Учебный эксперимент
|
Свойство | Вещество | ||||
………... | ………... | ……….. | ………... | ………. | |
Агрегатное состояние | |||||
Цвет | |||||
Запах | |||||
Звук при ударе | |||||
Звук при разламывании | |||||
Проба на ощупь |
Опыты по определению физических свойств
веществ специальными методами
Оборудование и реактивы. Нагревательные приборы, термометр (от 10 до 150 °С), весы, прибор для определения электропроводности, ареометры, цилиндры, колбы, пробирки, стеклянные палочки, гайки из различных сплавов массой 50–100 г, нитки, лед, вода, раствор поваренной соли (20–30%), мел, медная проволока, медный купорос, растительное масло.
ОПЫТ 3. Температура плавления вещества
Поместите в колбу несколько кусочков льда, закройте колбу пробкой со вставленным в нее термометром и отметьте температуру плавления льда (замерзания воды).
ОПЫТ 4. Температура кипения вещества
Налейте в колбу 50–60 мл воды, закройте колбу пробкой с термометром и газоотводной трубкой, нагрейте до кипения и отметьте температуру кипящей воды.
ОПЫТ 5. Определение плотности жидкости
Налейте в один цилиндр воду, в другой – раствор поваренной соли и определите с помощью ареометра значения плотностей этих жидкостей.
ОПЫТ 6. Определение плотности твердых тел
Определите на весах массу (в граммах) гайки и привяжите к ней нить длиной 40–50 см. В мерный цилиндр налейте определенный объем воды, опустите в воду гайку и по разнице объемов жидкости в цилиндре установите объем (в миллилитрах) гайки. На основе полученных данных рассчитайте плотность (в г/см3) вещества, из которого сделана гайка, по формуле:
плотность = масса/объем (г/см3).
Полученный результат сравните со справочными данными по плотности различных металлов и сделайте вывод, из какого металла или сплава сделана взятая для эксперимента гайка.
ОПЫТ 7. Определение электропроводности веществ
С помощью прибора по определению электропроводности веществ определите, проводят ли испытуемые вещества электрический ток (напряжение в сети не выше 36 В).
ОПЫТ 8. Определение растворимости веществ
Налейте в колбы по 20–30 мл воды и добавьте небольшие порции (1–2 г) медного купороса, мела и растительного масла. Перемешайте полученные смеси и запишите результаты о растворимости исследованных веществ.
Для обобщения результатов всех проведенных измерений и исследований физических свойств веществ заполните табл. 2.
Таблица 2
Физические свойства веществ
Свойство | Вещество | ||||
………... | ………... | ……….. | ………... | ………. | |
Агрегатное состояние | |||||
Цвет | |||||
Запах | |||||
Температура плавления, °С | |||||
Температура кипения, °С | |||||
Плотность, г/см3 | |||||
Электропроводность (да, нет) | |||||
Растворимость в воде (да, нет) |
П р и м е ч а н и е. Значения температур плавления и кипения, а также плотности веществ, не установленные экспериментально, найдите в химическом справочнике.
Опыты по изучению
химических свойств веществ
Свойства веществ, проявляющиеся в процессе их превращения в другие вещества, называются химическими свойствами. Явления, которые при этом происходят, называются химическими явлениями. Химические свойства веществ также определяются с помощью специальных методов, простейшие из которых – нагревание и приведение веществ в непосредственное соприкосновение друг с другом. На первом этапе обучения, когда ученики еще не усвоили химическую символику, уравнения реакций не записываются. Даются лишь названия веществ, участвующих в процессе.
Оборудование и реактивы. Штатив, горелка, стаканы, пробирки, древесные лучинки; вода, мел или мрамор, раствор соляной кислоты, раствор нитрата серебра, железная, медная и алюминиевая проволока.
ОПЫТЫ 1–4. Вещества горючие и негорючие
Подожгите лучинку в пламени горелки. Отметьте ваши наблюдения, сделайте предположения о превращении вещества лучинки в процессе ее горения. Погасите лучинку, опустив ее в стакан с водой. Внесите в пламя горелки с помощью пинцета небольшие отрезки железной, медной и алюминиевой проволоки. Обратите внимание, что эти вещества не горят, но медная проволока покрывается черным налетом, а образец алюминия плавится.
ОПЫТ 5. Разложение древесины
Поместите несколько тонких лучинок в пробирку, закрепите ее почти в горизонтальном положении с наклоном отверстия вниз, подставьте под отверстие стакан и сильно нагрейте содержимое пробирки. Наблюдайте образование ряда новых веществ в различных агрегатных состояниях.
ОПЫТ 6. Мрамор превращается в газ
Поместите кусочек мела или мрамора в пробирку и прилейте 2–3 мл раствора соляной кислоты. Наблюдайте выделение нового вещества – углекислого газа и исчезновение исходного вещества.
ОПЫТ 7. Образование нерастворимых веществ
В пробирку с раствором соляной кислоты объемом 2–3 мл добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Наблюдайте образование нового вещества в виде белого творожистого осадка (нерастворимого в воде хлорида серебра).
ОПЫТ 8. Из белого вещества – черное
Осадок, полученный в опыте 7, выставьте на яркий свет. Наблюдайте потемнение вещества (образование серебра).
Результаты опытов 1–8 занесите в табл. 3, указав в ней: исходные вещества, название опыта, внешние признаки, продукты реакции, химическое свойство вещества (горючесть, разложение при нагревании, реакция с кислотой, реакция с нитратом серебра, разложение под действием света).
Таблица 3
Химические свойства веществ
Исходные вещества | Название опыта | Признаки реакции | Продукты реакции | Свойство вещества |
……………. | ………. | …………. | ………….. | …………. |
Описать вещество – это значит перечислить его свойства. На данном этапе изучения химии можно рекомендовать следующий план описания свойств вещества:
• название;
• агрегатное состояние;
• цвет, запах (вкус) и другие внешние признаки;
• нахождение в природе;
• плотность;
• температура плавления (замерзания);
• температура кипения;
• электропроводность;
• горючесть (негорючесть);
• изменения при нагревании;
• значение для растений и животных (необходимо, губительно или безразлично);
• значение для человека;
• свойства, на которых основано применение;
• другие данные.
Г.И.ШТРЕМПЛЕР,
профессор кафедры химии
и методики обучения
Саратовского государственного
университета
Печатается с продолжением