РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
Токсикология
Программа элективного курса
Пояснительная
записка
Элективный курс «Токсикология» направлен на
развитие творческого потенциала учащихся. Курс
построен с учетом межпредметных связей химии
8–9-х классов (сведения о строении и свойствах
неорганических и органических веществ) и
биологии 8–9-х классов (знакомство с химической
организацией клетки, процессами обмена веществ и
физиологией человека в целом).
Цели. Расширить, углубить и
систематизировать знания, полученные
школьниками при изучении предметов биологии и
химии.
Задачи курса. Сделать процесс познания
творческим и интересным; организовать учащихся
на поиск новой информации, привить желание
«познавать».
На изучение курса отводится 8 ч. Он разработан
на основе «Обязательного минимума содержания
основного образования по химии и биологии»,
соответствует «Требованиям к уровню подготовки
выпускников основной школы», «Базисному
учебному плану школы» и определяет необходимый
уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Основное содержание курса составляют сведения
о строении, свойствах, механизмах воздействия
ядов и токсинов. Приводятся различные
классификации ядов (по спектру действия,
токсичности и т.д.). Рассмотрены пути
проникновения и распределения ядов в организме,
избирательное действие ядов на биомишени. Более
детально представлены ферменты как основные
биомишени при действии ядов в организме.
Предусмотрен исторический экскурс в становление
и развитие науки токсикологии.
Тематическое
планирование
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Вид занятия |
1 |
Токсикология как наука.
Основные понятия токсикологии |
1 |
Лекция |
2 |
Свойства и классификация
токсикантов |
1 |
Лекция/ практикум |
3 |
Факторы, влияющие на
токсичность |
1 |
Лекция |
4 |
Ядовитые растения и
ядовитые животные |
1 |
Лекция |
5 |
Пути проникновения и
распределения ядов в организме |
1 |
Лекция/ практикум |
6 |
Особенности
взаимодействия ядов с биомишенями |
1 |
Лекция |
7 |
Ферменты как основные
биомишени. Строение, характеристика, особенности
функционирования ферментов |
1 |
Практикум |
8 |
Типы ингибиторов
ферментов, механизм их работы |
1 |
Семинар |
Итого |
8 |
|
Содержание
курса «Токсикология»
№ урока |
Тема занятия |
Основные аспекты,
понятия темы |
Что должен
знать учащийся
в результате
изучения темы |
Что должен
уметь учащийся,
изучив тему |
1 |
Токсикология как наука.
Основные понятия токсикологии |
История становления и
развития науки токсикологии, ее характеристика;
основные термины и понятия |
Историю становления науки.
Какие разделы входят в современную токсикологию.
Основные понятия токсикологии |
Пользоваться
терминологическим аппаратом |
2 |
Свойства и классификация
токсикантов |
Понятия: токсикант,
токсичность, доза (минимальная действующая и
летальная), толерантность, сенсибилизация,
кумуляция. Классификация по спектру действия |
Отличительные особенности
минимальной действующей дозы и летальной дозы;
чем сенсибилизация отличается от кумуляции |
Пользоваться
терминологическим аппаратом и применять его при
характеристике токсикантов |
3 |
Факторы, влияющие на
токсичность |
Пути проникновения ядов в
организм; видовая чувствительность; возрастные,
половые и индивидуальные различия в
чувствительности к ядам |
Как максимально
обезопасить свой организм от проникновения ядов;
как помочь пострадавшему. Какие факторы могут
вызвать отравления и их усилить |
Определять степень риска
подвергнуться отравлению ядами. Анализировать
ситуацию, пользуясь знаниями о факторах,
влияющих на токсичность |
4 |
Ядовитые растения и
ядовитые животные |
Знакомство с самыми
ядовитыми представителями флоры и фауны мира и
нашей страны |
Признаки отравления и
какой антидот следует применить в каждом
конкретном случае |
Определять тип отравления,
оказывать помощь при отравлениях |
5 |
Пути проникновения и
распределения ядов в организме |
Пути проникновения ядов
через органы дыхания, кожные покровы,
желудочно-кишечный тракт |
Как не допустить
проникновение ядов |
Анализировать воздействие
токсикантов на определенные органы и системы
органов |
6 |
Особенности
взаимодействия ядов с биомишенями |
Понятие «биологическая
мишень», или «биомишень»; явление избирательной
токсичности |
Действие некоторых ядов и
токсинов на биологические мишени |
Анализировать воздействие
ядов на биомишени |
7 |
Ферменты как основные
биомишени. Строение, характеристика, особенности
функционирования ферментов |
Ферменты: их природа,
строение, характеристика, особенности
функционирования |
Принцип работы ферментов и
их основную каталитическую роль |
Проводить простейшие
исследования, показывающие работу ферментов |
8 |
Типы ингибиторов
ферментов, механизм их работы |
Понятие «ингибитор».
Ингибиторы конкурентные и неконкурентные |
Механизм взаимодействия
ферментов с ингибиторами |
Подбирать вещества,
которые нейтрализируют работу ингибиторов |
Л и т е р а т у р а
Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+,
2004; Пономарев А.Я. Основы токсикологии. М.:
Изд-во Военной академии РВСН им. Петра Великого,
2001; Скальный А.В. Химические элементы в
физиологии и экологии человека. М.: Оникс 21 век,
2004.
Е.А.ДАХНО,
учитель химии и биологии школы № 20
(г. Королев, Московская обл.)
|