Уроки химии в системе
|
Учебный элемент | Познавательная часть модуля | Деятельность учащихся |
||
УЭ-0 | Изучив данный модуль, вы: • закрепите знания о веществах и умения делать расчеты по формулам; • углубите знания о сущности химических явлений; • узнаете закон сохранения массы веществ как проявление закона сохранения массы и энергии; • поймете значение закона для развития химической науки и для объяснения явлений |
Внимательно прочитайте текст §18 по учебнику Н.Е.Кузнецовой «Химия-8» | ||
УЭ-1 | Цель. Коррекция умений
решать задачи по формулам (после выполнения
проверочной работы). 1. Запишите в тетради
формулу вещества: 1-й вариант – азота; 2. Определите молярную массу своего вещества. 3. Рассчитайте число молекул, содержащихся в 3 моль вещества. 4. Рассчитайте массу 3 моль вещества. 5. Рассчитайте массу одной молекулы. (Представитель каждого варианта записывает ответы на доске, объясняет результаты.) |
Работайте индивидуально. Проверьте себя, оцените по количеству верно выполненных заданий |
||
УЭ-2 | Цель. Проверить усвоение
материала о сущности химических процессов. Составьте устный рассказ о сущности химических явлений с использованием опорных словосочетаний. Приведите примеры химических явлений. Словосочетания для рассказа: химическое явление (реакция), разрушение молекул на атомы, образование молекул, выделение и поглощение энергии, тепловой эффект, экзотермические реакции, эндотермические реакции. Сделайте вывод о сущности химических реакций. Изменяется ли масса веществ при химических реакциях? Дайте аргументированный ответ |
По желанию работайте индивидуально или в парах | ||
УЭ-3 | Цель. Изучить точки зрения разных ученых по данной проблеме, определить свою точку зрения по данному вопросу. | Слушайте, наблюдайте, конспектируйте | ||
Эпикур, IV в. до н.э. – атомы переходят из одного состояния в другое | Наблюдение за превращением: медь оксид меди(II) сульфат меди(II) медь | |||
Роберт Бойль, середина XVIII в. – предположение о существовании «огненной материи», которая вызывает изменение массы | Рассказ об опыте Бойля по
изменению массы ртути при прокаливании в
открытой реторте. Наблюдение за опытом горения свечи (на весах) |
|||
М.В.Ломоносов, середина XVIII в. – о
сохранении массы веществ при химических
явлениях. (Как понимать слова Ломоносова о сохранении массы?) |
Рассказ об опыте Ломоносова по
сохранению массы ртути при прокаливании ее в
закрытой реторте. Наблюдение за опытом образования осадка BaSO4 в сосуде Ландольта (на весах) |
|||
При подведении итогов
формулируется закон сохранения массы веществ,
которому подчиняются химические реакции. Почему у Р.Бойля произошло изменение массы? Противоречит ли это выведенному закону? |
||||
УЭ-4 | Цель. Проверить усвоение
знаний и их использование на практике –
применение закона сохранения массы. Ответьте устно на вопросы. 1. Какие процессы изображают схемы? 2. Какова их сущность? 3. При каких условиях они протекают? (– кислород, |
Работайте с классом, устно. | ||
Исходное состояние | Результаты процессов (каких?) | Работайте в тетради, под руководством учителя | ||
|
||||
4. Запишите сущность химического процесса с помощью формул и коэффициентов | ||||
УЭ-5 | Цель. Усвоить понятие об
уравнении реакции. 1. Мы написали уравнение реакции. Что оно выражает? Что обозначают индексы, коэффициенты? 2. Прочитайте в учебнике Н.Е.Кузнецовой «Химия-8» 2-й абзац и далее на с. 63–64. Соответствуют ли ваши выводы закону? 3. Установите соответствие: |
Обсудите сначала в парах,
потом – со всем классом.
Дополнительное задание. Выполните в тетради самостоятельно |
||
1) Закон постоянства состава вещества | а) Составление уравнений реакций | |||
2) Атомно-молекулярное учение | б) Составление химических формул | |||
3) Закон сохранения массы и энергии | в) Понимание сущности химических реакций | |||
УЭ-6 | Домашнее задание. По учебнику § 18, упр. 2, 4, 5, с. 65. По задачнику задания 2-1, 2-2, задача 1-87 |
Типы химических реакций (два урока)
Темы следующих уроков: «Уравнения химических реакций» и «Расчеты по уравнениям реакций».
Оборудование и реактивы для демонстрационных опытов. Cпиртовка, спички, держатель, пробирки; медь, малахит, железо, раствор хлорида меди(II).
Урок 1
Учебный элемент | Познавательная часть модуля | Деятельность учащихся | ||||||||||
УЭ-0 | Изучив данный модуль, вы: • узнаете больше о химических реакциях; • закрепите умения составлять уравнения реакций и выполнять расчеты; • изучите классификацию химических реакций, научитесь использовать ее для определения реагентов и продуктов реакций |
Внимательно прочитайте текст §20 по учебнику | ||||||||||
УЭ-1 | Цель. Актуализация и
проверка знаний о законах химических процессов,
уравнениях химических реакций. 1. Охарактеризуйте следующие понятия: химические явления, химические реакции, исходные вещества, продукты реакции, реагенты, уравнение реакции. 2. Каким законам подчиняются химические реакции? 3. Индивидуальные ответы по домашним упражнениям. Уравняйте следующие схемы с помощью коэффициентов, прочитайте уравнения реакций: |
Работаем устно, вместе.
Индивидуальные ответы у доски с последующей проверкой домашнего задания |
||||||||||
Ca + P Ca3P2 | Fe + Cl2 FeCl3 | |||||||||||
Al + O2 Al2O3 | H2 + N2 NH3 | B2O3 + H2O H3BO3 | ||||||||||
4. Представьте решение домашней задачи 1-87 (проверяется задание у двух учащихся) | ||||||||||||
УЭ-2 | Цель. Закрепить умение
решать задачи по уравнениям реакций. Задание
«Кто правильнее и быстрее решит задачу по
задачнику». 1-й вариант – № 2-28, 2-й вариант – № 2-29, 3-й вариант – № 2-30. Каждая пара учащихся решает и заполняет одну строку таблицы (в своей тетради) и выносит результаты на общий лист. Помощник учителя проверяет правильность выполнения задания, оценивает (у кого не получается – назначает консультанта), сверяет ответы с матрицей учителя, докладывает о результатах (отмечает выявленные затруднения) |
Работаем самостоятельно в парах или в группах | ||||||||||
УЭ-1 и УЭ-2 проходят одновременно (вместе с проверкой – не более 20 мин) | ||||||||||||
УЭ-3 | Цель. Познакомиться с
классификацией химических реакций по количеству
и составу реагентов и продуктов реакции. 1. Изучите демонстрационную таблицу «Типы химических реакций», наблюдайте за демонстрационными опытами. |
Работайте все вместе, участвуйте в обсуждении. | ||||||||||
2. Заполните таблицу в тетради, запишите уравнения реакций. | Заполните таблицу в тетради,
прокомментируйте свой ответ. Проверьте правильность своей таблицы по учебнику, §20 |
|||||||||||
Реагенты | Продукты реакций | Примеры | Типы реакций | |||||||||
Простые или сложные, сколько молей по уравнению реакции | Простые или сложные, сколько молей по уравнению реакции | Запишите схемы и уравнения реакций в тетради | Укажите типы реакций | |||||||||
…………… | ………………. | ………………... | ……………. | |||||||||
3. Демонстрационные опыты: 1) Cu + O2 = … ; 2) (CuOH)2CO3 = CuO + СО2 + … ; 3) CuCl2 + Fe = … ; 4) СuCl2 + NaOH = Cu(ОН)2 + … . 4. Прочитайте (а дома выучите) определения в задачнике на с. 24. Устно выполните упр. 2-17 из задачника19 |
||||||||||||
УЭ-4 | Домашнее задание: § 20; выучить определения из задачника на с. 24. Задача 2-34. Из упр. 2-14 – 2-17 выписать по два уравнения реакций каждого типа, расставить коэффициенты | |||||||||||
Урок 2 | ||||||||||||
Учебный элемент | Познавательная часть модуля | Деятельность учащихся |
||||||||||
УЭ-1 | Цель. Проверить усвоение
знаний о типах химических реакций. Задание. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, указать их типы, прочитать эти уравнения реакций (двое учащихся отвечают у доски, другие пишут в тетрадях). Индивидуальные задания на доске: Na2O + H2O NaOH, Fe + H2O Fe3O4 + H2, NaOH + H2SO4 Na2SO4 + H2O, Au2O3 Au + O2. Задания, выполняемые в тетради: Al + FeO Al 2O3 + Fe, KClO3 KCl + O2 |
Индивидуальные ответы у
доски по уравнениям реакций.
Самостоятельная работа в тетради |
||||||||||
УЭ-2 | Цель. Научиться определять
недостающие реагенты и продукты реакций. Задание 1. Расставьте коэффициенты в схемах реакций. Соотнесите уравнения и типы химических реакций.
|
Выполните задания в тетрадях с последующей проверкой (двое учащихся работают на доске за створками). | ||||||||||
Задание 2. Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты, укажите типы реакций. | Задания со звездочкой(*) – для тех, кто успел ответить раньше других. Их решение можно представить на оценку | |||||||||||
Ca + O2 = | P2O5 + CaO | |||||||||||
Ca + Al2O3 = | Ca3(PO4)2 + Н2О | |||||||||||
Са (ОН)2 + Н3РO4 = | CaO + Al | |||||||||||
Ca3(PO4)2 = | CaO | |||||||||||
Задание 3*. Допишите уравнения
реакций. Соединение: Na + Br2 … . Разложение: H2CO3 CO2 + … . Замещение: … + CuCl2 … + AlCl3. Обмен: HBr + Fe2O3 … + … . Задание 4*. Исправьте ошибки в записи уравнений реакций: 2NO + 2O2 = 2NO2, FeCl2 + 3Cl2 = 2FeCl3 . Задание 5*. Запишите уравнения реакций химических процессов: а) между алюминием и кислородом (реакция соединения); б) между водородом и оксидом вольфрама(VI) (реакция замещения); в) разложения аммиака NH3 на два простых вещества |
||||||||||||
УЭ-3 | Домашнее задание. Контрольная работа из задачника со с. 29, 1-й вариант |
Методы познания химии
Оборудование и реактивы для лабораторных опытов. Cтакан с водой, магнит, чистые пробирки; порошок железа, древесные опилки, соль, раствор соляной кислоты.
Учебный элемент | Познавательная часть модуля | Деятельность учащихся | |
УЭ-0 | Изучив данный модуль, вы: • закрепите знания важнейших химических понятий; • получите представление о том, что такое метод; • углубите знания об использовании теоретических и практических методов в химии; • выясните роль химического языка в ходе познания различных объектов; • научитесь применять химический язык при описании объектов и явлений |
Внимательно изучите содержание модуля (его назначение) | |
УЭ-1 | Цель. Сравнить важнейшие
понятия в разных науках – физике и химии. 1. Сравните понятие «вещество» в химии и физике. Что нового о веществе вы узнали при изучении химии? 2. Сравните атомно-молекулярное учение с позиций химии и физики. Как используется это учение для объяснения физических и химических явлений? 3. Как формулируется закон сохранения массы и энергии в химии и в физике? 4. Тест. Дайте обоснованный ответ, что из перечисленного лишнее: а) капля, масло, снежинка, айсберг; б) горение бензина, испарение, скисание молока; в) запах, молекула, агрегатное состояние; г) водород, кислород, вода |
Работайте устно, с классом.
Работайте индивидуально |
|
УЭ-2 | Цель. Определить, что такое
«метод», какие методы используются в химии. 1. Какие методы применял Шерлок Холмс для установления истины? Что такое «метод»? 2. Какие методы познания вы применяли на уроках биологии, географии, физики, химии? 3. Ознакомьтесь с содержанием § 22 (с. 72, абзац 3). Соответствует ли определение метода вашей точке зрения? Какие методы применяют в химии? 4. Что нового о методах познания в химии вы узнали на уроке? |
Работайте устно, с классом. Работайте с учебником. Запишите определение понятия «метод» в тетради |
|
УЭ-3 | Цель. Выяснить роль
практических методов для познания химии. 1. Лабораторное наблюдение. Описание веществ. В пробирках – порошок железа, древесные опилки, соль. Исследуйте и опишите их свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, действие магнита). Сделайте вывод о свойствах веществ. Сравните, что у них общего и в чем различие. 2. Химический эксперимент. Железные опилки поместите в пробирку, добавьте 1–2 мл раствора НСl. Опишите наблюдаемые признаки химической реакции. Зарисуйте схему реакции, обозначив атомы кружочками разных цветов (моделирование). Запишите уравнение реакции |
Работайте в паре, обсудите устно друг с
другом.
Зарисуйте схему опыта и запишите в тетради уравнение реакции |
|
УЭ-4 | Цель. Определить значение
химического языка в процессе познания. 1. Изучите материал учебника § 24 (с. 76, с 3-го абзаца). 2. Как алхимики описывали свои наблюдения? 3. Что выражают современные формулы и уравнения реакций? |
Работайте с учебником. Ответьте на вопросы |
|
УЭ-5 | Цель. Систематизировать
знания о методах познания химии. Тест. Установите соответствие между объектами и методами изучения химии (возможны разные ответы, докажите правильность своего выбора). |
Работайте в паре. | |
1) Свойства вещества | а) Качественный анализ | ||
2) Химический эксперимент | б) Математический анализ | ||
3) Состав вещества | в) Наблюдение, описание | ||
4) Сущность химических процессов | г) Анализ, синтез | ||
д) Химический язык | |||
Задача. При прокаливании 200 г
карбоната кальция СаСО3 образовалось 112 г
оксида кальция СаО и 44,8 л (при н.у.) углекислого
газа СО2 (плотность газа () при н.у. равна 1,964 г/л). Не противоречат ли эти данные закону сохранения массы веществ? О каком методе познания идет речь? |
Дополнительное задание. Работайте индивидуально | ||
УЭ-6 | Подведение итогов урока. 1. Прочитайте внимательно цели урока. Достигли ли вы целей? В какой степени? 2. Оцените работу на уроке («5» – очень хорошо, цель достигнута полностью, выполнено дополнительное задание, «4» – хорошо, но не очень, цель достигнута в основном, «3» – главное понял, трудно повторить). Домашнее задание. Повторить по тетради |
Чистые вещества и смеси
Оборудование и реактивы для лабораторных опытов. Лист бумаги, стакан с водой, магнит, стеклянная палочка; в пробирках – сера и железо.
Оборудование и реактивы для демонстрационного опыта. Спиртовка, спички, зажим для пробирки, магнит; смесь серы и железа (2 г и 3,5 г соответственно).
Учебный элемент | Познавательная часть модуля | Деятельность учащихся | ||
УЭ-0 | Изучив данный модуль, вы: • сможете расширить свои знания о веществах и их нахождении в природе; • получите представление о чистых веществах и смесях; • научитесь их различать; • продолжите развитие умений проводить лабораторные исследования |
Внимательно изучите назначение предлагаемого модуля | ||
УЭ-1 | Цель. Проверить знания
основных понятий о веществах. Задание 1. Определите, что из перечисленного лишнее и почему: а) гвоздь, железо, медь; б) молекулы, атомы, кристаллы; в) железо Fe, сульфид железа(II) FeS, сера S; г) алюминий Al, фосфор Р, кислород О2 Задание 2. Отличаются ли друг от друга молекулы или атомы одного вещества? А разных веществ? |
Работайте устно, с классом | ||
УЭ-2 | Цель. Раскрыть понятия
«чистые вещества» и «смеси». Лабораторное исследование. Исследуйте и опишите свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита). Сделайте вывод о сходстве и различиях свойств серы и железа. Смешайте на бумаге серу и железо, пронаблюдайте за демонстрацией учителя. Что изменяется при нагревании смеси Fe и S? Объясните причину изменения. Задание 1. Сравните чистые вещества и смеси, заполните в тетради таблицу. |
При выполнении опытов работайте
в паре. Начинайте исследование по команде
учителя. Заполните таблицу в тетради. |
||
Характеристика вещества (смеси) | Чистые вещества | Смеси | ||
Состав | Постоянный | …………….. | ||
Физические свойства | ………………… | Непостоянные | ||
Возможность разделения физическими методами | Невозможно (?) | …………….. | ||
Задание 2. Сформулируйте
определения чистого вещества и смеси. Задание 3. Перечислите сначала чистые вещества, а потом смеси: железная руда, воздух, кислород, углекислый газ, молоко, сахар, морская вода, алюминий, лимонад, зубная паста |
Запишите определения в тетрадь. Выполните задание устно |
|||
УЭ-3 | Цель. Определить способы
разделения смесей веществ. Укажите, на основании чего возможно разделение смеси. 1. Под руководством учителя выполните опыт по разделению смеси серы и железа магнитом. 2. Познакомьтесь со способами разделения смесей по учебнику – табл. 12 и 13, с. 81 (объяснение незнакомых слов в тексте – на с. 80). 3. Мысленный эксперимент. Предложите, как разделить смеси: а) древесных опилок и порошка железа; б) воздух – смесь азота и кислорода; в) суспензию бензина в воде; г) раствор соли. 4. Сделайте вывод, от чего зависит выбор способа разделения смеси |
Решение проблемы.
Работа в группах – 3 мин |
||
УЭ-4 | Цель. Узнать о нахождении
веществ в природе, веществах в лаборатории,
разнообразии смесей веществ. Проблемный вопрос. Существуют ли вещества в природе в чистом виде? Если да, то в каких условиях? 1. Назовите природные смеси. Из каких веществ они состоят? 2. Что такое раствор, дым, паста, пена, туман? 3. Приведите примеры нахождения в природе чистых веществ. 4. Какие источники содержат чистую воду, а какие – смесь воды с другими веществами: облако, море, река, снег, родник? 5. Сделайте вывод о возможности существования чистых веществ в природе. Что такое примесь? 6. Рассмотрите баночки с реактивами. Найдите маркировку степени чистоты реактива. О чем она свидетельствует? (Ответ найдите в учебнике – табл. 11, с. 79) |
Решение проблемы.
Работаем устно, с классом.
Работаем с объектами, в паре |
||
УЭ-5 | Цель. Практически применить
полученные знания. Задача 1. Обоснуйте способ очистки природной воды, сильно загрязненной песком и ржавчиной. Назовите последовательные операции, необходимые, чтобы сделать такую воду пригодной для питья. Задача 2*. Почему очищенная (дистиллированная) вода в любой стране обладает одними и теми же физическими свойствами, а вода, взятая из разных рек и озер, различается по свойствам? Задача 3*. Изобретательская задача. Имеется емкость с водой. На поверхности воды – слой керосина. В воду нужно внести предмет так, чтобы он не соприкоснулся с керосином, и в воде не оказалось дополнительного вещества |
Решите качественные задачи: № 1 – в паре, № 2, 3 (дополнительные задания) – индивидуально | ||
УЭ-6 | Подведение итогов урока. 1. Прочитайте внимательно цели урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени? 2. Оцените работу на уроке («5» – очень хорошо, цель достигнута полностью, выполнено дополнительное задание, «4» – хорошо, но не очень, цель достигнута в основном, «3» – главное понял, трудно повторить). Домашнее задание по задачнику № 3–7, по
учебнику – прочитать практическую работу |
Результатом такого подхода (модульная технология) является:
• формирование мотивации учащихся к изучению химии, самостоятельности;
• индивидуализация обучения (содержание, темп, дозированная помощь, самооценка);
• возможность применения разных подходов в обучении: развивающего, личностно-ориентированного, проблемного, интегративного;
• применение разных форм познавательной деятельности: самостоятельной, в паре, в группе, фронтальной;
• развитие как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков.
Л и т е р а т у р а
Берсенева Е.В. Современные технологии
обучения химии. М.: Центрхимпресс, 2004. Емельянова
Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной
деятельности учащихся на уроках химии. М.:
Школьная пресса, 2002; Кузнецова Н.Е. и др. Химия.
Учебник для 8 класса. М.: Вентана-Граф, 2006;
Программы по химии под ред. Н.Е.Кузнецовой. М.:
Вентана-Граф, 2006; Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.
Задачник по химии.
8 класс. М.: Вентана-Граф, 2002; Кузнецова Н.Е.,
Шаталов М.А. Обучение химии. Решение
интегративных учебных проблем. М.: Вентана-Граф,
2006; Шаталов М.А. Уроки химии. Методическое
пособие. М.: Вентана-Граф, 2006; Радецкий А.М.
Химический тренажер. Самостоятельные работы по
неорганической химии. М.: Центрхимпресс, 2005.