Разработка новых подходов
в обучении химии через решение
задач медиаобразования
Думаю,
что многим термин «медиаобразование» уже знаком.
Это относительно новое направление педагогики,
ставшее очень актуальным на современном этапе
развития общества. Задачи медиаобразования –
формировать информационную культуру, знание
закономерностей создания и циркуляции
информации в обществе. Другими словами, научить
новое поколение воспринимать и понимать
информацию, осознавать последствия ее
воздействия на психику, критически
перерабатывать и владеть инструментом общения с
помощью технических средств.
Подготовкой школьников к жизни в
информационном социуме и занимается
медиаобразование. В 1970-е гг. в мире сложилось
два основных подхода к организации
медиаобразования – специальный (введение в
школах отдельного предмета) и интегрированный.
В отечественной педагогике интегрированный
подход разрабатывается научной школой
Л.С.Зазнобиной. Каждый из вариантов
медиаобразования подрастающего поколения имеет
большое значение, но в условиях современной
школы второй путь представляется более
подходящим. Интегрированный подход позволяет
сочетать задачи медиаобразования с задачами
обучения основных наук.
Используя возможности предмета химии, я
пытаюсь найти пути преодоления противоречий
между школой и средствами массовой информации
(СМИ). Необходимо на фактологической основе химии
формировать информационные умения учащихся,
чтобы сегодняшний школьник, оказавшись завтра в
центре информационных потоков, не потерялся в
них и не был раздавлен агрессией и скоростью
развития информационной сферы жизни. Научился
пользоваться знаниями, полученными в школе, а
также выбирать необходимые сведения из
сообщений СМИ для дальнейшего образования.
Как учитель химии, на каждом своем уроке я
ставлю задачи медиаобразования, которые могут
быть решены средствами именно этого урока.
Например, при изучении темы «Полисахариды» (10-й
класс) я учу школьников таким приемам работы с
информацией:
• умение трансформировать свою информацию,
видоизменять ее форму и объем, знаковую систему и
носитель;
• умение находить требуемую информацию в
различных источниках;
• умение понимать задания в различных
формулировках и контекстах;
• умение находить ошибки в получаемой
информации и вносить предложения по их
исправлению;
• умение переводить визуальную информацию в
вербальную знаковую систему и наоборот;
• умение аргументировать собственные
высказывания, воспринимать альтернативные точки
зрения и обосновывать аргументы «за» и «против».
Часто информация, которую учащиеся получают
вне школы, содержит научные ошибки и неточности.
Чтобы не было противоречий между научными
знаниями, предлагаемыми ученику в школе, и тем,
что он услышал или прочитал в СМИ, необходимо
уметь видеть эти ошибки, а не слепо доверять
авторам сообщений. Ребята учатся критически
воспринимать информацию, просматривая на уроках
фрагменты художественных фильмов, содержащие
ошибки или неточности. Я ставлю перед ними
проблему: что здесь неверно? Например, при
изучении темы «Фосфор и его соединения» (9-й
класс) использую фрагмент видеофильма «Собака
Баскервилей». Мы обсуждаем, что трудно
представить себе, как собака, обмазанная
ядовитым веществом и кислотой, может еще что-либо
сделать. Выясняем, что А.Конан Дойль в своем
произведении не учел химических свойств фосфора.
Школьник должен уметь менять знаковую систему.
Поэтому на уроках я предлагаю задания, в которых
нужно перевести визуальную информацию в
вербальную или наоборот. Например, при изучении темы
«Типы химических реакций» предлагаю ученикам
«нарисовать» химическую реакцию, соблюдая
научную точность и используя примеры из жизни.
Это творческое задание ребята выполняют
по-разному. Рисовать хорошо умеют не все, поэтому
принимаю и графические работы, и компьютерные
рисунки. Важно, чтобы ученики уловили и в рисунке
закодировали тип химической реакции (рис. 1–4).
|
|
Рис. 1. Соединение
|
Рис. 2. Замещение
|
|
|
Рис. 3. Обмен
|
Рис. 4. Разложение
|
На заданиях со свободным выбором
ответа школьники приобретают умения
интерпретировать информацию, фантазировать,
представлять научный материал в творческой
форме. Так, при изучении темы «Силикатная
промышленность» (9-й класс) я предлагаю ребятам
прием «Написание синквейна». Составление
синквейна требует от ученика в кратких
выражениях резюмировать учебный материал,
информацию. Это форма свободного творчества, но
по определенным правилам. Вот что получилось у
моих учеников.
Стекло
Оконное, хрустальное.
Твердеет, загустевает, украшает.
Произведения из стекла встречаются в музеях.
Песок.
(Вавилин Кирилл, 9-й класс.)
Кирпич
Белый, красный.
Строит, украшает, сооружает.
Тепло в домах сохраняет.
Глина.
(Гатина Эллина, 9-й класс.)
Керамика
Фаянсовая, глиняная.
Украшает, заменяет, улучшает.
Из белой глины изготовляют различные изделия.
Кремний.
(Зангеев Валерий, 9-й класс.)
Цемент
Твердый, тяжелый.
Строит, затвердевает.
Материал, используемый для строительства.
Бетон.
(Богатырь Ирина, 9-й класс.)
Удобрения
Минеральные, органические.
Применяют, используют, удобряют.
Применение простых и комплексных удобрений дает
хороший урожай.
Химия и сельское хозяйство.
(Захарова Арина, 11-й класс.)
Эрозия
Водная, ветровая.
Разъедает, понижает, приносит.
На образование плодородного слоя почвы уходят
тысячелетия.
Беда для человечетва.
(Большанская Катя, 11-й класс.)
Мыло
Жидкое, твердое.
Применяют, используют, добавляют.
В жесткой воде теряет свою моющую способность.
Соли стеариновой кислоты.
(Бурлаков Павел, 11-й класс.)
* * *
Приемы, разработанные в процессе
педагогического исследования и представленные
сегодня, позволяют поддерживать интерес к
предмету. Ученик видит реальную необходимость
приобретения знаний, химические знания
становятся осознанными, следовательно,
повышается качество обучения.
И.А.ВАВИЛИНА,
учитель химии школы № 13
(г. Нерюнгри,
Республика Саха
(Якутия))
|