Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14, 16, 17/2007 Ответы на упражнения, задачи
|
Схема строения
|
2. Водород встречается в природе в виде молекул Н2. Другие простые вещества, имеющие молекулы из двух атомов, – это N2, O2, F2, Cl2, Br2 и I2.
3. Баланс водорода на нашей планете устанавливается следующим образом. Сколько водорода от вулканических газов и химических производств покидает пределы атмосферы и теряется в космосе, столько же и нагнетается с солнечным ветром.
4. Распространенность элемента водорода в земной коре (в составе соединений) по массе – 0,88%, по числу атомов – около 10%.
5. Сложные вещества, содержащие в составе водород: метан СН4, вода Н2О, серная кислота H2SO4, этиловый спирт С2Н5ОН, хлороводород НСl.
6. В молекуле Н2 ковалентная неполярная связь.
7. Для С4Н10 (Н) = 17,24%, ответ – б.
8. Один из способов расчета относительной плотности:
(Н2) = (Н2)/(О2) = 0,090/1,43 = 0,063.
Другой способ:
(Н2) = М(Н2)/М(О2) = 2/32 = 0,063.
Урок 26
1. Zn + H2SO4 (разб.) = ZnSO4 + H2 (замещение),
CH4 + O2 = 2H2 + CO2 (замещение).
2. Газы SO2 и H2S можно распознать по запаху: у SO2 – резкий, напоминающий запах хлорки, у H2S – неприятный запах тухлых яиц. Сернистый газ обесцвечивает многие органические красители, например фуксин. Пропуская газы в окрашенный раствор, по исчезновению окраски мы можем определить газ SO2.
3. V(H2) = 3,4 л.
4. V(H2S) = 0,86 л.
5.
Отсюда х = 8,00/22,4 = 0,357 г.
Составим пропорцию:
100 г LiH стоит 900 руб.,
0,357 г LiH » » y руб,
у = 0,357•900/100 = 32 руб.
Проведя расчеты по уравнению реакции, найдем: а = 2,86 г Zn, b = 4,3 г H2SO4.
Оценим стоимость реагентов в этой реакции:
Ответ. Цена 1 л Н2 из LiH (по
себестоимости исходных веществ) – 32 руб., а из Zn и
H2SO4 – 2,5 руб.
6. См. предыдущую задачу. При стоимости водорода из баллона 30 руб. за 1 л примерно в 10 раз выгоднее получать его самим (тогда цена за 1 л Н2 3 руб.).
7. m(Zn) = 2,9 г, m(25%-й HCl) = 13 г.
8. Металл – литий Li.
Урок 27
1.
2. Из-за прочности связи Н–Н.
3. Чтобы испытать водород на чистоту, его собирают в пробирку, перевернутую вверх дном (см. рисунок а в № 13/2007). Легкий водород вытесняет воздух и заполняет пробирку. Далее пробирку, не переворачивая и прикрыв ее отверстие большим пальцем, подносят к горящей спиртовке. Убирают палец и, немного наклонив пробирку, вносят ее в пламя (см. рисунок б). Если при этом раздается «лающий» хлопок, водород содержит примесь кислорода, если же при внесении пробирки в пламя будет слышен глухой хлопок, чистота водорода достаточна.
4. Вода. Водород дороже природного газа.
5. Гремучий газ.
6.
Цифрами на схеме прибора обозначены:
1 – пробирка с раствором кислоты и гранулами цинка;
2 – Г-образная стеклянная трубка;
3 – соединительный резиновый шланг;
4 – стеклянная трубка;
5 – фарфоровая лодочка с порошком CuO;
6 – резиновые пробки со вставленными в них стеклянными трубками;
7 – пробирка для сбора водорода с целью проверки его на чистоту;
8 – спиртовка;
9 – штатив.
7.
8. V(Н2) = 448 л.
9. |
Урок 28
1. О содержании в воде примесей можно судить по ее непрозрачности, наличию цвета, вкуса или запаха. Температуры кипения и замерзания, а также плотность воды, содержащей растворенные вещества, отличаются от соответствующих констант чистой воды. После упаривания раствора соли обнаруживается твердый остаток.
2. Дистиллированной называют воду, очищенную переводом в пар с последующей конденсацией паров в жидкость.
Схема получения дистиллированной
воды перегонкой:
|
3. Вещество должно не разлагаться при нагревании.
4. Жидкости – ацетон, спирт, подсолнечное масло, бензин, ртуть, уксусная кислота.
5. Водородные связи – это силы межмолекулярного притяжения. Они возникают между атомами Н, соединенными с атомами N, О или F одной молекулы, и атомами N, О или F другой молекулы. Например:
Водородные связи показаны точками, это межмолекулярные связи.
6. (Н2О) (в FeSO4•7Н2О) = 0,45, ответ – б.
7.
a) CuSO4 + 5H2O = CuSO4•5H2O;
б) SO3 + H2O = H2SO4;
в) CaO + H2O = Ca(OH)2.
8.
a) 2H2 + O2 = 2H2O;
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O;
в) CuO + H2 = Cu + H2O;
г) Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O.
Урок 29
1. Пресная вода содержит до 5 г соли в 100 г (например, после упаривания). Запасы пресной воды в гидросфере Земли составляют примерно 2%.
Соленая вода содержит от 5 г и более солей в 100 г раствора.
2. Вода – растворитель, в ней растворяются соль и сахар, углекислый газ (газировка) и кислород (им дышат рыбы), акварельные краски, а в мыльной воде – жиры.
Вода – химический реагент: картофель и мясо варят, чтобы они стали съедобными. При варке большие сложные молекулы расщепляются на сравнительно маленькие, удобоваримые.
Вода – разбавитель (сиропов, соков, концентратов).
Вода – терморегулятор: жарким летним днем вода испаряется, при этом она забирает тепло у окружающего воздуха; вечером воздух становится прохладнее, и вода отдает свое тепло воздуху.
Благодаря этому разница дневных и ночных температур невелика.
3. При нагревании растворимость твердых веществ возрастает, а газов – уменьшается.
4.
а) Хорошо растворимые – NaCl, KOH;
б) малорастворимые – CaSO4, Ca(OH)2;
в) нерастворимые – AgCl, BaSO4.
5. Вода – пресная.
6. Области применения воды как:
а) хладагента – в обратных и прямых холодильниках;
б) переносчика теплоты – в батареях парового отопления;
в) моющего средства – при стирке и умывании;
г) растворителя – в напитках, акварельных красках;
д) транспортной артерии – реки, озера, моря и океаны.
Урок 30
1. В печати периодически появляются сообщения о загрязнении воды, возникающем в результате деятельности людей. Например, сброс в реки вод с птицефабрик и свиноферм, прорывы канализации.
Возможные меры по сохранению водных ресурсов – серьезное, бережное отношение к воде как к национальному богатству и достоянию.
2. По причине неудержимого технического прогресса решение проблемы сохранения водных ресурсов весьма затруднительно. Однако это вполне возможно и наглядно проявляется, например, в водоснабжении больших городов.
3. Вода из глубоких артезианских скважин чистая, потому что, проникая на глубину, она проходит через слои естественных почвенных очистителей – песка, глины, гравия. Однако постепенно земные горизонты загрязняются (как фильтры в очистителях воды). В будущем даже глубинные воды могут стать грязными.
4. В дома Москвы вода поступает из водохранилищ на Москва-реке. Из домов использованная вода с канализационными стоками направляется на станции водоочистки. Очищенную воду (она все равно непригодна для питья) опять сливают в реки (ниже по течению от мест водозабора).
5. На производстве используют замкнутые циклы с регенерацией (многократным использованием) воды. Но все равно расход воды в промышленности и в сельском хозяйстве очень велик. Чтобы получить 1 т продукции, расходуются сотни и тысячи тонн воды (на 1 т стали – 150 т воды, 1 т бумаги – 250 т, 1 т химических волокон – до 4000 т воды, 1 т пшеницы – 1500 т).
В химической промышленности воду часто используют как растворитель, например при проведении реакций в растворах. В сельском хозяйстве вода необходима для полива растений, растворения удобрений и средств борьбы с вредителями.
6. Для сохранения водных ресурсов необходима система мер и правил, обязательная как для всего мирового сообщества и государств, так и для районов и каждого человека в отдельности. Надо беречь воду, экономно и умело ею распоряжаться.
Ответы на контрольные вопросы к главе 3
1. Оксид алюминия – Al2O3, оксид
меди(II) – CuO, сульфат цинка – ZnSO4, негашеная
известь – СаО, гашеная известь – Са(ОН)2,
углекислый газ – СО2, серная кислота – H2SO4,
медный купорос – СuSO4•5H2O.
2. Реакцию разложения воды электрическим током можно использовать, если в кабинете есть источник постоянного тока мощностью 20–30 Вт:
Разложение марганцовки – самый неприхотливый (хотя и весьма дорогой) способ получения кислорода:
При разложении азотной кислоты наряду с кислородом получается едкий газ NO2, такой способ непригоден для получения кислорода:
Бертолетовой соли KСlО3 из-за ее взрывоопасности, скорее всего, не найдется в лаборатории:
Разложение нитратов – малоэффективный способ, он не дает устойчивого тока кислорода:
Однако уголь и сера сгорают в расплавленной селитре с выделением большого количества тепла:
С + О2 = СО2,
S + O2 = SO2.
3. 1(О) (в KMnO4) = 64/158 = 0,405;
2(O) (в MnO2) = 32/87 = 0,368;
1 > 2.
4. В 500 л воды при 20 °С растворяется 22,5 г О2.
5. В 500 л воды Н2О содержится 444 кг связанного элемента кислорода.
6. С + О2 = СО2,
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3,
2Cu + O2 = 2CuO,
CH4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.
7. Виды химической связи: О2 и О3 – ковалентная неполярная, Н2О и СО2 – ковалентная полярная, Fe2O3 и CuO – ионная.
8. Аллотропия.
9. При сжигании 5,4 г Al выделится 167,5 кДж теплоты.
10.
Реакции а, б – получение водорода; реакции в, г – его превращения.
11. Использование водорода:
а) получение сложных веществ (НСl, H2S, NH3);
б) получение металлов (Fe, Cu) из их оксидов (Fe2O3, CuO);
в) синтез маргарина из жидких растительных масел; г) топливо.
12. Вода нужна живым клеткам для нормальной жизнедеятельности. Вода растворяет многие вещества и участвует в питании клеток, обмене веществ, выделительных функциях. Вода участвует как исходное вещество в реакциях, происходящих в живых организмах, например при расщеплении белков, жиров и углеводов.
Из воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза получаются углеводы СхНуОz и кислород О2.
Вода – среда обитания рыб, водорослей и др.
Замерзая, вода превращается в лед. Лед легче воды, он покрывает водоемы сверху и не дает им промерзнуть до дна (жизнь в воде зимой не останавливается).