Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Чистая вода — залог здоровья

Программа элективного курса по химии • 9 класс

Пояснительная записка

Предпрофильный элективный курс «Чистая вода – залог здоровья» предназначен для учащихся
9-го класса. Курс составлен на основе программы элективного курса Л.Н.Дмитриевой «Что же мы пьем?». Национально-региональный компонент курса позволяет мотивировать исследовательскую и практическую деятельность учащихся. Получаемый материал дает возможность показать особенности питьевой воды г. Ноябрьска. Особое внимание уделено влиянию химического состава питьевой воды на здоровье человека. Предлагаемый курс позволит более целостно представить картину о веществе, являющемся основой жизни, о процессах растворения и значении воды для всего живого. Программа элективного курса является интеграционной, т.к. базируется на знаниях учащихся по химии, биологии, экологии и направлена на развитие познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.

Проблема чистой воды с каждым годом становится все актуальнее. Откуда появилась вода на Земле? В чем ее уникальные свойства? Как в домашних условиях очистить воду от вредных примесей? Вот вопросы, на которые позволит ответить данный курс.

Теоретическая часть – обобщение и расширение знаний учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека – показывает необходимость бережного отношения к водным ресурсам. Практическая часть закрепляет умения и навыки проведения химического эксперимента, знакомит с методами определения химического состава воды и методами ее очистки.

Формой контроля усвоения знания выбран семинар, стимулирующий поисковую деятельность учащихся и развивающий навыки самостоятельной работы с литературой.

В процессе изучения данного курса формируется компетентность «решения проблемы», в данном случае проблемы улучшения качества питьевой воды.

Элективный курс рассчитан на 8 ч. В содержание курса входят: теоретическая часть (3 ч), практическая часть (4 ч), семинар (1 ч).

Цели. Научить применять знания по предметам естественно-научного цикла (химия, физика, биология) в практической деятельности, что позволит формировать устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.

Задачи курса. Обобщить и расширить знания учащихся о свойствах воды; показать значение воды для здоровья человека; познакомить с особенностями пресных вод Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и г. Ноябрьска, методами исследования воды и способами ее очистки; развивать умения и навыки пользоваться лабораторным оборудованием; проводить качественные реакции, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, очищать воду в домашних условиях, самостоятельно работать с литературой.

Содержание программы

Т е о р е т и ч е с к а я  ч а с т ь (3 ч)

Тема 1. Важнейшее соединение на Земле

Гипотезы происхождения воды на Земле. Состав и свойства воды. Механизм растворения веществ в воде. Виды растворов. Роль растворов в жизнедеятельности организмов.

Тема 2. Химический состав воды и здоровье человека.
Питьевая вода ЯНАО и г. Ноябрьска

Предельно допустимые нормы содержания в воде катионов металлов (кальция, магния, железа, марганца), анионов (хлорид-ионов, йодид-ионов, сульфат-ионов, карбонат-ионов и др.). Таблицы «Химический состав питьевой воды городского водозабора», «Химический состав природных источников г. Ноябрьска».

Тема 3. Методы очистки воды. Жесткость воды

Отстаивание, замораживание, хлорирование, озонирование. Виды жесткости воды и способы ее устранения.

П р а к т и ч е с к а я  ч а с т ь (4 ч)

Практическая работа № 1 «Определение ионов кальция и магния. Способы устранения жесткости воды».

Практическая работа № 2 «Определение сульфат-ионов, карбонат-ионов, хлорид-ионов».

Экскурсия в лабораторию санэпидемстанции, в акционерное общество «Северная чистая вода» для ознакомления с методами определения химического состава питьевой воды и ее очистки.

С е м и н а р (1 ч)

Чистая вода – залог здоровья. Роль воды в природе.

Вопросы для подготовки к семинару

1. Источники загрязнения Мирового океана.

2. Роль воды в жизнедеятельности организмов.

3. Способы очистки воды.

4. Химический состав воды и здоровье человека.

5. Роль растворов в природе.

6. Проблемы водных ресурсов.

7. Гидроэнергетика России.

Методическая часть программы

При изучении данного элективного курса значительная часть времени отводится теоретическому материалу, активизирующему познавательный интерес учащихся. Большое значение имеет практическая часть, позволяющая научить детей анализировать воду по физико-химическим показателям, очищать воду в домашних условиях.

При изучении теоретической части применяется классно-урочная система и используются словесные методы: лекция, рассказ, беседа. Практическая часть включает практические и наглядные методы обучения: практическая работа, экскурсия. Используется типовое оборудование школьного кабинета химии, экскурсии на предприятия, занимающиеся производством чистой питьевой воды и определением ее химического состава. Формой контроля усвоения знаний выбран семинар, позволяющий при небольшом количестве часов, отводимом на изучение данного элективного курса, активизировать поисковую деятельность учащихся.

При работе по предлагаемой программе необходимо научить учащихся навыкам самостоятельного обращения с литературными источниками, познакомить с научными методами анализа вещества; подготовить методические инструкции для проведения практических работ; отобрать материал, соответствующий уровню подготовки учащихся, соблюдая принципы доступности и научности.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения программы учащиеся должны

знать:

• использование воды в качестве универсального растворителя;

• механизм процесса растворения веществ в воде;

• виды растворов;

• роль растворов в жизнедеятельности организмов;

• влияние химического состава воды на здоровье человека;

• методы исследования воды и способы ее очистки;

• понятие «жесткость воды»;

• виды жесткости и способы ее устранения;

уметь:

• пользоваться лабораторным оборудованием; анализировать воду по физико-химическим показателям;

• проводить качественные реакции на хлорид-ионы, карбонат-ионы и сульфат-ионы;

• записывать уравнения реакций ионного обмена, очищать водопроводную воду в домашних условиях.

Л и т е р а т у р а

Детская энциклопедия. Химия. Я познаю мир. М.: ACT, 1999; Иванова Л.П. Вода – вещество привычное и необычное. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 47; Трушников Д.Ю. Вода – источник вдохновения, жизни, здоровья. Химия (ИД «Первое сентября»), 2002, № 19; Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999; Маршанова Г.Л. Вода в природе и жизни человека. Аналитический семинар. Химия (ИД «Первое сентября», 2006), № 18; Раенгулов Б.М., Иванов Ю.К. и др. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения. Салехард: Научный вестник, 2002; Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. М.: Просвещение, 1986.

Е.М.МАЛОВА,
учитель химии школы № 11
(г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий
автономный округ)

Рейтинг@Mail.ru