РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
Металлы в окружающей среде
и здоровье человека
Программа элективного курса • 10 класс
Пояснительная
записка
Элективный курс «Металлы в окружающей среде и
здоровье человека» предназначен для учащихся
10-го класса, гимназий и лицеев
естественно-научного и медико-биологического
направления. Курс рассчитан на 34 ч.
Основная цель – помочь ученику в обоснованном
выборе профиля дальнейшего обучения.
На занятиях учащиеся познакомятся с видами
деятельности, предполагающими применение знаний
на практике. Опыт самостоятельного выполнения
сначала простых химических экспериментов, а
затем заданий исследовательского типа позволит
ученику либо убедиться в правильности
предварительного выбора, либо изменить свой
выбор и испытать себя в каком-то ином
направлении.
Содержание курса выстроено по принципу от
простого к сложному – от приобретения новых
умений и навыков к их творческому применению.
Материал элективного курса дополняет учебный
материал 10-го класса (программа Л.С.Гузея,
Р.П.Суровцевой «Химия-10»), где отсутствует
информация о роли металлов как биогенов и
загрязнителей природной среды, их положительном
и отрицательном воздействии на организм, а также
биологических проблемах, обусловленных
промышленным получением металлов и их коррозией.
Программой предусмотрено изучение
теоретических вопросов, проведение
лабораторного практикума, практикума по решению
задач, экскурсий.
В курсе решается и разбирается большое число
сложных задач, многие из которых найдут
применение как при подготовке к экзаменам, в
частности к ЕГЭ, так и при учебе в высшей школе.
Цели курса. Предоставление учащимся
возможности в процессе познавательной и
творческой деятельности удовлетворить
индивидуальный интерес к изучению практических
приложений к курсу химии; воспитание
определенных качеств личности, позволяющих
осуществить процесс самоопределения и
самореализации при выборе профиля обучения;
формирование образовательной среды,
способствующей удовлетворению познавательных
интересов учащихся, усилению мотивации обучения
и, как следствие, повышению успеваемости.
Основные задачи курса. Помочь ученику в
обоснованном выборе предмета;
формировать умения и навыки комплексного
осмысления знаний в химии, биологии, экологии,
валеологии;
помочь учащимся в подготовке к поступлению в
вузы;
закрепить, систематизировать и расширить
знания учащихся о металлах, их строении, общих
свойствах;
сформировать представления о специфических
свойствах металлов, их двойственной роли в
природной среде, последствиях воздействия
металлов или их соединений на биологические
системы;
раскрыть причины и основные источники
загрязнения окружающей среды металлами;
продолжить формирование умений анализировать
ситуацию и делать прогнозы, решать расчетные
задачи, выполнять опыты в соответствии с
требованиями правил безопасности;
продолжить формирование навыков
исследовательской деятельности;
развивать учебно-коммуникативные умения.
После изучения этого элективного курса учащиеся
должны знать:
• понятия «биогенный металл»,
«биологическая взаимозаменяемость»;
• двойственную роль металлов в природе;
• причины, источники и основные способы
предупреждения загрязнения окружающей среды
тяжелыми металлами;
• влияние гипо- и гиперконцентрации
металлов на состояние здоровья человека.
После изучения этого элективного курса учащиеся
должны уметь:
• проводить качественные реакции на ионы
металлов;
• решать расчетные задачи с экологическим
содержанием;
• работать в группе;
• определять цель, выделять объект
исследования, способы регистрации полученной
информации и ее обработки;
• составлять схемы миграции тяжелых
металлов в пищевых цепях;
• писать рефераты, придерживаясь
определенной структуры.
Формы контроля: защита рефератов;
проведение практических работ; итоговая
конференция; защита проектов; домашняя
контрольная работа.
Формы проведения занятий: эвристическая
беседа; лекция с иллюстративно-наглядными
элементами; семинар; подготовка докладов;
практические и лабораторные работы, опыты;
конференция; индивидуальная и групповая работа;
работа в парах сменного состава;
демонстрационные опыты; рассказ с элементами
анализа.
Содержание
курса
№ п/п |
Название темы |
Количество
часов |
I |
Введение |
1 |
II |
Металлы в живых
организмах |
2 |
III |
Металлы I, II главных
подгрупп, их влияние на организм человека.
Содержание элементов в продуктах питания по
методу доктора А.В.Скального. Решение задач с
химико-биологическим содержанием |
7 |
IV |
Загрязнение окружающей
среды тяжелыми металлами |
4 |
V |
Металлы побочных
подгрупп и их влияние на живые организмы. Системная
диагностика и лечение нарушений минерального
обмена по методу доктора А.В.Скального |
9 |
VI |
Способы предупреждения
загрязнения окружающей среды |
5 |
VII |
Экологическая обстановка
в г. Дальнереченске |
4 |
VIII |
Итоговая конференция |
2 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
«Металлы в окружающей среде и здоровье человека»
Темы рефератов
1. Железо и процессы дыхания в живых организмах.
2. Фотосинтез глазами химика.
3. Металлы: когда их много или мало.
4. «Металлические» болезни.
5. Водород – экологически чистое топливо.
6. Содержание ионов металлов в окружающей среде
промышленных зон г. Кургана и Курганской области.
7. Металлизация природной среды (почв).
8. Красная и желтая кровяные соли.
9. Коррозия металлов как источник
антропогенного загрязнения окружающей среды.
10. О металлах и ферментах.
11. Железо и медь в организмах, их роль в
энергетике клетки.
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с
я
Артеменко А.И. Справочное руководство по
химии. М.: Высшая школа, 2003; Величковский Б.Т.
Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая
школа, 1997; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.:
Высшая школа, 1992; Макаров К.А. Химия и
медицина. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1981; Николаев
Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для
внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1986; Новиков
Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991; Новиков
Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.:
ФАИР-Пресс, 2003; Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия
защищает природу. Книга для внеклассного чтения.
М.: Просвещение. 1984; Подчайнова В.Н., Смирнова Л.И.
Медь. М.: Наука, 1990; Романенко В.Н. Книга для
начинающего исследователя-химика. Л.: Химия.
Ленингр. отд-ние, 1987; Сидоренко Г.И., Ицкова А.И. Никель.
М.: Медицина, 1980; Трахтенберг И.М., Коршун М.Н.
Ртуть и ее соединения в окружающей среде. Киев:
Вища шк., 1990.
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Барбье М. Введение в химическую экологию. М.:
Мир, 1978; Израэль Ю.А. Проблемы охраны
природной среды и пути их решения. Л.:
Гидрометеоиздат; 1984; Ершов Ю.А., Попков В.А.,
Берлянд А.С., Книжник А.З. Кадмий: экологические
аспекты. (Международная программа по химической
безопасности.) М.: Медицина, 1994; Общая химия.
Биофизическая химия. Химия биогенных элементов.
Под. ред. Ю.А.Ершова. М.: Высшая школа, 2003; Пекшева
Н.П. Химия металлов. Учебное пособие.
Красноярск, 1987; Проблемы антропогенного
воздействия на окружающую среду. Под ред.
Д.А.Криволуцкого. М.: Наука, 1985; Покровская С.Ф.
Свинец в окружающей среде. М.: Наука, 1987; Сычев А.М.,
Фадеев Г.Н. Химия металлов: Учебное пособие по
факультативному курсу для учащихся 10 классов. М.:
Просвещение, 1974; Шубочкин Л.К. Химия
платиновых и тяжелых металлов. М.: Наука, 1975; Шустов
С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии.
М.: Просвещение, 1995.
Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск, Приморский край)
|