, ее молярная масса М(НСN)
численно равна сумме атомных масс элементов,
входящих в химическую формулу: ……………………………………………………………………………. 8. Сколько граммов металла и неметалла потребуется для получения 1 моль следующих соединений: MgCl2, CS2, CaO? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. Урок 33. Электроотрицательность 1. Дайте определение понятия «электроотрицательность». ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 2. Напишите символы химических элементов, у которых значения электроотрицательности равны: 1,0, 1,5, 2,1, 2,5, 3,0, 3,5, 4,0 (см. ряд электроотрицательности). ……………………………………………………………………………. 3. Напишите названия и символы элементов-металлов, которые по значению электроотрицательности (1,9) можно бы отнести к неметаллам. ……………………………………………………………………………. 4. Какой из металлов имеет наименьшее значение электроотрицательности? ……………………………………………………………………………. 5. Напишите формулы бинарных соединений
(вещества, состоящие из двух элементов). Имейте в
виду, что у первого элемента в химической формуле
меньшее значение электроотрицательности (ЭО).
Часто первый в формуле – металл. Римскими
цифрами показано число химических связей,
образуемых элементом в соединении: а) Li(I) и O(II);
б) Mg(II) и F(I); в) Ca(II) и S(II); г) Al(III) и Br(I); Например: Н(I) и О(II); ЭО (Н) = 2,1, ЭО (О) = 3,5; формула – Н2О. ……………………………………………………………………………. 6. Для различных пар элементов, образующих
одинаковое число связей (в их химических
формулах нет индексов), определите верный
порядок элементов в формулах: а) Н и Cl; б) О и Са; ……………………………………………………………………………. Урок 34. Степень окисления 1. Сформулируйте определение понятия «степень окисления». ……………………………………………………………………………. 2. Как обозначают значения степени окисления элементов? ……………………………………………………………………………. 3. Что можно сказать о сумме степеней
окисления атомов: а) в молекуле; б) в сложном ионе ……………………………………………………………………………. 4. Атомы каких элементов проявляют постоянные степени окисления? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 5. Определите степени окисления атомов в бинарных соединениях: ВеО, NF3, Li2O, H2S, CaCl2, CS2. ……………………………………………………………………………. 6. Определите степени окисления атомов в: а) простых веществах – Cl2, Ca, H2, P4, S8; б) сложных веществах из трех элементов – НNO3, K3РО4, СаСО3, NaNO2, С2Н6О. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. В молекулах некоторых сложных веществ одинаковые атомы соединены друг с другом. Например: Н–О–О–Н, Н–S–S–S–H, Н2N–NН2, Н2С=СН2. Значения степени окисления таких атомов по модулю уменьшаются, бывают и дробными. Напишите молекулярные формулы четырех приведенных соединений и укажите степени окисления атомов. ……………………………………………………………………………. 8. Атомы каких элементов в соединениях имеют высокие степени окисления: +4, +5, +6, +7? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. Урок 35. Окисление и восстановление 1. Что происходит с большинством металлов при прокаливании на воздухе? ……………………………………………………………………………. 2. К какому типу реакций относится взаимодействие металлов с кислородом, сопровождающееся образованием оксидов? ……………………………………………………………………………. 3. Как распределяются электроны атомов простых веществ при окислении железа и меди кислородом воздуха? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 4. Что такое окисление и восстановление? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 5. Какие реакции называют окислительно-восстановительными? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 6. Как изменяется степень окисления атомов при окислении? Приведите пример. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. Назовите типичные окислители и восстановители. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 8. Составьте схемы перехода электронов для следующих окислительно-восстановительных реакций: 9. Среди приведенных ниже уравнений реакций выберите окислительно-восстановительные. Определите в них вещества – окислители и восстановители. а) 2Ag + S = Ag2S, ……………………………………………………………………...…… ; б) 2Al + 3H2SO4 (разб.) = Al2(SO4)3 + 3H2, ……………………………………………………………………...…… ; в) СаО + СО2 = СаСО3, ……………………………………………………………………...…… ; г) 3CuS + 8HNO3 (разб.) = 3Cu(NO3)2 + 3S + 2NO + 4H2O, ………………………………………………………………………….. . Урок 36. Нахождение коэффициентов в
уравнениях 1. Как называют метод расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях, основанный на уравнивании числа перемещенных электронов? ……………………………………………………………………………. 2. Составьте схемы электронных переходов (полуреакции) и расставьте коэффициенты для окислительно-восстановительных процессов: Cl2 + P PCl3, ………………………………………………. …………………………………………… . . ; НСlO3 + P + H2O H3PO4 + HCl, ………………………………………………. …………………………………………… . . ; Zn + H2SO4 (конц.) ZnSO4 + H2O + H2S, ………………………………………………. ……………………………………………….
3. Определите степени окисления атомов, изменяющих ее значение, и расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций: Zn + HI H2 + ZnI2, FeCl3 + HI FeCl2 + I2 + HCl, Cu + FeCl3 CuCl2 + FeCl2, FeCl2 + Cl2 FeCl3. 4. Составьте схемы электронных переходов и подберите коэффициенты для процессов: ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ; Ti + Cl2 TiCl4, ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………...…… ; HgS + HNO3 + HCl HgCl2 + S + NO + H2O, ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………... . 5. Напишите уравнения окислительно-восстановительных реакций, в которых число перемещенных электронов (сколько отдано восстановителем, столько и принято окислителем) равно: а) 2; б) 4; в) 6. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. Урок 37. Оксиды – строение, названия и получение 1. Сколько известно типов бинарных соединений кислорода? Перечислите их. ……………………………………………………………………………. 2. Напишите молекулярные и структурные формулы трех наиболее распространенных соединений кислорода типа ЭхОу, приведите их бытовые (тривиальные) названия. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 3. Дайте определение оксидов как класса соединений. ……………………………………………………………………………. 4. Какие из перечисленных соединений – СО, NO2, O2, H2O, H2O2, N2O5, HNO3, NaHCO3, HCN – не относятся к оксидам и почему? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 5. Каковы два главных направления использования оксидов? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 6. Реакции каких типов приводят к образованию оксидов? Приведите по одному примеру реакции каждого типа. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 7. Напишите три уравнения реакций, в которых образуется вода, и укажите, в чем отличия этих реакций друг от друга. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 8. Напишите химические формулы и систематические названия следующих веществ-оксидов: углекислый газ – ………… ; угарный газ – ………… ; негашеная известь – ………… , веселящий газ – ……… , жженая магнезия – ………… , сернистый газ – ………… , глинозем – ………… . 9. Какая отличительная особенность строения пероксидов? ……………………………………………………………………………. Урок 38. Формулы и свойства оксидов 1. Составьте химические формулы оксидов элементов, проявляющих в соединениях следующие степени окисления: Ag (+1), N (+2), Al (+3), Si (+4), P (+5), S (+6), Cl (+7), Xe (+8). …………………………………………………………………………….
2. Напишите химические формулы пяти газообразных оксидов. ……………………………………………………………………………. 3. Какие оксиды обладают запахом, имеют яркую окраску? ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 4. Напишите по три формулы оксидов с молекулярным и ионным строением. Молекулярное строение (полярная ковалентная связь) – …………………… . Ионное строение (ионная связь) – …………………… . 5. Напишите уравнения реакций разложения оксидов серебра(I) и ртути(II) при нагревании, продукты – металл и молекулярный кислород. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 6. Напишите уравнения реакций превращения одних оксидов в другие с участием кислорода (присоединение или отщепление):
7. Перечисленные оксиды: N2O, F2O, CO2, TiO2, Fe2O3, MgO, Al2O3, CrO3 – сгруппируйте по парам так, чтобы массовые доли кислорода в них были: а) по 0,3; б) по 0,4; в) 0,47 и 0,48; г) 0,36 и 0,72. ……………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………. 8. Напишите уравнения реакций оксидов с водой, в которых получаются следующие гидраты оксидов:
|