О.С.ГАБРИЕЛЯН,
|
№ газеты | Учебный материал |
17 | Лекция № 1. Основные направления модернизации школьного химического образования. Эксперимент по переходу школы на 12-летнее обучение. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы и профильное обучение учащихся в старшей школе. ЕГЭ как итоговая форма контроля качества знаний по химии выпускников средней школы. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по химии |
18 | Лекция № 2. Концентризм и пропедевтика в современном школьном химическом образовании. Концентрический подход к структурированию школьных курсов химии. Пропедевтические курсы химии |
19 | Лекция № 3. Анализ
авторских курсов химии федерального перечня
учебников по предмету. Курсы химии основной
школы и предпрофильная подготовка учащихся.
Курсы химии старшей ступени общего образования и
профильное обучение учебной дисциплине.
Линейное, линейно-концентрическое и
концентрическое построение авторских курсов. Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2007 г.) |
20 | Лекция № 4. Процесс обучения химии. Сущность, цели, мотивы и этапы обучения химии. Принципы обучения химии. Развитие учащихся в процессе обучения химии. Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении химии |
21 | Лекция № 5. Методы обучения химии. Классификация методов обучения химии. Проблемное обучение химии. Химический эксперимент как метод обучения предмету. Исследовательские методы в обучении химии |
22 | Лекция № 6. Контроль и
оценка качества знаний учащихся как форма
руководства их учебной деятельностью. Виды
контроля и их дидактические функции.
Педагогическое тестирование в химии. Типология
тестов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по
химии. Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 30 декабря 2007 г.) |
23 | Лекция № 7. Личностно ориентированные технологии обучения химии. Технологии обучения в сотрудничестве. Проектное обучение. Портфолио как средство мониторинга успешности овладения учащимся учебного предмета |
24 | Лекция № 8. Формы организации обучения химии. Уроки химии, их структура и типология. Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии. Элективные курсы, их типология и дидактическое предназначение. Другие формы организации учебной деятельности учащихся (кружки, олимпиады, научные общества, экскурсии) |
Итоговая работа. Разработка урока в соответствии с предложенной концепцией. Краткий отчет о проведении итоговой работы, сопровождаемый справкой из учебного заведения, должен быть направлен в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2008 г. |
ЛЕКЦИЯ № 3
Анализ авторских курсов химии
федерального перечня учебников
по предмету
Курсы химии основной школы
Анализ действующих курсов химии для основной школы, включенных в Федеральный перечень учебников, проведем на предмет включения методологических знаний в обучении химии (в полном соответствии со стандартом) и соотношения теоретического и фактического материала в содержании предмета.
Проблему отражения методологических знаний в школьном курсе химии некоторые авторы не только декларируют, но и реализуют в своих учебниках. Так, в учебнике для 8-го класса уже во введении Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара и А.Ю.Жегин дают понятие о научной теории и представляют теоретические уровни развития химических знаний [1]. Далее в главе IV, которая так и называется «Методы химии», авторы вводят понятие метода и знакомят учащихся с такими общенаучными методами, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, измерение.
В курсе О.С.Габриеляна методологические аспекты химии рассматриваются в предисловии к учебнику для 8-го класса [2].
Очень корректно, на уровне первоначальных представлений дает понятие об эксперименте, гипотезе и их роли в изучении химии С.С.Бердоносов во введении к своему учебнику для 8-го класса [3].
Авторский коллектив курса химии для основной школы под руководством Е.Е.Минченкова деликатное и осторожное знакомство с понятиями «гипотеза» и «эксперимент» посчитали необходимым представить не в учебнике, а в рабочей тетради [4].
Авторы остальных действующих курсов федерального списка специально блок методических знаний не выделяют, а элементы таких знаний предполагают формировать у учащихся в ходе изучения химии на эмпирическом уровне.
Проблема структурирования учебного материала на предмет соотношения теорий и фактов авторами различных курсов решаются по-разному. Тем не менее можно выделить следующие подходы.
Для 8-го класса основной школы наиболее часто предлагаются логические линии содержания, которые хорошо зарекомендовали себя в течение многих десятков лет, от учебников Ю.В.Ходакова, Д.А.Эпштейна и П.А.Глориозова, позднее – Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана до самых последних, современных учебников В.В.Еремина, А.А.Дроздова, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунина [5]: «Первоначальные химические понятия» «Кислород. Водород. Вода. Растворы» «Основные классы неорганических соединений» «Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома и вещества».
Учебник авторского коллектива под руководством Минченкова [6] почти полностью соответствует этой линии за исключением второго звена («Кислород. Водород. Вода. Растворы») и строения вещества. Эта же структура прослеживается в учебнике авторского коллектива под руководством Л.С.Гузея, который 8-й класс завершает темами «Галогены» и «Щелочные металлы» [7].
Модификацию этой линии представляют в своих учебниках для 8-го класса авторский коллектив Н.Е.Кузнецовой (см. [1]) и Н.С.Ахметов [8].
Учебник для 8-го класса Р.Г.Ивановой [9] базируется на курсе «Естествознание», в котором учащиеся уже знакомились с такими начальными химическими понятиями, как атом, молекула, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, валентность, химические знаки и формулы, химические реакции разложения и соединения, классы соединений (кроме солей), растворы. Поэтому автор предлагает в качестве первой темы актуализацию опорных знаний по химии, а во вторую тему – «Общие сведения о веществах» – вводит элементы строения атома (на примере атомов натрия, магния, хлора и кислорода) и строение вещества (ковалентную связь на примере образования молекул водорода и хлороводорода и ионную связь на примере оксида магния и хлорида натрия), а также понятие об электролитической диссоциации (на примере соляной кислоты). Курс 8-го класса в учебнике Ивановой завершает тема «Химические реакции».
Совсем иную структуру содержания реализует учебник для 8-го класса Бердоносова. В первой теме курса происходит знакомство учащихся со следующими понятиями: атом, химические элементы, химические формулы и уравнения химических реакций. Во второй теме рассматриваются строение атома и вещества, количество вещества. Далее логика построения этого авторского курса может быть представлена так: «Кислород. Водород. Вода» «Классы неорганических веществ» «Периодический закон Д.И.Менделеева» «Растворы» «Свойства неметаллов».
В учебнике для 8-го класса Габриеляна предлагаются два этапа изучения химии. Первоначальные химические понятия рассматриваются на первом этапе, условно называемом автором «химия в статике» («Введение», «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Сложные вещества»), на котором рассматриваются строение атома, типы химических связей, состав и строение основных классов неорганических соединений. На втором этапе изучаются свойства этих классов в свете теории электролитической диссоциации.
Структура учебников для 9-го класса у большинства авторов отвечает сходной логической линии, если какие-либо звенья ее не были рассмотрены в 8-м классе. Так, в учебниках Минченкова (здесь и далее указан только первый автор) [10] и Гузея [11] курс 9-го класса основной школы начинается с рассмотрения строения вещества (химические связи и кристаллические решетки), далее рассматривается теория электролитической диссоциации.
Г.И.Шелинский, а также Л.М.Кузнецова [12] изучение электролитической диссоциации предваряют темой «Закономерности химических реакций». Это вполне резонно, поскольку реакции электролитов в растворах развивают знания учащихся о типах, направлении и окислительно-восстановительных характеристиках химических процессов.
Фактологический блок – свойства соединений химических элементов – разные авторы дают в разном объеме, чаще всего на основе представлений учащихся о металлах и неметаллах. Такой подход используют Минченков, Гузей, Шелинский, Н.Е.Кузнецова, Иванова. Изучение металлов и химического производства из 9-го класса Иванова переносит в 10-й. Это дает основание автору назвать свой курс линейно-концентрическим, т.к. химия элементов в курсе рассматривается линейно, а органическая химия – концентрически.
Несколько особняком в ряду учебников стоит учебник для 9-го класса Н.Е.Кузнецовой [13]. Он структурирован в следующей логической последовательности: «Закономерности химических реакций» «Электролитическая диссоциация» «Неметаллы (в том числе элементы IV, V, VI групп)» «Круговороты химических элементов» «Дисперсные системы» «Общие вопросы химической технологии» «Важнейшие материалы и их производства».
В учебнике для 9-го класса Габриеляна своеобразной ориентировочной основой действий учащихся при изучении химии элементов является тема «Введение в курс 9-го класса. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», на основе которой далее рассматриваются металлы и неметаллы. Завершает курс знакомство с органическими веществами [14].
В учебнике для 9-го класса авторского коллектива под руководством Лунина [15] логика построения курса следующая: «Стереохимия» «Количественные отношения в химии» «Закономерности химических реакций» «Химия неметаллов» «Органические вещества» «Химия металлов». Как видно, авторы рассматривают первоначальное знакомство с органическими веществами как составную часть химии углерода, «встраивая» их в логику химии неметаллов. Следовательно, концепция концентрического построения химии путем введения в 9-й класс знакомства с органическими веществами осуществляется двумя путями. Первый путь – изучение органических веществ как часть химии углерода (уже упомянутые курсы Гузея и Кузнецовой, а также Л.М.Кузнецовой). Второй путь – изучение органических веществ в конце 9-го класса, после знакомства с неорганической химией (курсы Минченкова, Ивановой, Шелинского, Ахметова).
Рассмотрим, как решают проблему опережающей роли химических теорий при обучении в основной школе различные авторы. По включению основ учения о строении атома авторы используют три подхода.
П е р в ы й п о д х о д соcтоит в рассмотрении строения атома во второй половине 8-го класса или в начале 9-го класса, когда изучены основные понятия химии и рассмотрены классы неорганических соединений. Такой подход реализуют учебники большинства авторов: Гузея, Н.Е.Кузнецовой, Л.М.Кузнецовой, Шелинского, авторского коллектива под руководством Лунина и новые учебники П.А.Оржековского [16].
В т о р о й п о д х о д заключается в рассмотрении основ строения атома уже в самом начале изучения химии, в качестве первых тем курса 8-го класса. Он представлен учебниками Ахметова, Габриеляна, Бердоносова, Н.С. и И.И.Новошинских.
Т р е т и й п о д х о д реализуется в учебниках Ивановой, в котором краткие сведения о строении атомов некоторых элементов даны в начале курса 8-го класса, а затем обобщаются и развиваются в теме «Периодический закон Д.И.Менделеева» уже в курсе 9-го класса.
В отношении периодического закона Д.И.Менделеева авторы имеют единодушную позицию. Ее наиболее четко выразила известный ученый-методист Г.М.Чернобельская: «В настоящее время любой систематический курс химии имеет в своей основе периодический закон. В связи с этим особое значение приобретает определение его места в курсе химии. Здесь важно учитывать обе функции периодического закона: цель и средства обучения, которые должны находиться во взаимной связи и в определенном равновесии.
Если рассматривать периодический закон как цель изучения, для достижения большей доказательности и убедительности ему должно предшествовать достаточно большое количество фактов. Без учета же второй функции можно впасть в ошибку, характерную для старых программ: периодический закон изучался в конце курса, как обобщение, а все элементы и их соединения – до него…
Но и слишком раннее изучение периодического закона, перенесение его в начало курса с целью усиления его функций как средства обучения не даст учащимся ничего, кроме формальных знаний…
В настоящее время в программах по химии принят наиболее рациональный вариант: тема расположена приблизительно в середине курса» [17 , с. 157–158].
Однако и при таком удивительном единодушии авторы федеральных курсов нашли возможность отразить также и личную позицию в общем мнении.
Одни из них сначала рассматривают открытие периодического закона, т.е. дают исторический аспект его становления, а только затем – развитие периодического закона в свете учения о строении атома (Иванова, Ахметов, Минченков, Оржековский, Лунин и др.).
Другие авторы сначала рассматривают строение атома, а затем в свете этого учения – периодический закон (Гузей, Н.Е.Кузнецова, Л.М.Кузнецова, Шелинский, Новошинская, Габриелян).
Если в отношении периодического закона Д.И.Менделеева у авторов наблюдается консенсус, то по теории электролитической диссоциации они придерживаются разных точек зрения. Подавляющее большинство (за исключением Ахметова и Ивановой) предлагают изучать основные классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли) сначала на уровне атомно-молекулярных представлений и лишь затем в свете теории электролитической диссоциации.
Ахметов уже во второй теме 8-го класса, после «Первоначальных химических понятий», дает представление о классах неорганических соединений. Знакомство с ними начинается с солей, и сразу же с позиций электролитической диссоциации.
Иванова рассматривает электролитическую диссоциацию как продолжение темы «Кристаллические решетки», но далее характерные свойства классов неорганических соединений предлагает рассматривать прежде всего в свете молекулярных представлений.
В этом ряду в особом положении находится курс Габриеляна. Изучение химии в 8-м классе у этого автора проводится в два этапа: «в статике» рассматривается строение и состав неорганических соединений, а общие свойства классов неорганических соединений с участием электролитов рассматриваются «в динамике», в свете ионных представлений. Автор аргументирует такой подход необходимостью сразу же формировать у учащихся истинные представления о химических реакциях, протекающих с участием электролитов, а также сокращение учебного времени, отводимого федеральным базовым учебным планом на изучение химии в основной школе (2 ч вместо 3 ч, как было раньше).
А как построены курсы химии у ближайших соседей – в государствах бывшего Советского Союза? Школьные учебники химии республик Прибалтики написаны по линейной концепции, т.к. в этих странах обязательное среднее (12-летнее) образование. В учебниках Х.Карика и Т.Лийванурма Эстонской республики [18] курс 8-го класса открывает глава «Чем занимается химия», которая содержит традиционный материал о веществах, смесях и способах разделения смесей. Во второй главе рассматриваются строение атома и периодическая система. В третьей главе разбираются строение вещества и типы химических связей. Четвертая, последняя глава посвящена основным классам неорганических соединений и их свойствам, которые характеризуются не только в свете атомно-молекулярных представлений, но также и в свете теории электролитической диссоциации, хотя последняя отдельно не рассматривается. Впервые понятие о диссоциации дается в теме «Кислоты» (в ней авторы как данность констатируют распад молекул хлороводорода в водном растворе на катионы водорода и хлорид-анионы). Развитие понятий об электролитической диссоциации и знакомство с химией элементов эстонские авторы дают в учебнике для 9-го класса.
Школьный учебник литовских авторов Р.Ясюнене, Р.Вайткуса и В.Валянтиновичене [19] для 8-го класса написан в плане раскрытия хорошо знакомой с советских времен логической цепочки: «Вещества, чистые вещества и смеси» «Физические и химические явления» «Строение атома. Периодический закон и периодическая система» «Строение вещества (типы химических связей)» «Химические реакции». Следует подчеркнуть, что, к чести литовских авторов, они не только начали свой систематический курс в 8-м классе с достаточно подробной главы «Из истории химии», но и представили в своем учебнике роль и приоритет Д.И.Менделеева в открытии и становлении периодического закона и даже привели в учебнике краткую биографию великого русского химика.
Учебник для 9-го класса этих же авторов по структуре очень напоминает учебник Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана, особенно в первой части: «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация» «Основные классы неорганических соединений и их свойства в свете теории электролитической диссоциации» «Металлы».
При рассмотрении электролитической диссоциации литовские авторы дают понятие об ионе гидроксония, ионном произведении воды и рН растворов. В заключительной теме «Металлы» даются сведения не только о железе и алюминии, щелочных и щелочно-земельных металлах, но также и о меди, серебре, золоте, ртути, цинке и свинце. Кроме этого, рассматриваются электролиз, гальванические элементы и аккумуляторы, жесткость воды и коррозия металлов. Поскольку курс построен по линейной концепции, то знакомство с химией неметаллов продолжается в 10-м классе в учебнике автора Р.Вайткуса [20], но об этом речь пойдет ниже.
Учебники химии Республики Казахстан реализуют концентрический подход в обучении химии и поэтому знакомят учащихся с органическими веществами в конце 9-го класса. В отличие от учебников российских авторов органическая составляющая курса основной школы представлена достаточно подробно и рассчитана на большее число часов (20–24 ч) [21, 22].
Курсы химии старшей школы
базового и профильного уровней
Курсы химии для 10-го и 11-го классов разрабатываются авторами на основе концентрического подхода к структурированию учебного предмета. Такой подход позволяет рассмотреть сведения об общей, неорганической и органической химии, данные в основной школе, более основательно.
Разные авторы по-разному решают проблему последовательности введения органической и общей химии в курс старшей школы.
Р.Г.Иванова, А.А.Каверина и И.Н.Чертков [23, 24] предлагали органической химией завершить школьный курс химии, рассматривая ее в 11-м классе. В 10-м классе по курсу Ивановой было предусмотрено изучение химии металлов и химических производств на основе линейно-концентрической концепции. Однако позже эти авторы изменили последовательность изучения разделов курса с точностью до наоборот: теперь в 10-м классе рассматриваются основы органической химии, а в 11-м – химия металлов и химических производств.
Изучением органической химии в 11-м классе завершаются курсы Л.М.Кузнецовой и Э.И.Нифантьева [25, 26], а также Гузея [27, 28]. По программе Л.М.Кузнецовой в 10-м классе продолжается знакомство с химией элементов. Вначале рассматриваются неметаллы (подгруппы галогенов, кислорода и азота; знакомство с подгруппой углерода предваряло в 8-м классе изучение органических веществ), а затем – металлы. Интересно, что металлы рассматриваются автором по электронным семействам, т.е. Л.М.Кузнецова предлагает в изучении химии элементов использовать периодическую систему по-разному: для неметаллов – «по вертикали», а для металлов – «по горизонтали». В курсе Л.М.Кузнецовой так же, как и в курсе Р.Г.Ивановой, прослеживается линейно-концентрический подход к построению учебного предмета.
Полностью на основе концентризма выстраивает свой курс Гузей, у которого 10-й класс посвящен рассмотрению химии элементов «по вертикали», начиная от VIIа группы и заканчивая Iа группой. Отдельно рассматриваются d-элементы, а в 11-м классе изучается органическая химия.
Другую последовательность изучения химии в старшей школе предлагают Шелинский [29, 30] и Минченков: сначала, в 10-м классе, – изучение органической химии, а затем, в 11-м классе, – общей химии. Очевидно, эта группа авторов исходит из положения о том, что обучение химии в старшей школе должно носить профильный характер.
Очень оригинально содержание курса химии в старшей школе у Ахметова [31]. Здесь вообще нет раздела «Органическая химия», а предложен единый курс для старшей школы, без деления на 10-й и 11-й классы, состоящий из трех разделов – «Строение вещества», «Химический процесс» и «Химия окружающей среды». Несомненно, этот курс предназначен для школ и классов естественно-научного профиля.
В аналогичном курсе для естественно-научного профиля Н.Е.Кузнецовой [32, 33], наоборот, немалое количество учебного времени уделяется органической химии. Ее предлагается изучать в 10-м классе из расчета 3–4 ч в неделю. 11-й класс в этом курсе отводится для изучения общей химии и включает в себя два раздела: «Теоретические основы общей химии» и «Химия окружающей среды».
Важнейшая проблема авторских курсов для старшей школы – проблема мотивационного целеполагания, т.е. ответа на вопрос о том, нужна ли вообще химия как предмет в школе, зачем ее учат четыре года. Очевидно, необходим новый заключительный концентр, посвященный роли химии в жизни современного общества. Такой концентр хорошо прослеживается в курсах Ахметова и Н.Е.Кузнецовой.
Так, Ахметов в заключительной теме своего курса «Химическая экология» раскрывает химическую организацию геологических оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Итоговым аккордом в обучении химии в школе является практический вывод о необходимости и путях создания безотходной и малоотходной химических технологий на производстве, комплексном использовании сырья и, наконец, о ноосфере как сфере человеческого разума.
Еще более целенаправленно к доказательному изложению роли химии на основе уже сформулированных системных знаний по химии у выпускников школы подходит Н.Е.Кузнецова с соавторами. Они демонстрируют роль химии для каждого грамотного в химическом плане человека, использующего современные вещества и материалы на бытовом уровне: средства косметики и гигиены (химия и косметика); лекарства и дезинфицирующие средства (химия и медицина); пища и пищевые процессы, происходящие с ними при кулинарной обработке (химия на кухне). Особо хотелось бы отметить специально разработанную этими авторами тему-модуль «Химические знания в развитии материальной культуры человечества (химия и живопись)», которая дает четкий и однозначный ответ на столь часто задаваемый дилетантами вопрос: «А зачем художнику (журналисту, балерине и т.п.) химия?» И.М.Титова к этому модулю написала специальное пособие «Химия глазами художника» [34].
Для школ и классов гуманитарного профиля предназначен курс Е.В.Савинкиной и Г.П.Логиновой [35, 36]. Учебники для 10-го и 11-го классов имеют ярко выраженную экологическую направленность. Авторы подчеркивают, что для усиления мотивации изучения предмета будущими гуманитариями логика изложения учебного материала строится на фундаментальных понятиях: экология, энергетика, химические материалы, жизнь человека. Так, в 10-м классе рассматриваются три раздела: «Химия и экология» (материал раздела структурируется по геологическим оболочкам Земли – химия и атмосфера, гидросфера, литосфера), «Химия и энергетика» (в привязке к источникам энергии характеризуются органические вещества) и «Металлы» (как материалы). Логично было бы ожидать, что в 11-м классе четвертый блок учебного содержания, посвященный материалам, будет продолжен разделом «Полимерные материалы», однако этой темой авторы заканчивают курс 11-го класса. Начинается же курс 11-го класса темой «Неорганические материалы», а далее рассматриваются значение химии в домашнем хозяйстве и медицине, а также проблемы питания.
Габриелян с соавторами для старшей школы разработал три вариации курса: учебники для базового уровня [37, 38], профильного уровня [39, 40], а также для школ и классов с углубленным изучением химии [41, 42]. Все эти курсы выстроены в единой последовательности: в 10-м классе изучается органическая химия, а в 11-м – общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивался небольшим (8 ч) знакомством с органическими соединениями. Поэтому необходимо заставить работать этот небольшой багаж сведений по органической химии 9-го класса на курс органической химии в 10-м классе, т.е. максимально эффективно использовать лимит времени, отпущенного на школьную химию. Если же изучать органическую химию через год, в 11-м классе, то сделать это будет уже невозможно – у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний. Кроме того, автор считает, что изучение в 11-м классе основ общей химии позволяет формировать у выпускников средней школы представление о химии как о единой, целостной науке на основе общих понятий, законов и теорий как для неорганической, так и органической химии.
Следует также учесть, считает автор, что большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связано с общей и неорганической химией. Потому в 11-м, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть серьезное испытание. Наконец, такое структурирование курса позволит реализовать межпредметную естественно-научную интеграцию, позволяющую на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание окружающего мира, т.е. сформировать целостную естественно-научную картину мира.
В школах ближнего зарубежья химия в старших классах реализует сходные с российским химическим образованием идеи, что доказывает интернациональный характер этой учебной дисциплины. Так, в учебнике для 10-го класса Литовской Республики, разработанном Вайткусом [см. 20], продолжается знакомство с химией элементов, но уже неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота. Отдельно выделена глава «Монархи живой и неживой природы», которая знакомит учащихся с химией кремния и углерода. Продолжает курс 10-го класса раздел «Органическая химия», а завершает – «Химия и окружающая среда», в которой рассматриваются экологические проблемы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды: атмосферы (в том числе рассматривается и фотохимический смог), гидросферы и почвы. Нетрудно заметить, что этот курс завершает изучение химии на базовом уровне, который в Литве заканчивается 10-м классом при 12-летнем обучении.
В школах же Республики Молдова, несмотря на 12-летнее обучение, химия в 10-м классе изучается на профильном уровне. Например, учебник для 10-го класса молдавских лицеев С.Кудрицкой и Н.Велишко предназначен для изучения химии в учреждениях реального и гуманитарного профилей, а потому представлен в двух уровнях [43]. Этот учебник реализует концентрический подход в изучении химии: на новом концентре рассматриваются строение атома и строение вещества, энергетика, скорость и направление химических реакций, поведение веществ в растворах, дается понятие об электрохимии и завершает курс тема «Металлы». 11-й класс посвящен органической химии, а 12-й – общей химии.
В Республике Казахстан до 2006 г. в 10-м классе изучалась органическая химия, а в 11-м – общая. С 2006 г. эти две части курса поменялись местами. Для своих школ Министерство образования и науки Казахстана рекомендует переведенный на казахский язык учебник органической химии Габриеляна для 10-го (11-го) класса [44] и его же учебник общей химии, адаптированный под специфику этого государства с соавторами Ж.Шокебаевым и Р.Жумадиловой [45].
Л и т е р а т у р а
1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класc. М.: Вентана-Граф, 2004.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2006.
3. Бердоносов С.С. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2003.
4. Журин А.А., Зазнобина Л.С. Тетрадь для учебной работы по химии. 8 класс. М.: Школьная Пресса, 2002.
5. Еремин В.В., Дроздов А.А, Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия. 8 клаcc. М.: ОНИКС 21 век, 2004.
6. Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия. 8 клаcc. М.: Школьная Пресса, 2004.
7. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 8 клаcс. М.: Дрофа, 2004.
8. Ахметов Н.С. Химия. 8 клаcc. М.: Просвещение, 2002.
9. Иванова Р. Г. Химия. 8 клаcc. М.: Просвещение, 2005.
10. Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С. Химия. 9 класс. М.: Школьная Пресса, 2004.
11. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия. 9 клаcc. М.: Дрофа, 2004.
12. Кузнецова Л.М. Химия. 8 класс. М.: Мнемозина, 2003.
13. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2004.
14. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2006.
15. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 9 клаcc. М.: ОНИКС 21 век, 2004.
16. Оржековский П.А, Мещерякова Л.М., Понтак Л.С.. Химия. 8 класс. М., 2005.
17. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.: ВЛАДОС, 2000.
18. Карик Х., Лийванурм Т. Химия. 8 класс. Таллинн: Коолибри, 1998.
19. Ясюнене Р., Вайткус Р., Валянтиновичене В. Химия. 8 класс. Каунас: Швиеса, 1999.
20. Вайткус Р.? Химия. 10 класс. Каунас: Швиеса, 1999.
21. Нугуманов И. и др. Химия. 8 клаcc. Алматы: Мектеп, 2005.
22. Нугуманов И. и др. Химия. 9 класс. Алматы: Мектеп, 2005.
23. Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия. 10 класс. М.: Просвещение, 2005.
24. Чертков И.Н., Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия. 11 класс. М.: Просвещение, 2005.
25. Кузнецова Л.М. Химия. 10 клаcc. М.: Мнемозина, 2003.
26. Нифантьев Э.Е. Органическая химия. 11 класc. М.: Мнемозина, 2004.
27. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 10 клаcc. М.: Дрофа, 2004.
28. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия. 11 клаcc. М.: Дрофа, 2004.
29. Шелинский Г.И., Шелинская В.В. Химия. 10 класс. М.: Иван Федоров, 2002.
30. Шелинский Г.И., Юрова Н.М. Химия. 11 класс. СПб.: Книжный мир, 2005.
31. Ахметов Н.С. Химия. 10–11 класс. М.: Просвещение, 2001.
32. Кузнецова Н.Е, Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс. М.: Вентана-Граф, 2004.
33. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия. 11 класс. В 2-х ч. М.: Вентана-Граф, 2005.
34. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М.: МИРОС, 1994.
35. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. 10 клаcc. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
36. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. 11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
37. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2006.
38. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2006.
39. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2006.
40. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2006.
41. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А.
Органическая химия. 10 класс.
М.: Просвещение, 2005.
42. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Маскаев
Ф.Н., Соловьев С.Н. Общая химия. 11 класс.
М.: Просвещение, 2005.
43. Кудрицкая С., Велишко Н. Химия 10 класс. Кишинев: ARC, 2002.
44. Габриелян О.С. Химия. 10-сынып. Алматы: Кiтап, 2006.
45. Габриелян О.С. и др. Химия. 10-сынып. Алматы: Кiтап-баспасы, 2006.