Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Металлы в окружающей среде
и здоровье человека

Программа элективного курса • 10 класс

Пояснительная записка

Элективный курс «Металлы в окружающей среде и здоровье человека» предназначен для учащихся 10-го класса, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Курс рассчитан на 34 ч.

Основная цель – помочь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

На занятиях учащиеся познакомятся с видами деятельности, предполагающими применение знаний на практике. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых химических экспериментов, а затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать себя в каком-то ином направлении.

Содержание курса выстроено по принципу от простого к сложному – от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Материал элективного курса дополняет учебный материал 10-го класса (программа Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой «Химия-10»), где отсутствует информация о роли металлов как биогенов и загрязнителей природной среды, их положительном и отрицательном воздействии на организм, а также биологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией.

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач, экскурсий.

В курсе решается и разбирается большое число сложных задач, многие из которых найдут применение как при подготовке к экзаменам, в частности к ЕГЭ, так и при учебе в высшей школе.

Цели курса. Предоставление учащимся возможности в процессе познавательной и творческой деятельности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений к курсу химии; воспитание определенных качеств личности, позволяющих осуществить процесс самоопределения и самореализации при выборе профиля обучения; формирование образовательной среды, способствующей удовлетворению познавательных интересов учащихся, усилению мотивации обучения и, как следствие, повышению успеваемости.

Основные задачи курса. Помочь ученику в обоснованном выборе предмета;

формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний в химии, биологии, экологии, валеологии;

помочь учащимся в подготовке к поступлению в вузы;

закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о металлах, их строении, общих свойствах;

сформировать представления о специфических свойствах металлов, их двойственной роли в природной среде, последствиях воздействия металлов или их соединений на биологические системы;

раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды металлами;

продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности;

продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;

развивать учебно-коммуникативные умения.

После изучения этого элективного курса учащиеся должны знать:

• понятия «биогенный металл», «биологическая взаимозаменяемость»;

• двойственную роль металлов в природе;

• причины, источники и основные способы предупреждения загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами;

• влияние гипо- и гиперконцентрации металлов на состояние здоровья человека.

После изучения этого элективного курса учащиеся должны уметь:

• проводить качественные реакции на ионы металлов;

• решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

• работать в группе;

• определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки;

• составлять схемы миграции тяжелых металлов в пищевых цепях;

• писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.

Формы контроля: защита рефератов; проведение практических работ; итоговая конференция; защита проектов; домашняя контрольная работа.

Формы проведения занятий: эвристическая беседа; лекция с иллюстративно-наглядными элементами; семинар; подготовка докладов; практические и лабораторные работы, опыты; конференция; индивидуальная и групповая работа; работа в парах сменного состава; демонстрационные опыты; рассказ с элементами анализа.

Содержание курса

№ п/п

Название темы

Количество часов

I Введение 1
II Металлы в живых организмах 2
III Металлы I, II главных подгрупп, их влияние на организм человека. Содержание элементов в продуктах питания по методу доктора А.В.Скального.

Решение задач с химико-биологическим содержанием

7
IV Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами 4
V Металлы побочных подгрупп и их влияние на живые организмы.

Системная диагностика и лечение нарушений минерального обмена по методу доктора А.В.Скального

9
VI Способы предупреждения загрязнения окружающей среды 5
VII Экологическая обстановка в г. Дальнереченске 4
VIII Итоговая конференция 2
Итого 34

Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Металлы в окружающей среде и здоровье человека»

Темы рефератов

1. Железо и процессы дыхания в живых организмах.

2. Фотосинтез глазами химика.

3. Металлы: когда их много или мало.

4. «Металлические» болезни.

5. Водород – экологически чистое топливо.

6. Содержание ионов металлов в окружающей среде промышленных зон г. Кургана и Курганской области.

7. Металлизация природной среды (почв).

8. Красная и желтая кровяные соли.

9. Коррозия металлов как источник антропогенного загрязнения окружающей среды.

10. О металлах и ферментах.

11. Железо и медь в организмах, их роль в энергетике клетки.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. М.: Высшая школа, 2003; Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992; Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1981; Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1986; Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991; Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: ФАИР-Пресс, 2003; Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение. 1984; Подчайнова В.Н., Смирнова Л.И. Медь. М.: Наука, 1990; Романенко В.Н. Книга для начинающего исследователя-химика. Л.: Химия. Ленингр. отд-ние, 1987; Сидоренко Г.И., Ицкова А.И. Никель. М.: Медицина, 1980; Трахтенберг И.М., Коршун М.Н. Ртуть и ее соединения в окружающей среде. Киев: Вища шк., 1990.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я

Барбье М. Введение в химическую экологию. М.: Мир, 1978; Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. Л.: Гидрометеоиздат; 1984; Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.С., Книжник А.З. Кадмий: экологические аспекты. (Международная программа по химической безопасности.) М.: Медицина, 1994; Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Под. ред. Ю.А.Ершова. М.: Высшая школа, 2003; Пекшева Н.П. Химия металлов. Учебное пособие. Красноярск, 1987; Проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Под ред. Д.А.Криволуцкого. М.: Наука, 1985; Покровская С.Ф. Свинец в окружающей среде. М.: Наука, 1987; Сычев А.М., Фадеев Г.Н. Химия металлов: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов. М.: Просвещение, 1974; Шубочкин Л.К. Химия платиновых и тяжелых металлов. М.: Наука, 1975; Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. М.: Просвещение, 1995.

Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск, Приморский край)

Рейтинг@Mail.ru