Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Химия пищевых продуктов

Программа элективного курса • 9 класс

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Химия пищевых продуктов» предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный характер.

Содержание курса призвано обеспечить: а) усвоение учащимися сведений о строении, свойствах, получении и применении питательных веществ, содержащихся в наиболее часто употребляемых продуктах питания (чай, кофе, молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты); б) ознакомление с основными теориями о правильном и сбалансированном питании; в) формирование навыков исследовательской деятельности.

Целью данного элективного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.

Задачи курса. 1) обобщение, систематизация, корректировка, расширение и углубление знаний учащихся об основных классах органических соединений, их классификации, свойствах, способах получения и применении.

2) отработка навыков проведения химического эксперимента; знакомство с методами определения белков, жиров, углеводов, витаминов и других компонентов продуктов питания.

3) пропаганда здорового образа жизни.

Программой предусмотрено проведение занятий в форме лекций, бесед, семинаров, зачетов и практических научно-исследовательских работ.

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью рассматриваемых тем, что способствует повышению интереса к химии и ориентирует на профессии, связанные с изучением данного предмета. Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, включая интернет-ресурсы.

В результате изучения этого курса учащиеся должны

знать: состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания;

уметь: анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам; применять простейшие методы очистки питьевой воды; правильно готовить, хранить и употреблять продукты питания.

Формой отчетности по изучению элективного курса, помимо зачетов, викторин, сообщений, отчетов по практическим работам, может быть защита учащимися проектных и экзаменационных реферативных работ, а также создание презентаций, видеоклипов, буклетов, web-сайтов.

Тематический план

№ п/п Темы Кол-во часов Виды деятельности
1 Введение 1 Беседа. Анкетирование
2 Химия пищевых продуктов: состав, влияние внешних и внутренних факторов на усвоение продуктов в желудочно-кишечном тракте. Основы рационального питания. Химия пищеварения. Раздельное питание, его значение. Диеты 2 Лекция. Сообщения учащихся
3 Белки, энергетическая ценность белковой пищи, ее значение для растущего организма. Проведение качественных и цветных реакций на белки. Расщепление белков под действием желудочного сока. Определение свежести продуктов питания 3 Лекция. Сообщения учащихся. Практическое занятие. Тестирование
4 Жиры: классификация, отношение к воде и органическим растворителям, процесс усвоения жиров в организме человека, энергетическая ценность. Определение жиров в продуктах питания 2 Лекция. Сообщения учащихся. Практическое занятие. Тестирование
5 Углеводы: классификация, свойства, способы получения. Обмен углеводов в организме человека. Определение углеводов в продуктах питания 2 Лекция. Сообщения учащихся. Практическое занятие. Тестирование
6 Определение калорийности продуктов питания 1 Практическое занятие
7 Продукты питания и штрих-коды 1 Практическое занятие
8 Получение синтетической пищи. Работы А.Н.Несмеянова. Генетически модифицированные продукты питания 1 Сообщения учащихся
9 Витамины, их классификация, свойства, способы получения. Качественное и количественное определение витамина С в продуктах растительного происхождения 2 Сообщения учащихся. Практическое занятие.
10 Органические кислоты, их классификация, свойства, способы получения. Применение насыщенных и ненасыщенных органических кислот в пищевых продуктах. Определение рН в жидких продуктах питания 2 Лекция. Сообщения учащихся. Практическое занятие. Построение диаграммы
11 Пищевые добавки, их классификация. Определение запрещенных на территории РФ и опасных пищевых добавок в продуктах детского питания. Определение запрещенных и опасных пищевых добавок в продуктах, производимых на территории Амурской области 2 Семинар. Сообщения учащихся. Практическое занятие
12 Нитраты и нитриты. Методика их определения в сельскохозяйственной продукции 2 Сообщения учащихся. Практическое занятие
13 Минеральные вещества, макро- и микроэлементы 1 Сообщения учащихся. Викторина
14 Вода, которую мы пьем. Оценка экологического состояния водопроводной воды. Простейшие методы очистки питьевой воды 2 Семинар. Практическое занятие
15 Золотые правила питания 1 Беседа. Дискуссия. Сообщения учащихся
16 Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов 1 Беседа. Практическое занятие
17 Природные токсиканты и загрязнители. Пищевая аллергия 1 Лекция.Сообщения учащихся
18 Алкоголь и здоровье нации 1 Беседа. Сообщения учащихся. Лабораторный опыт
19 Химические основы домашнего приготовления пищи. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке 2 Лекция. Семинар
20 Посуда, которую мы выбираем 1 Лекция. Сообщения учащихся
21 Итоговое занятие 2 Защита проектов, рефератов, творческих работ
Резервное время 1
Итого 34

Темы проектных работ и сообщений учащихся

1. Биологическая активность микроэлементов.

2. Витамины. Работы Н.Н.Лунина, И.И.Бессонова.

3. Определение жирности молока методом экстрагирования.

4. Анализ продуктов детского питания.

5. Выращивание экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

6. Экологически безопасная посуда.

7. Алкоголь и здоровье подростка.

8. Слайд-шоу «О вкусной и здоровой пище».

9. Способы очистки питьевой воды.

10. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

11. Первая помощь при пищевых отравлениях (руководство к действию).

12. Химия в консервной банке.

13. Рекламный «ляп», или критическое восприятие и анализ содержания рекламы пищевых продуктов.

14. Химические секреты агронома.

Л и т е р а т у р а

Бандман А.Л., Волкова Н.В. и др. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов V–VIII групп. Под ред. В.А.Филова и др. Л.: Химия, 1989, 592 с.; Вовк Г.А. Экология. 10 класс. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000, 256 с.; Мельниченко Г.Ф., Кирсанова В.Ф., Биткова Н.П. Выращивание экологически чистой овощной продукции: томаты, перцы, баклажаны. Благовещенск, 1993, 62 с.; Новикова И.А. Салаты в праздник и на каждый день. М., 2004, 192 с.; Пацак Й. Органическая химия. М.: Мир, 1986; Писаренко Е.Н. Пищевые добавки. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001; Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004, 252 с.; Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа, 1991, 288 с.; Шустова И.Б. Твое питание и здоровье. М.,1996, 410 с.; Щитова Э.П. Опыты по химии с экологической направленностью. Благовещенск, 1993, 27 с.; Экология в таблицах и схемах. М.: Дрофа, 2001.

И.П.ФИЛИНОВА,
учитель химии школы № 172
(п. Архара, Амурская обл.)

Рейтинг@Mail.ru