Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Комплексные соединения

Программа элективного курса • 11 класс

Пояснительная записка

Данный курс призван восполнить недостаток химических знаний учащихся о комплексных соединениях. Изучение этой темы исключено из школьного курса химии, несмотря на то, что комплексные соединения – наиболее обширный и разнообразный класс неорганических веществ. Кроме того, в биологических системах комплексные соединения являются основной формой действия ионов металлов, выполняющих разнообразные функции. Бывшие выпускники школы, которые на данный момент обучаются в высших учебных заведениях медицинского профиля, отмечают, что на 1-м курсе они испытывают затруднения в изучении комплексных соединений, т.к. имеют очень скудные представления о них.

Предлагаемый курс – межпредметный, рассчитан на учащихся, интересующихся химией и биологией, направлен на углубление и расширение знаний, способствует выработке практических умений в решении задач и написании химических формул комплексных соединений, готовит к сознательному выбору будущей специальности. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении комплексных соединений в различных областях народного хозяйства, в быту, в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников бионеорганической химией, повышает познавательную активность, развивает аналитические способности.

Программа курса рассчитана на 16 ч.

Цели курса. Изучить состав и строение комплексных соединений, их основные свойства, номенклатуру, координационное число, пространственную структуру, роль в биологических системах; развивать у учащихся познавательный интерес к химии, внутреннюю мотивацию учения; ориентировать школьников на сознательный выбор будущей специальности.

Задачи курса. Изучить комплексные соединения; формировать представления о роли комплексных соединений в биологических системах и различных областях народного хозяйства; развивать умения решать задачи по химии; расширять кругозор учащихся; развивать общеучебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы; использовать и развивать межпредметные связи химии с биологией.

Содержательная часть программы

Тема 1. Строение комплексных соединений (1 ч)

Тема 2. Классификация и номенклатура комплексных соединений (3 ч)

Соединения с: а) комплексными катионами; б) комплексными анионами; в) комплексными катионами и анионами.

Тема 3. Равновесие в системах, содержащих комплексные соединения (2 ч)

Диссоциация комплексных соединений. Константа нестойкости.

Тема 4. Решение задач (4 ч)

1. Определение концентрации ионов комплексообразователя в растворах.

2. Вычисление зарядов комплексных ионов.

Тема 5. Комплексные соединения в биологических системах (4 ч)

Комплексные соединения – основная форма присутствия ионов металлов в биологических системах. Функции ионов металлов в живых системах: каталитическая, транспортная, перенос электронов, передача нервных импульсов, регуляторная.

Основные аспекты бионеорганической химии некоторых металлов в биологических системах:

• роль железа и меди в энергетике клетки: металлопорфирины гем – белки, медьсодержащие оксидазы;

• магний и фотосинтез: металлопорфирин хлорофилл;

• фиксация атмосферного азота при помощи нитрогеназы – комплекса белков, содержащих железо и молибден;

• многофункциональные ионы (Co2+, Ca2+, K+, Na+): кобаламин, его производное витамин В12; роль кальция в функционировании костно-мышечной системы и свертывании крови; роль ионов K+ и Na+ в распространении нервных импульсов.

Тема 6. Применение комплексных соединений (2 ч)

Применение комплексных соединений в сельском хозяйстве, производстве минеральных красок, пиротехнике.

Л и т е р а т у р а

Васильев В.П., Кочергина Л.А., Орлова Т.Д. Аналитическая химия. Сборник вопросов, упражнений и задач. М.: Дрофа, 2004; Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия. Ленингр. отд-ние, 1985; Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Высшая школа, 1986; Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Основы неорганической химии. М.: Мир, 1979; Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М.: Просвещение, 1997; Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М.: Просвещение, 1986.

М.С.ЯБЛУНОВСКАЯ,
учитель химии,
Г.В.КОВАЛЕНКО,
учитель биологии
школы № 5
(г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий
автономный округ)

Рейтинг@Mail.ru