Основные классы
|
П л а н 1. Организационный момент (правила игры) (2 мин). 2. Конкурс 1 «Найди родственников» (3 мин, 2 балла). 3. Конкурс 2 «Третий лишний» (2 мин, 1 балл). 4. Конкурс 3 «Экспертиза» (3 мин, 2 балла). 5. Конкурс 4 «Восстанови запись» (6 мин, 6 баллов). 6. Конкурс 5 «Блиц» (3 мин, 4 балла). 7. Конкурс 6 «Посмотри и ответь» (5 мин, 5 баллов). 8. Конкурс 7 «Зашифрованная цепь» (6 мин, 4 балла). 9. Конкурс 8 «Знание тезауруса» (5 мин, 5 баллов). 10. Итоги конкурсов (сумма баллов каждой команды, максимально 29 баллов). 11. Итоги урока (объявление оценок) (2 мин). 12. Домашнее задание (2 мин). |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учащиеся заранее распределяются по командам (если в классе всего 14 человек, то получается 2 команды по 7 человек), выбирают капитана каждой команды. Команда № 1 – «Атом», команда № 2 – «Молекула».
Учитель объясняет правила игры.
Правила игры
1. После каждого этапа учитель подводит итоги конкурса и выставляет баллы каждой команде.
2. Капитан команды назначает своих участников ответственными по каждому конкурсу.
3. Если кто-либо в команде в течение всей игры не принимает в ней участия, то со всей команды снимаются баллы.
Конкурс 1 «Найди родственников»
Командам выдаются карточки с формулами веществ.
За 1 мин команде «Атом» необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, а команде «Молекула» – все основания и соли и записать их в таблицу.
Таблица
Классификация веществ
Оксиды |
Кислоты |
Основания |
Соли |
Максимальная оценка за конкурс – 2 балла (1 балл за правильное распределение и название веществ, еще 1 – за участие всей команды).
Карточка команды «Атом» – Na2SO3, H2SO4, CrO3, HNO3, MgO, NaNO3, KOH.
Карточка команды «Молекула» – Mg(OH)2, H2SO4, ZnCl2, HNO3, MgO, NaNO3, KOH.
Конкурс 2 «Третий лишний»
За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.
Задание команде «Атом». Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) H2О, K2SO4, SO2 – … ;
2) BaSO4, HCl, CuCl2 – … ;
3) NaOH, CuO, Cu(OH)2 – … ;
4) H2SO3, HCl, KNO3 – … .
Задание команде «Молекула». Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) H2SO3, LiNO3, H2SO4 – … ;
2) NaOH, Ba(OH)2, H2S – … ;
3) Na2CO3, P2O5, MgO – … ;
4) AlPO4, CuSO4, Zn(OH)2 – … .
Конкурс 3 «Экспертиза»
Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NaOH, HCl, NaCl (можно выдать приборы для работы в парах). За 1 мин, используя растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс – 2 балла. Учитель после ответа команд сам определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно расскажет каждая команда.
После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и метилоранж.
Фенолфталеин
Попасть в кислоту – есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.
Метилоранж
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Конкурс 4 «Восстанови запись»
Командам выдаются бланки с заданием. За 4 мин необходимо дописать пропущенные вещества, расставить коэффициенты и указать тип реакции. Затем команды обмениваются выполненными заданиями и проверяют их в течение 2 мин. Каждое правильно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.
Задание команде «Атом»
1) … + … = CuCl2 + 2H2O;
2) Mg + Cl2 = … ;
3) Fe(OH)3 = …+ ... ;
4) … + … = CaCl2;
5) CuO + … = CuSO4 + ... ;
6) … + 6HCl = 2FeCl3 + 3… .
Задание команде «Молекула»
1) … + … = NaCl + H2O;
2) K + Cl2 = … ;
3) Cu(OH)2 = … + … ;
4) … + … = MgO;
5) CaO + 2… = Ca(NO3)2 + … ;
6) … + 2HCl = ZnCl2 +… .
Конкурс 5 «Блиц»
Каждой команде выдаются карточки с цифрами 1, 2, 3. Ответы на вопросы ученики дают, поднимая карточки с нужной цифрой. Вопросы задает учитель.
1. Какую кислоту называют «купоросным маслом»:
1) серную; 2) соляную; 3) азотную?
2. Какая кислота содержится в желудочном соке человека:
1) серная; 2) соляная; 3) азотная?
3. Какое из перечисленных взаимодействий нехарактерно для кислотных оксидов:
1) с кислотами; 2) с основаниями; 3) с основными оксидами?
4. Какое из перечисленных утверждений нехарактерно для щелочей:
1) растворимы в воде; 2) взаимодействуют с кислотами; 3) взаимодействуют с основаниями?
Конкурс 6 «Посмотри и ответь»
Учащимся демонстрируется видеосюжет по теме «Кислотные дожди» без звукового сопровождения. Во время просмотра необходимо составить вопросы к видеосюжету. После просмотра команды по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. За каждый вопрос и правильный ответ ставится 1 балл.
Основные источники загрязнения окружающей среды |
Конкурс 7 «Зашифрованная цепь»
Задание команде «Атом»
Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений.
Задание команде «Молекула»
Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений.
За 4 мин командам необходимо написать уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать типы реакций. Затем они обмениваются выполненными заданиями и проверяют друг друга. Время на проверку – 2 мин.
Конкурс 8 «Знание тезауруса»
Каждому члену команды выдается тест на
проверку тезауруса с учетом уровня подготовки
(табл. 1–3). Время на выполнение любого уровня (А, В,
С) – 3 мин.
Уровень А |
Задание. Во втором столбце табл. 1 (см. с. 41) записаны химические понятия, в третьем – толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И – если это истинное толкование, Л – если это ложное толкование. Колонка «+/–» – для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 14–13 «+», то оценка «5»,
12–11 «+» – оценка «4»,
10–9 «+» – оценка «3».
Если у вас от 8 и меньше «+», то повторите тему и выполните тест еще раз.
Таблица 1
Тест «Знание тезауруса». Уровень А
№ п/п |
Понятие | Варианты толкования понятия | И Л |
+/– |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | ||
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | ||||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | ||
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | ||||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания | ||
Нерастворимые в воде вещества | ||||
4 | Реакция нейтрализации | Реакция, в которой происходит цепь последовательных превращений | ||
Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды | ||||
5 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | ||
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | ||||
6 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород | ||
Вещества, в состав которых входит кислород | ||||
7 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | ||
Вещества, которые под действием щелочей меняют свой цвет |
Ключ к уровню А
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л |
+/– |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | Л | |
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | И | |||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | И | |
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | Л | |||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания | И | |
Нерастворимые в воде вещества | Л | |||
4 | Реакция нейтрализации |
Реакция, в которой происходит цепь последовательных превращений | Л | |
Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды | И | |||
5 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | И | |
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | Л | |||
6 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород | И | |
Вещества, в состав которых входит кислород | Л | |||
7 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | И | |
Вещества, которые под действием щелочей меняют свой цвет | Л |
Уровень B |
Задание. Во втором столбце табл. 2 (см. с. 42) записаны химические понятия, в третьем – толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И – если это истинное толкование, Л – если это ложное толкование. Колонка «+/–» для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 18–17 «+», то оценка «5»,
16–15 «+» – оценка «4»,
14–13 «+» – оценка «3».
Если у вас от 12 и меньше «+», то повторите тему и выполните тест еще раз.
Таблица 2
Тест «Знание тезауруса». Уровень B
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л |
+/– |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которым соответствуют кислоты | ||
Оксиды, которым соответствуют основания | ||||
2 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН | ||
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | ||||
3 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет | ||
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | ||||
4 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 °С находятся только в газообразном агрегатном состоянии | ||
Кислоты, которые при 20 °С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии | ||||
5 | Реакция нейтрализации | Реакция, в которой происходит цепь последовательных превращений | ||
Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды | ||||
6 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | ||
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | ||||
7 | Основные оксиды | Оксиды, которым соответствуют основания | ||
Оксиды, которым соответствуют кислоты | ||||
8 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками | ||
Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками | ||||
9 | Щелочи | Растворимые в воде основания | ||
Нерастворимые в воде основания |
Ключ к уровню В
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л |
+/– |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которым соответствуют кислоты | И | |
Оксиды, которым соответствуют основания | Л | |||
2 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН | Л | |
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | И | |||
3 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет | Л | |
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | И | |||
4 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 °С находятся только в газообразном агрегатном состоянии | Л | |
Кислоты, которые при 20 °С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии | И | |||
5 | Реакция нейтрализации | Реакция, в которой происходит цепь последовательных превращений | Л | |
Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды | И | |||
6 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | Л | |
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | И | |||
7 | Основные оксиды | Оксиды, которым соответствуют основания | И | |
Оксиды, которым соответствуют кислоты | Л | |||
8 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками | И | |
Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками | Л | |||
9 | Щелочи | Растворимые в воде основания | И | |
Нерастворимые в воде основания | Л |
Уровень C |
Задание. Во втором столбце табл. 3 (см. с. 43, 44) записаны химические понятия, в третьем – толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования, неполные истинные и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И – если это истинное толкование, Н – если это неполное истинное толкование, Л – если это ложное толкование. Колонка «+/–» для подсчета верных ответов.
Таблица 3
Тест «Знание тезауруса». Уровень С
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Н Л |
+/– |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которые в реакции с водой образуют гидроксиды | ||
Оксиды, которым соответствуют основания | ||||
Оксиды, которым соответствуют кислоты | ||||
2 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы Н | ||
Соли, в которых при кислотных остатках имеются атомы Н | ||||
Соли, у которых имеются группы ОН | ||||
3 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН | ||
Вещества, образованные атомами водорода и кислотными остатками | ||||
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | ||||
4 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет | ||
Вещества, которые под действием только кислот меняют свой цвет | ||||
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | ||||
5 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 °С находятся только в газообразном агрегатном состоянии | ||
Кислоты, которые при 20 °С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии | ||||
Кислоты, которые при 20 °С находятся в газообразном агрегатном состоянии | ||||
6 | Реакция нейтрализации | Реакция между веществами разных классов, в которой образуются соль и вода | ||
Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды | ||||
Реакция, в которой происходит цепь последовательных превращений | ||||
7 | Полный генетический ряд оснований | Металл основный оксид соль | ||
Металл основный оксид основание | ||||
Металл основный оксид основание соль | ||||
8 | Кислоты взаимодействуют со всеми веществами |
Основаниями, основными оксидами, металлами | ||
Основными оксидами, водой, основаниями | ||||
Основаниями, основными оксидами, активными металлами | ||||
9 | Основания взаимодействуют со всеми веществами |
Кислотами, кислотными оксидами, солями | ||
Кислотными оксидами, водой, кислотами | ||||
Кислотами, кислотными оксидами, солями (если выпадает осадок) |
Ключ к уровню С
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Н Л |
+/– |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которые в реакции с водой образуют гидроксиды | Н | |
Оксиды, которым соответствуют основания | Л | |||
Оксиды, которым соответствуют кислоты | И | |||
2 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы Н | Н | |
Соли, в которых при кислотных остатках имеются атомы Н | И | |||
Соли, у которых имеются группы ОН | Л | |||
3 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН | Л | |
Вещества, образованные атомами водорода и кислотными остатками | Н | |||
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | И | |||
4 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет | Н | |
Вещества, которые под действием только кислот меняют свой цвет | Л | |||
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | И | |||
5 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 °С находятся только в газообразном агрегатном состоянии | Л | |
Кислоты, которые при 20 °С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии | И | |||
Кислоты, которые при 20 °С находятся в газообразном агрегатном состоянии | Н | |||
6 | Реакция нейтрализации | Реакция между веществами разных классов, в которой образуются соль и вода | Н | |
Реакция между кислотой и основанием с образованием соли и воды | И | |||
Реакция, в которой происходит цепь последовательных превращений | Л | |||
7 | Полный генетический ряд оснований | Металл основный оксид соль | Л | |
Металл основный оксид основание | Н | |||
Металл основный оксид основание соль | И | |||
8 | Кислоты взаимодействуют со всеми веществами | Основаниями, основными оксидами, металлами | Н | |
Основными оксидами, водой, основаниями | Л | |||
Основаниями, основными оксидами, активными металлами | И | |||
9 | Основания взаимодействуют со всеми веществами | Кислотами, кислотными оксидами, солями | Н | |
Кислотными оксидами, водой, кислотами | Л | |||
Кислотами, кислотными оксидами, солями (если выпадает осадок) | И |
Учащиеся разбиваются по парам, им выдаются ключи, по которым они проверяют друг друга и выставляют оценки.
Итоги конкурсов
Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкурсов. Он подсчитывает сумму баллов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принимавшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу.)
Домашнее задание
Уровень A |
1. С каким из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор HCl: Zn, Cu, H2O?
Напишите уравнение возможной реакции, укажите ее тип и расставьте коэффициенты. Назовите образующуюся соль.
2. Напишите уравнения реакций, для цепочки превращений:
Ca CaO Ca(OH)2.
Уровень B |
1-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор NaOH: CO2, Cu(OН)2, HCl, CuCl2? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
Ca CaO Ca(OH)2 CaCl2.
3. Определите массу гидроксида натрия, образующегося при взаимодействии 31 г оксида натрия с водой.
2-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор HCl: Zn, Cu, SO2, Ca(OН)2, HNO3, MgO? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
Zn ZnO ZnCl2 Zn(OH)2.
3. Определите массу хлорида цинка, который образуется при взаимодействии 65 г цинка с соляной кислотой.
3-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор СuCl2: SO2, NaOН, H2SO3, AgNO3, Ca? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
Р Р2O5 H3РО4 Ba3(РO4)2.
3. Определите массу хлорида кальция, который образуется при взаимодействии 100 г кальция с хлоридом меди(II).
4-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор Са(OH)2: SO2, NaOН, H2SO4, ZnCl2? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
Li Li2O LiOH LiCl.
3. Определите массу гидроксида лития, образующегося при взаимодействии 46 г оксида лития с водой.
5-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор H2SO4: SO2, Cu(OН)2, HCl, Al, Cu, CuO? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций цепочки превращений:
Zn ZnO ZnCl2 > Zn(OH)2.
3. Определите массу сульфата цинка, который образуется при взаимодействии 130 г цинка с серной кислотой.
6-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор СuSO4: SO2, NaOН, HCl, BaCl2, Mg? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
S SO2 H2SO3 CaSO3.
3. Определите массу хлорида цинка, который образуется при взаимодействии 32,5 г цинка с хлоридом меди(II).
Уровень C |
1-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор гидроксида калия: углекислый газ, гидроксид бария, соляная кислота, хлорид цинка? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
оксид цинка хлорид цинка гидроксид цинка.
3. Определите массу гидроксида калия, образующегося при взаимодействии 95 г оксида калия с водой.
2-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор серной кислоты: оксид серы(IV), гидроксид натрия, серная кислота, хлорид бария, оксид кальция? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
оксид серы(IV) оксид серы(VI) серная кислота сульфат бария.
3. Определите массу оксида меди(II), который образуется при разложении 306 г гидроксида меди(II).
3-й вариант
1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор силиката натрия: оксид углерода(IV), гидроксид калия, азотная кислота, хлорид меди(II), калий? Напишите уравнения протекающих реакций, укажите тип каждой реакции и расставьте коэффициенты. Назовите образующиеся соли.
2. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:
оксид ртути(II) хлорид ртути(II) гидроксид ртути(II) оксид ртути(II).
3. При взаимодействии 40 г кальция с раствором 1 моль сульфата цинка образовались соль и металл. Определите массу образовавшейся соли.
Л и т е р а т у р а
Классификация неорганических соединений. 8
класс. Библиотечка «Первого сентября». Серия
«Химия». М.: ИД «Первое сентября», 2006, вып. 1 (7); Ковалевская
Н.Б. Химия в таблицах. 8 класс. М.: Издат-Школа, 1998;
Савостина О.В. Химические свойства кислот.
Химия (ИД «Первое сентября»), 2005, № 17; Мамедов
Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы
общей экологии.
М.: Международный дом сотрудничества (МДС), 1998.
О.В.САВОСТИНА,
учитель химии
Ломоносовской школы
(Москва)
* Тезаурус – словарь терминов по конкретной теме.