Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2007

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

М.А.АХМЕТОВ

Контрольно-измерительные материалы по химии
за курс основной школы

Работа предназначена для учителей химии, работников органов управления образования. Она содержит тематические и итоговые тесты по химии для 8–9-х классов, соответствующие стандарту основного общего образования по химии. Каждый тест составлен на основе спецификации, описывающей содержание и уровень трудности заданий. Приведены ответы на все задания. При составлении тестов были учтены современные требования как к тесту в целом, так и к тестовому заданию. Тесты позволят оценить качество образовательной подготовки школьников, их готовность к итоговой аттестации. Результаты теста помогут внести необходимые коррективы в учебный процесс.

С о д е р ж а н и е

Введение

I. Первоначальные химические понятия.

II. Основные классы неорганических веществ.

III. Периодический закон. Химическая связь.

IV. Электролитическая диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции.

V. Химия неметаллов.

VI. Химия металлов.

VII. Первоначальные представления об органических веществах.

VIII. Итоговый тест за курс химии основной школы.

Ответы на итоговые тесты.

Введение

В течение последнего десятилетия произошло изменение структуры школьного химического образования. Вместо линейной системы преподавания предмета используется концентрическая система. По этой системе в курс основной школы введены начальные сведения об органических веществах. Некоторые наиболее сложные вопросы курса химии, которые ранее включались в требования к уровню подготовки выпускников основной школы, теперь перенесены в старшую школу. Они либо совсем не изучаются в 8–9-х классах, либо изучаются только в ознакомительном плане*.

Изучаются в ознакомительном плане

Cовсем не изучаются

1. Атомная единица массы.

2. Природные смеси: воздух, природные воды.

3. Аморфные вещества.

4. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая).

5. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.

6. Сернистая и сероводородная кислоты.

7. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

8. Строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

9. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

10. Нагревательные устройства, проведение химических реакций при нагревании

1. Число Авогадро.

2. Сила электролита.

3. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

4. Обратимые и необратимые реакции.

5. Химическое равновесие и условия его смещения.

6. Химическое производство.

7. Минеральные удобрения.

8. Понятие о коррозии металлов.

9. Сплавы железа: чугун и сталь

Учителю химии необходимо установить соответствие между ныне действующим стандартом и программой по химии, на предмет выделения нестандартных элементов содержания. Включение этих элементов в учебный процесс целесообразно в двух случаях:

1) если на изучение химии за счет школьного компонента выделяется большее количество часов, чем предусмотрено в базисном учебном плане**;

2) в рамках разноуровнего обучения, в том случае, если учащийся полностью освоил содержание стандарта по данной теме.

В работе представлены тесты по семи основным темам курса химии (в двух вариантах) и итоговый тест (в четырех вариантах). Темы выделены таким образом, что они соответствуют большинству современных программ по химии.

Если ваш тематический план отличается от предложенного, то последовательность контрольных срезов можно изменить. Тематические тесты рассчитаны на 1 урок (45 мин). Для перевода результатов теста в школьные оценки рекомендуется следующая шкала.

Количество верных ответов Оценка
15–16 5
12–14 4
9–11 3
Менее 9 2

Итоговый тест рассчитан на 120 мин. Для перевода результатов теста в школьные оценки может быть рекомендована следующая шкала.

Количество верных ответов Оценка
32–36 5
26–31 4
19–25 3
Менее 19 2

При выполнении теста учащиеся могут пользоваться периодической таблицей Д.И.Менделеева, таблицей растворимости, рядом напряжений металлов, калькулятором. Для получения надежных результатов теста следует полностью исключить контакт учащихся друг с другом.

I. Первоначальные химические понятия

С п е ц и ф и к а ц и я  т е с т а

№ задания Требование к уровню подготовки выпускников Виды деятельности
Воспроизведение знаний Применение знаний и умений
В знакомой ситуации В измененной ситуации
1 Правила работы в школьной лаборатории +    
2 Лабораторная посуда и оборудование. Очистка веществ +    
3 Знаки химических элементов +    
4 Атомы и молекулы   +  
5 Очистка веществ. Разделение смесей +    
6 Вещества и тела +    
7 Чистые вещества и смеси +    
8 Моль   +  
9 Правила безопасности   +  
10 Химический элемент   +  
11 Относительные атомная и молекулярная массы. Молярный объем   +  
12 Молярная масса   +  
13 Молярный объем     +
14 Вещество и химический элемент     +
15 Массовая доля химического элемента по формуле соединения     +
16 Приготовление растворов. Массовая доля вещества
в растворе
    +

 

В а р и а н т 1

1. В химической лаборатории нельзя:

1) проводить опыты;

2) смешивать жидкости;

3) принимать пищу;

4) работать в халате.

2. Жидкости фильтруются с помощью:

1) выпарительной чашки и спиртовки;

2) воронки и фильтровальной бумаги;

3) ступки и пестика;

4) кристаллизатора и стеклянной палочки.

3. Знак химического элемента железо:

1) F; 2) Fе; 3) Gе; 4) Cu.

4. Атомы различных элементов различаются:

1) только по массе;

2) только по цвету;

3) по массе и по цвету;

4) по массе и по объему.

5. Для разделения несмешивающихся жидкостей используют:

1) делительную воронку;

2) обычную воронку;

3) ступку и пестик;

4) круглодонную колбу и холодильник.

6. Вещество – это:

1) стакан;

2) гвоздь;

3) железо;

4) конверт.

7. Смесь представляет собой:

1) вода;

2) сахар;

3) соляная кислота;

4) медь.

8. Моль – это:

1) число частиц, содержащихся в 1 г любого вещества;

2) 1/12 часть массы изотопа углерода 12С;

3) единица измерения физической величины – количества вещества;

4) число молекул, содержащихся в 22,4 л газа при нормальных условиях (н.у.).

9. Если воду добавить к серной кислоте, то:

1) эти жидкости не будут смешиваться;

2) произойдет сильное охлаждение раствора;

3) возможно вскипание и разбрызгивание раствора серной кислоты;

4) серная кислота вступит в реакцию обмена с водой.

10. Химический элемент – это:

1) разновидность атомов;

2) тип вещества;

3) класс молекул;

4) то же, что и простое вещество.

11. Относительная атомная единица массы эквивалентна:

1) 1 г;

2) массе атома водорода;

3) 1/12 массы атома углерода 12С;

4) 1/16 массы атома кислорода.

12. Молярная масса кислорода О2 составляет (г/моль):

1) 8; 2) 16; 3) 32; 4) 48.

13. Два моля воды при комнатной температуре занимают объем (мл):

1) 18; 2) 22,4; 3) 36; 4) 44,8.

14. Во фразе «зубная паста с фтором» речь идет о:

1) химическом элементе;

2) простом веществе;

3) атомах фтора;

4) молекулах фтора.

15. Массовая доля кислорода в диоксиде серы SО2 составляет (%): … .

16. Массовая доля сахара в растворе из 20 г сахара и 180 г воды составляет (%): … .

В а р и а н т 2

1. В химической лаборатории можно:

1) употреблять пищу;

2) склоняться для лучшего обзора над приборами при проведении опыта;

3) выливать реактивы в раковину;

4) выполнять опыты согласно инструкции.

2. Вещества в химической лаборатории растирают с помощью:

1) ступки и пестика;

2) стеклянной палочки и кристаллизатора;

3) любых подручных средств;

4) выпарительной чашки и штатива.

3. Знак химического элемента гелий:

1) Ge; 2) He; 3) Ga; 4) Hg.

4. Газообразные вещества, такие, как кислород, азот, водород, состоят из мельчайших частиц, называемых:

1) атомы;

2) молекулы;

3) химические элементы;

4) ионы.

5. Для разделения смешивающихся жидкостей используют:

1) круглодонную колбу, холодильник, приемник, штатив, электрическую плитку;

2) делительную воронку;

3) обычную воронку, фильтровальную бумагу и стакан;

4) плоскодонную колбу, дефлегматор, холодильник, спиртовку, приемник.

6. Телом является:

1) графит;

2) алмаз;

3) бумага;

4) гвоздь.

7. Смесь, которую можно разделить с помощью магнита:

1) сера и сахар;

2) медь и стекло;

3) песок и мел;

4) медные и стальные опилки.

8. Одинаковые количества вещества (в моль) различных веществ имеют также одинаковую:

1) массу:

2) объем;

3) число структурных единиц;

4) число атомов.

9. Емкости с кислотой вместимостью более 3 л категорически запрещено переносить в:

1) металлическом ведре;

2) руках;

3) корзине с прокладками из поролона или стружек;

4) пластмассовом ведре.

10. Химический элемент – это:

1) то же, что и простое вещество;

2) наименьшая химически неделимая частица;

3) то, из чего состоит вещество;

4) вид атомов.

11. Молярный объем – это:

1) объем 1 г любого вещества;

2) объем 1/12 части массы изотопа углерода 12С;

3) объем, занимаемый одним молем вещества при данных условиях;

4) число молекул, содержащихся в 22,4 л газа при н.у.

12. Масса двух молей газообразного кислорода составляет (г):

1) 16; 2) 32; 3) 48; 4) 64.

13. Один моль воды при комнатной температуре занимает объем (мл):

1) 18; 2) 22,4; 3) 36; 4) 44,8.

14. В фразе «йодированная соль» речь идет о:

1) химическом элементе;

2) простом веществе;

3) атомах йода;

4) молекулах йода.

15. Массовая доля углерода в метане СН4 составляет (%): … .

16. 11 г соли растворили в 99 г воды. Массовая доля соли в полученном растворе составляет… .

Ответы на задания теста

В а р и а н т  1. 1 – 3, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 1, 6 – 3, 7 – 3, 8 – 3, 9 – 3, 10 – 1, 11 – 3, 12 – 3,
13 – 3, 14 – 1, 15 – 50, 16 – 10.

В а р и а н т  2. 1 – 4, 2 – 1, 3 – 2, 4 – 2, 5 – 1, 6 – 4, 7 – 4, 8 – 3, 9 – 2, 10 – 4, 11 – 3, 12 – 4,
13 – 1, 14 – 1, 15 – 75, 16 – 10.


*Эти вопросы выделены в тексте стандарта основного общего образования по химии курсивом.

**В базисном учебном плане на изучение химии в 8-х и 9-х классах выделено по 2 ч в неделю.

Рейтинг@Mail.ru