Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Курсы повышения квалификации

 

Уважаемые учителя химии!

В 2007/08 учебном году Педагогический университет «Первое сентября» предлагает четыре дистанционных курса повышения квалификации для учителей химии (см. с. 19). Лекционный материал и контрольные работы для курса 18–004 будут публиковаться на страницах газеты «Химия» в № 17–24/2007, а для остальных курсов – отправляться по почте в виде брошюр. Бланк заявки на обучение помещен на с. 19. Сегодня мы представляем вашему вниманию первую лекцию курса.

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
В.Г.КРАСНОВА,
С.А.СЛАДКОВ

Современная дидактика
школьной химии

Габриелян Олег Сергеевич – профессор кафедры естественно-экологического образования Педагогической академии последипломного образования Московской области, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, автор учебно-методического комплекта для основной и средней общеобразовательной школы как базового, так и профильного уровней. Олег Сергеевич автор двух пропедевтических курсов химии (7-й класс), один из соавторов курсов органической и общей химии для школ и классов с углубленным изучением предмета. Он также автор (совместно с Г.Г.Лысовой) УМК для учреждений начального и среднего профессионального образования; автор и соавтор учебников для Республики Казахстан как для основной, так и для средней профильной школы. УМК Габриеляна насчитывает более 60 наименований. Наиболее известен учителям России и ближнего зарубежья пятитомник «Настольная книга учителя химии».

Краснова Валентина Гавриловна – доцент кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного университета, кандидат педагогических наук, автор свыше 50 научных работ, посвященных интерактивным методам обучения, компетентностному подходу в подготовке специалистов, методике изучения периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Сладков Сергей Анатольевич – аспирант кафедры общей педагогики Челябинского государственного педагогического университета, дипломант I Всероссийской олимпиады по педагогике среди аспирантов (Санкт-Петербург, 2007 г.), учитель химии и биологии лицея № 77 г. Челябинска. Научные интересы – формирование информационной компетентности как условие предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Концепция курса

Школьное химическое образование на современном этапе претерпевает значительные изменения: основным регламентирующим документом, определяющим уровень формируемых химических знаний, стал государственный стандарт, все большее распространение получает такая форма итогового контроля качества знаний, как ЕГЭ, старшая школа переходит на профильное обучение, а основная школа ориентирует на это своих выпускников посредством предпрофильной подготовки. Среди наиболее значимых проблем в обучении химии сегодня следует выделить: проблему неуклонного сокращения часов, отводимых на изучение учебного предмета, и возможность нивелировать это посредством более раннего изучения химии (пропедевтические курсы) или путем преподавания обязательных курсов по выбору (элективные курсы).

В связи с изменениями в содержательной части школьного химического образования меняется и дидактика (теория обучения) учебного предмета – все большее значение приобретают технологии личностно ориентированного обучения химии (технология обучения в сотрудничестве, проектное обучение), мониторинг динамики успешности ученика в усвоении курса химии (портфолио).

Цель курса – помочь учителю адаптировать личный опыт методики обучения химии под изменившиеся содержание, формы и методы обучения этой учебной дисциплины. Поэтому первые три лекции курса посвящены основным направлениям модернизации школьного химического образования, совершенствованию его структуры и содержания и ориентации учителя во всем многообразии авторских курсов, представленных в Федеральном списке.

Все остальные лекции посвящены собственно дидактике обучения химии: процессу, методам, формам организации и современным технологиям, а также контролю и оценке качества знаний по химии как форме руководства учебной деятельностью учащихся.

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
17 Лекция № 1. Основные направления модернизации школьного химического образования. Эксперимент по переходу школы на 12-летнее обучение. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы и профильное обучение учащихся в старшей школе. ЕГЭ как итоговая форма контроля качества знаний по химии выпускников средней школы. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по химии
18 Лекция № 2. Концентризм и пропедевтика в современном школьном химическом образовании. Концентрический подход к структурированию школьных курсов химии. Пропедевтические курсы химии
19 Лекция № 3. Анализ авторских курсов химии федерального перечня учебников по предмету. Курсы химии основной школы и предпрофильная подготовка учащихся. Курсы химии старшей ступени общего образования и профильное обучение учебной дисциплине. Линейное, линейно-концентрическое и концентрическое построение авторских курсов.

Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2007 г.)

20 Лекция № 4. Процесс обучения химии. Сущность, цели, мотивы и этапы обучения химии. Принципы обучения химии. Развитие учащихся в процессе обучения химии. Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении химии
21 Лекция № 5. Методы обучения химии. Классификация методов обучения химии. Проблемное обучение химии. Химический эксперимент как метод обучения предмету. Исследовательские методы в обучении химии
22 Лекция № 6. Контроль и оценка качества знаний учащихся как форма руководства их учебной деятельностью. Виды контроля и их дидактические функции. Педагогическое тестирование в химии. Типология тестов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 30 декабря 2007 г.)

23 Лекция № 7. Личностно ориентированные технологии обучения химии. Технологии обучения в сотрудничестве. Проектное обучение. Портфолио как средство мониторинга успешности овладения учащимся учебного предмета
24 Лекция № 8. Формы организации обучения химии. Уроки химии, их структура и типология. Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии. Элективные курсы, их типология и дидактическое предназначение. Другие формы организации учебной деятельности учащихся (кружки, олимпиады, научные общества, экскурсии)
Итоговая работа. Разработка урока в соответствии с предложенной концепцией. Краткий отчет о проведении итоговой работы, сопровождаемый справкой из учебного заведения, должен быть направлен в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2008 г.

ЛЕКЦИЯ № 1

Основные направления
модернизации школьного
химического образования

Социальные, правовые и нормативные предпосылки
совершенствования химического образования

Одним из первых документов, изданных Министерством образования Российской Федерации, стали «Первоочередные меры по реализации программы переходного периода» [1]. Уже само название документа говорило о том, что провозглашался курс на переход к новой системе образования.

Несколько позже министерством образования были изданы два новых документа, определивших принципы и программу реформирования школы. Это концепция «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели и принципы)» [2] и «Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ» [3].

К марту 1991 г. был подготовлен первый вариант проекта закона об образовании. После обсуждения и доработки в июле 1991 г. он был опубликован в «Учительской газете» [4]. Спустя год после всестороннего и глубокого обсуждения в Верховном Совете РФ он был принят, а 10 июля 1992 г. подписан Президентом Российской Федерации [5].

По сравнению с существовавшим до того времени законодательством закон «Об образовании» определил новые концептуальные основы развития образовательной системы. Главными среди них были следующие:

• децентрализация управленческих функций, расширение самостоятельности и ответственности образовательных учреждений;

• изменение принципов государственного контроля за деятельностью образовательных учреждений;

• введение параллельных негосударственных образовательных структур;

• вариативность форм обучения внутри образовательных программ и образовательных учреждений;

• закрепление прав граждан на выбор форм обучения и видов образовательных учреждений.

В 1996 г. закон «Об образовании» был принят в новой редакции [6]. В последующем дополнения и изменения в закон вносились в 1998, 2001, 2002 гг.

На решение задач развития образования, его модернизации направлен целый ряд важнейших государственных документов, принятых далее. Это – Национальная доктрина образования (утверждена постановлением правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751), Федеральная программа развития образования (утверждена Федеральным законом от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ) [7], Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (в основном одобрены на заседании правительства РФ 18.07.2000 г., протокол № 1), План действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг. (утвержден распоряжением правительства РФ от 26.07.2000 г. № 1972-р).

Таким образом, конец 1980-х – первая половина 1990-х гг. стали периодом активного, целенаправленного процесса реформирования образовательной системы России.

В начале нового тысячелетия появилась Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., разработанная по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина, рассмотренная Государственным советом Российской Федерации (29 августа 2001 г.) и правительством России (25 октября 2001 г.), утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации [8].

Обосновывая необходимость преобразований, разработчики отмечали устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, отставание в освоении важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики, иностранных языков, гуманитарных дисциплин, правовых и экономических знаний.

Модернизация общего образования как единого социального института не могла не коснуться его предметных составляющих, в том числе химии.

Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники, оно необходимо при изучении валеологических и экологических проблем. Химия как школьный предмет участвует в формировании интеллектуального, понятийного аспекта мировоззрения, современной научной картины мира.

Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире: связь между структурой и свойствами сложной системы; вероятностные представления и представления о симметрии, хаосе и упорядоченности; законы сохранения; единство дискретного и непрерывного; эволюцию вещества. Все это на фактическом материале химии находит наглядное выражение, дает пищу для размышлений об окружающем мире, для гармоничного развития личности.

Переход школы на 12-летнее обучение

Необходимость перехода на 12-летнее обучение диктовалась целым рядом причин.

1. Сохранение здоровья школьников. В последнее десятилетие XX в. наметилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся, вызванная, помимо прочих факторов, возрастающей учебной нагрузкой. Сокращение количества учебных часов по ряду предметов при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и соответственно к переутомлению учеников. Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяла преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

По мнению авторов концепции, переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создаст условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.

2. Повышение качества общего образования. Исследования независимых экспертов, сравнительный анализ учебных достижений учащихся по официальным данным выявили негативную тенденцию: российская школа стала терять свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

3. Международные стандарты продолжительности общего образования. В международной практике преобладает 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12–14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, Молдове, Украине, Белоруссии и Узбекистане.

4. Демографические и социально-экономические факторы. Резкое уменьшение числа учащихся с 21 млн в 2001 г. до 13–14 млн через десять лет может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь в сфере образования. Переход к 12-летней школе должен был смягчить негативные последствия демографического спада.

Обучение в школе предлагалось сделать трехступенчатым.

I ступень – начальное образование (обязательное), 1–4-е классы.

II ступень – основное общее образование (обязательное), 5–10-е классы. Именно на данной ступени по замыслу разработчиков добавляется дополнительный год обучения.

Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

III ступень – среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11–12-е классы.

В старшей ступени школы обучение предполагалось строить на основе профильной дифференциации (например, профили: естественно-научный, гуманитарный, художественно-эстетический).

Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы будут отличаться от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Параллельно с концепцией структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе были опубликованы предметные концепции 12-летнего образования [9].

В концепции выделены три этапа изучения химии в 12-летней школе: пропедевтический, основной и профильный.

Пропедевтический этап получения химических знаний по замыслу авторов концепции должен охватывать период с 1-го по 7-й классы основной 10-летней школы. На этом этапе первоначальные знания из области химии учащиеся получают при изучении интегрированных курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание», систематических курсов биологии, географии, физики. За счет школьного или регионального компонента возможно изучение химического пропедевтического курса под условным названием «Введение в химию».

Основной этап в изучении химии приходится на 8–10-е классы основной десятилетней школы. Химические знания на данном этапе формируются при изучении курса химии, который является обязательным для всех государственных общеобразовательных учреждений всех организационно-правовых форм. В основной школе должен быть заложен фундамент как для продолжения профильного изучения предмета в старшей школе, так и для освоения минимума химических знаний (в соответствии со стандартом) в классах нехимического профиля. На изучение химии в основной 10-летней школе отводится три года по 2 ч в неделю.

Заключительный этап изучения химии приходится на 11–12-е классы старшей школы. Изучение предмета ведется дифференцированно в двух вариантах – базовый и профильный уровни.

Обновление содержания школьного образования происходит каждые 10–15 лет. В настоящее время социальный заказ на химическое образование школьников в очередной раз претерпел коренные изменения.

В соответствии с социальным заказом и целями химического образования содержание базового школьного курса определяется состоянием научного знания и химической компонентой его общекультурной составляющей.

Усиление значения общекультурной компоненты в химическом образовании связано с возрастающей «химизацией» материального и информационного пространства, акцентированием в жизни каждого человека вопросов использования химических материалов и препаратов в повседневной жизни, ролью химических знаний в вопросах экологии и сохранения здоровья, все большим насыщением информационных потоков химическими сведениями и терминами.

В педагогической литературе были высказаны и иные подходы к структуре 12-летнего образования. Ряд ученых и практиков предлагали увеличить на один год продолжительность обучения не на основной, а на старшей ступени образования, т. е. реализовать структуру 9 + 3 [10].

Правительством РФ было принято постановление от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» [11], который является частью общего комплекса мер по реализации концепции модернизации образования. Приказом Министерства образования РФ от 20.04.2001 г. № 1788 данное постановление правительства было принято к руководству и исполнению, приказом от 21 мая 2001 г. № 2093 было утверждено Положение о порядке проведения эксперимента [12].

Следует подчеркнуть, что результаты широмасштабного эксперимента по переходу на 12-летнее обучение не были обсуждены российской педагогической общественностью. Вопрос о том, переходит ли РФ на двенадцатилетку в полном соответствии с подписанной Болонской конвенцией или же продолжает функционировать в режиме одиннадцатилетки, остался открытым.

Предпрофильная подготовка учащихся
основной школы и профильное обучение их
в старшей школе

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим работу по введению профильного обучения, стала Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 г. № 2783, одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г., доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май–июнь 2002 г.), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению 28.06.2002 г.).

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, при котором более полно учитываются интересы, склонности, способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Указанные определения отражают сущность профилизации.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов учебных курсов, которые должны обеспечить гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы курсов:

базовые общеобразовательные курсы: математика, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы: обществознание для естественно-математического и технологического профилей, естествознание для гуманитарного и социально-экономического профилей;

профильные курсы, которые изучаются по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

элективные курсы, которые также изучаются по выбору и входят в состав профиля, они либо поддерживают изучение основных профильных курсов, либо служат для внутрипрофильной специализации.

Концепция предусматривает несколько вариантов организации профильного обучения.

Внутришкольная профилизация предполагает существование образовательных учреждений, реализующих один или одновременно несколько профилей. В последнем случае школы с одной-двумя параллелями старших классов не способны решить эту задачу. Для этого нужна большая школа, с 10–12 параллелями. Тогда такая организация эффективна и экономически разумна. Это в значительной степени стимулирует переход к крупным образовательным центрам, а в городской местности – выделение школ высшей ступени.

Сетевая профилизация осуществляется за счет объединения образовательных ресурсов нескольких учебных заведений. Это может быть совокупность нескольких близко расположенных школ с неким центром, который концепция определяет как «ресурсный центр».

Неотъемлемой частью концепции профильного обучения являются базисные учебные планы нового поколения.

Какой же набор профилей предлагает министерство образования в проектах базисных учебных планов (БУПов) для третьей ступени общего образования? Надо отметить, что этот набор изменяется от одного варианта БУП к другому. Если в приложении к концепции профильного обучения приведены четыре варианта профилей (естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический), то в письме Министерства образования РФ № 13-51-144/13 от 9.07.2003 г. «О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) образования» таких профилей уже больше десятка: физико-математический профиль, естественно-научный (физика, химия, биология и география), социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агро-технологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный.

Набор профилей следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана из курсов трех типов: базовых, профильных и элективных.

На современном этапе сформулированы методические подходы к обучению химии в классах разного профиля и разработана концепция непрерывной методической подготовки студентов – будущих учителей химии к работе в условиях профильного обучения [13, 14]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что предпрофильная подготовка учащихся основной школы по химии все еще остается проблемой, которая решается только посредством введения элективных курсов. Предпрофильная подготовка учащихся выполняет подготовительную функцию для профильного обучения и предполагает формирование у школьников:

– сознательного выбора профиля в старшей школе, соответствующего собственным предпочтениям и интересам;

– мотивации на обучение по выбранному профилю;

– объективной оценки учащимися своих способностей к продолжению образования в выбранном направлении;

– готовности нести ответственность за сделанный выбор.

ЕГЭ как итоговая форма контроля
качества знаний по химии
выпускников средней школы

Одним из важнейших элементов модернизации российского образования стало принятие решения о введении единого государственного экзамена.

Введение единого экзамена снижает физические и психические нагрузки на выпускников, связанные со сдачей двойных экзаменов, уменьшает экономическое бремя, ложащееся на семьи при поступлении детей в колледжи и вузы, в первую очередь расположенные в других населенных пунктах.

Не менее важная задача, решаемая ЕГЭ, – независимый объективный государственный контроль результатов обучения. Кроме того, введение ЕГЭ предоставляет равные возможности выпускникам различных регионов и различных типов школ для поступления в вузы РФ. ЕГЭ дает возможность всем выпускникам подать документы сразу в несколько вузов или в один на разные специальности, что, несомненно, увеличивает шансы абитуриентов на поступление.

Вместе с тем, как отмечает ряд специалистов, само тестирование как форма проверки знаний имеет существенные ограничения. Даже корректно составленный тест не дает возможности объективно оценить умения абитуриента рассуждать и делать выводы, т.е. заменяет творческий анализ проблемы задания теста на механический выбор ответа из возможных вариантов. Еще одним существенным недостатком введения ЕГЭ является то, что переход на профильное обучение в старшей школе лишает выпускников непрофильных классов возможности успешно выдержать итоговые испытания, т.к. тесты (например, по химии) ориентированы на профильный уровень. Очевидно, необходимо предусмотреть два формата проведения ЕГЭ: для базового и для профильного уровней, как это предложено для экзамена по математике.

При разработке контрольно-измерительных материалов (КИМов) для единого государственного экзамена главное внимание уделено способам оценки системы знаний, являющейся инвариантным ядром всех общеобразовательных программ по химии для средней (полной) школы.

Данная система знаний базируется на ведущих идеях периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, учения о химическом строении органических веществ А.М.Бутлерова. Она включает в себя знания о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах; о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания; об использовании веществ и химических превращений. Эта система химических знаний определила подход к выбору содержания и структуры экзаменационной работы.

Насколько принятая в настоящее время методология разработки содержания КИМов для ЕГЭ, технологии его проведения и экспертизы соответствуют целям профильного образования?

Содержание профильного образования и методы обучения обусловливаются целями, а цели – качествами личности выпускника, его моделью, которая в свою очередь определяется изменениями социально-экономических условий жизни общества. Таким образом, содержание профильного образования напрямую связано с формированием устойчивой системы социально значимых качеств личности.

Каковы же первые результаты единого государственного экзамена, в частности по химии, в регионах, вступивших в эксперимент?

Сводные данные по России показывают, что среди предметов по выбору естественного цикла химию выбирает значительно меньшее число учащихся, чем, например, физику или биологию.

В среднем по России результаты ЕГЭ по химии самые низкие среди всех предметов.

Таким образом, необходимо не только дальнейшее совершенствование ЕГЭ, его тестового обеспечения, утверждение стандарта общего образования, стабилизация федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами, но и коррекция содержания, форм и методов профильного обучения с ориентацией их на продуктивное, личностно ориентированное, развивающее обучение, усиление в содержании профильного обучения практико-ориентированной составляющей.

Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта по химии

Одной из главных проблем реформирования образования является оптимальное сочетание вариативности и стандартизации образовательной деятельности. Необходимость обеспечения их органической взаимосвязи устанавливает и закон «Об образовании». С одной стороны, он требует обеспечения общедоступности образования, его адаптивности к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, что на деле означает вариативность образования; с другой стороны – устанавливает необходимость обеспечения единого федерального образовательного пространства, что может быть достигнуто только за счет стандартизации.

Предшественником современного образовательного стандарта можно считать двухтомный документ под названием «Учебные стандарты школ России» [15, 16], разработанный под руководством В.С.Леднева.

Надо отметить, что работа такого масштаба была выполнена в России впервые. Более того, это, пожалуй, первое столь полное собрание стандартов общего образования в мире. В Советском Союзе понятие «образовательные стандарты» не использовалось, его роль выполняли единые учебные планы, которые являлись основой для разработки реальных учебных планов школ страны. Несомненно, учебные планы тех лет были чересчур идеологизированы, заформализованы и не оставляли возможности для вариативности содержания образования и организации учебного процесса.

С точки зрения структуры отличительной особенностью упомянутого стандарта было наличие раздела «Оценка выполнения требований стандарта». В разделе содержались образцы заданий, ориентированные на проверку выполнения наиболее характерных требований по каждому содержательному блоку для основной и средней (полной) школы. Кстати, задания теоретического блока сформулированы в тестовой форме.

Основанием для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта образования для 11-летней школы явилось исполнение закона РФ «Об образовании», послания Президента РФ Федеральному собранию и концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (раздел 2.2. «Создание условий для повышения качества образования»), одобренной распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р.

Содержание общего образования должно сохранить все лучшие принципы системности российского образования, в том числе определение обязательного минимума содержания и уровня требований к подготовке выпускников как по всем ступеням общего образования, так и по всем предметам и предметным областям.

Стандарт нацелен на определенную разгрузку содержания общего образования путем его реструктуризации за счет переноса части сложных разделов предмета, в том числе химии, в старшую профильную школу. Сейчас учащиеся, которые стараются освоить в полном объеме всю школьную программу (как по математике, естественно-научным дисциплинам, так и по гуманитарным предметам), да еще и готовятся дополнительно в старших классах к поступлению в вузы, испытывают нагрузки, не предусмотренные никакими нормативами.

Российские стандарты общего образования будут по-прежнему базироваться на фундаментальности, в частности на высоком уровне требовательности по химии.

Новые стандарты содержания образования должны предусматривать практическую ориентацию получаемых школьниками химических знаний как по естественно-научным, так и по гуманитарным предметам.

Вместе с тем в соответствии с базовыми требованиями к разработке стандарта общего образования усиливается его личностная ориентация, востребованность результатов образования в жизни. Сделана ставка на деятельностный характер образования, ориентация стандарта на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности.

В подготовленном проекте стандарта ощущается усиление социально-гуманитарной направленности образования, которая, безусловно, будет способствовать утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира. Характерной чертой является обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для основных субъектов образовательного процесса (обучающиеся и их родители, педагоги и образовательные учреждения), возможностей для реализации различных образовательных практик. И наконец, новый стандарт нацелен на обеспечение целостности содержания образования, межпредметных связей, преемственности содержания образования на его различных ступенях.

В рамках принятой в РФ концентрической схемы построения учебной дисциплины «Химия» разработано три стандарта:

• основное общее образование (8–9-е классы);

• базовое среднее образование (10–11-е классы);

• профильное среднее образование (10–11-е классы).

Все три стандарта отражают тенденции развития современной химии, вычленяя главные составляющие научного содержания учебной дисциплины, которые базируются на двух основных понятиях – «вещество» и «химическая реакция».

Стандарт по химии для основной школы структурирован по шести содержательным блокам:

• методы изучения веществ и химических явлений;

• вещество;

• химическая реакция;

• элементарные основы неорганической химии;

• первоначальные представления об органических веществах;

• химия и жизнь.

В связи с введением в практику работы школ в качестве нового нормативного документа «Федерального компонента образовательного стандарта для основной школы» (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) учителя химии должны знать, что из содержания учебных программ в основной школе теперь исключены и не изучаются следующие разделы.

1. Электронные орбитали. Стандарт предусматривает лишь знакомство со строением электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы – распределение электронов по энергетическим уровням и строение внешнего электронного слоя. Например, для серы:

2. Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и т.д.

3. Скорость химической реакции, химическое равновесие и способы его смещения. О скорости химической реакции дается лишь представление как о быстроте протекания химических процессов, которой можно управлять с помощью катализаторов. Последнее понятие в стандарте прописано курсивом, а это значит, что материал дается только в порядке ознакомления и в КИМы включаться не должен.

4. Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод химических формул.

5. Минеральные удобрения.

6. Коррозия металлов.

7. Гидролиз солей.

8. Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются только на уровне общих понятий: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) – окислители и восстановители. Электролиз расплавов дается на уровне представлений для хлорида натрия.

9. Значительно сокращено содержание концентра «Органические вещества» в 9-м классе (см. лекцию № 2).

Стандарт базового среднего химического образования структурирован по пяти содержательным блокам:

• методы познания химии;

• теоретические основы химии;

• неорганическая химия;

• органическая химия;

• химия и жизнь.

Блоки «Химия и жизнь» как в стандарте для основной школы, так и в стандарте для базовой средней школы были введены в обучение впервые для усиления его практической направленности. С этой же целью в заключительной части раздела «Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной (а также средней базовой и средней профильной школы)» также перечисляются ситуации из повседневной жизни и практической деятельности, в которых необходимо использовать знания и умения, полученные при изучении химии.

Введение стандартов повышает мобильность образовательных учреждений при формировании рабочих учебных планов. Так, на базовом уровне возможно изучение химии из расчета 1 ч в неделю на протяжении двух лет обучения в старшей базовой школе или 2 ч в неделю, но в течение одного года.

Л и т е р а т у р а

1. Первоочередные меры по реализации программы переходного периода. Вестник образования, 1991, № 3, с. 2–15.

2. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации). Вестник образования, 1992, № 10, с. 2–24.

3. Программа реформирования и развития системы образования в условиях углубления социально-экономических реформ. Вестник образования, 1992, № 10, с. 25–88.

4. Об образовании. Закон РСФСР. Проект. Учительская газета, 1991, № 29, 16–23 июля.

5. Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. Вестник образования, 1992,
№ 11, с. 2–59.

6. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании». Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. Вестник образования, 1996, № 7, с. 3–57.

7. Об утверждении Федеральной программы развития образования. Вестник образования, 2000,
№ 12, с. 3–70.

8. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

9. Лунин В.В., Архангельская О.В., Бердоносов С.С., Каверина А.А., Суматохин С.В., Чернобельская Г.М. Концепция химического образования двенадцатилетней школы. Химия в школе, 2000, № 2, с. 8–12.

10. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество. Педагогика, 2000,
№ 6, с. 3–12.

11. О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 г. № 224. Официальные документы в образовании, 2001, № 10, с. 2.

12. Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 21.05.2001 г. № 2093. Официальные документы в образовании, 2001, № 23, с. 28–32.

13. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие.
Ч. 1. Под ред. С.В.Кривых. СПб., 2005.

14. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. Под ред. Т.Г.Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.

15. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины. Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. М.: ТЦ «Сфера», «Прометей», 1998, 380 с.

16. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. М.: ТЦ «Сфера», «Прометей», 1998, 336 с.

Рейтинг@Mail.ru