Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Химия в быту

Программа элективного курса • 9 класс

Пояснительная записка

Элективный курс «Химия в быту» предназначен для учащихся 9-го класса основной школы и рассчитан на 34 ч. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, развитие любознательности, интереса к химии и обучению, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

Программа элективного курса является логическим продолжением курса базового уровня и направлена на расширение этих знаний с целью применения в реальной жизни. Изучение курса дает возможность реализовать межпредметные связи химии, биологии, истории, ОБЖ.

Цель. Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи. Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии, применять полученные знания о веществах в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательную активность и самостоятельность, творческие способности; развивать навыки правильного обращения с веществами и их использования в быту.

Элективный курс состоит из пяти взаимосвязанных разделов. Каждый раздел завершается подведением итогов изученного курса – защитой проекта, конференцией. Итогом всей работы является составление портфолио учащегося.

Формы обучения. Беседа, лекция, семинар, рассказ, дискуссия, лабораторный опыт, практическая работа, конференция, индивидуальная и групповая работа.

Формы контроля. Защита рефератов, подведение итогов практических работ, деловая игра, конкурс творческих работ, текущий контроль по темам (тестирование, анкетирование), защита проектов.

Содержание курса

Темы Количество часов Виды
деятельности
Введение 1 Лекция
I. Вещества на кухне 14 Лекции, семинары, конференции. Подготовка рефератов, практические и лабораторные работы
II. Вещества в аптеке 6 Лекции, семинары, экскурсии, деловая игра, практические и лабораторные работы
III. Вещества в ванной 6 Лекции, конференции, защита рефератов. Лабораторные и практические работы
IV. Будьте красивыми 5 Лекции, экскурсии, беседы, практические и лабораторные работы, защита проектов
V. Защита индивидуальных проектов и рефератов 2 Выступления с отчетами, рецензирование

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Введение
1 Лекция «Химия вокруг нас – бытовая химия». Правила техники безопасности
I. Вещества на кухне
2 Продукты питания как химические соединения. Пищевая ценность белков, жиров и углеводов. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы
3–4 Понятие о рациональности питания: умеренность, сбалансированность, разнообразие, биологическая ценность, сыроедение, вегетарианство. Проблема смешанного и раздельного питания. Роль клетчатки, балластных веществ и рафинированных продуктов в пищеварении. Проблема ожирения. Калорийность жиров, белков, углеводов
5 Консерванты пищевых продуктов. Поваренная соль. Экскурс в историю соли. Роль поваренной соли в обмене веществ.

Практическая работа «Очистка поваренной соли и выращивание кристаллов»

6 Уксусная кислота: история открытия, использование при консервировании и в качестве нейтрализующего средства для смягчения воды
7 Практическая работа «Исследование продуктов питания».

Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. Присутствие холестерина в продуктах питания и продуктах обмена

8 Мед – значение для организма человека. Практическая работа «Определение качества и состава меда»
9 Искусственная пища – за и против. Польза яблок, овощей и фруктов.

Практическая работа «Определение сахара в овощах и фруктах»

10 Питьевая сода. Физические и химические свойства, применение в кондитерском деле. История производства, правила хранения.

Лабораторные опыты:

«Физические свойства питьевой соды»,

«Гидролиз питьевой соды»,

«Термическое разложение соды»,

«Взаимодействие раствора соды с борной, лимонной и уксусной кислотами»,

«Качественная реакция на карбонат-ион»

11 Чай, кофе, пряности. Гигиена питания
12 Состав и значение молочной продукции. Практическая работа «Исследование молочной продукции Дальнереченского рынка»
13 Биологически активные вещества, содержащиеся в упаковочных материалах. Канцерогенность некоторых ингредиентов импортной продукции, их виды, нормы, способы определения. Проблема сроков хранения пищевых продуктов
14 Морские водоросли, их значение. Практическая работа «Исследование состава морской капусты»
15 Итоговое занятие по разделу I «Химия на кухне». Конкурс творческих работ
II. Вещества в аптеке
16 Лекция «Химия и здоровье. Химия и медицина. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением»
17 Лекарственные препараты в пищевых цепях. Плюсы и минусы лекарств в отношении воздействия на организм.

Профилактика различных заболеваний.

Лабораторные опыты: «Превращение аспирина при консервировании овощей»,

«Исследование качественного состава витаминного комплекса – олиговита, медицинских препаратов – феррокомплекса и анальгина»

18 Йод: история открытия, свойства, биологическая роль, физиологическое действие.

Лабораторные опыты:

«Удаление йодного пятна»,

«Рисование йодом».

Лабораторная работа «Действие йода на крахмал»

19 Экскурсия в аптеку
20 Конференция «Влияние токсикомании и наркомании на здоровье человека. Почему Минздрав предупреждает о вреде курения?»

Демонстрационные опыты:

«Химический состав табачного дыма»,

«Физиологическое воздействие спирта на семена пшеницы и куриный белок»

21 Итоговое занятие по разделу II «Вещества в аптеке». Деловая игра «Здоровье нации»
III. Вещества в ванной
22 Лекция «Моющие и чистящие средства».

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. Органические соединения хлора и окружающая среда

23–24 Щелочность раствора. Валеологический подход к выбору моющих средств, туалетного мыла. Проблемный урок с элементами исследования. Значение чистой кожи. Определение типа кожи и подбор туалетного мыла.

Лабораторные опыты:

«Определение среды в растворах различных стиральных порошков»,

«Определение рН растворов в различных сортах туалетного мыла»,

«Жесткость воды и ее устранение»

25–26 Конференция «Если вы стираете сами. Химчистка на дому. Уборка дома». Стирка хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Отбеливание и подсинивание ткани. Антистатическая обработка ткани. Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Лабораторные опыты «Удаление пятен».

Демонстрация средств для удаления пятен.

Уход за полами, мебелью, чистка окон и зеркал. Мытье и чистка посуды

27 Итоговое занятие по разделу III.

Защита проекта «Экология жилища и здоровье человека»

IV. Будьте красивыми
28 Лекция «Косметические средства и здоровье человека». Химические средства гигиены и косметологии. Средства ухода за зубами. Дезодоранты.

Декоративная косметика. Духи. Помада. Кремы. Лаки. Подбор косметики в зависимости от возраста, цели, времени года.

Демонстрация образцов средств ухода за зубами, декоративной косметики.

Лабораторные опыты «Исследование состава зубной пасты, помады»

29 История косметологии. Уход за кожей. Как правильно загорать. Правила применения косметических средств по уходу за волосами. Дезодоранты, их физиологическое действие на организм и окружающую среду
30 Практические работы:

«Правила наложения макияжа»,

«Исследование действия различных красителей и средств для химической завивки волос».

Подбор шампуней и кондиционеров.

Практическое занятие с косметологом и парикмахером

31 Защита проектов: «Блеск и сила волос с точки зрения химика», «Реклама глазами химика»
32 Презентация косметики: фирма «L’Oreal», Париж; лаборатория Гарнье, Париж; компании «Oriflame», «Avon», «Mary Kay», «Nivta», «Wella» и др.

Изучение химического состава различных косметических средств.

Всегда ли можно верить рекламе? Использование видеосюжетов, телевизионной рекламы, создание своей рекламы

V. Итоговая работа
33–34 Защита индивидуальных проектов и рефератов

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

• основные понятия, заключенные в пяти разделах курса;

• состав белков, жиров и углеводов, их значение в питании человека;

• как составлять меню и правильно питаться;

• состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и удаления накипи;

• механизмы действия средств бытовой химии;

• причины, источники и способы загрязнения окружающей среды;

• способы предупреждения загрязнения окружающей среды продуктами бытовой химии;

• влияние на состояние здоровья человека соединений бытовой химии;

• правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;

• правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента;

уметь:

• подбирать туалетное мыло в зависимости от типа кожи, правильно пользоваться средствами бытовой химии;

• подбирать зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года;

• осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности;

• анализировать состав лекарственных препаратов, средств бытовой химии;

• проводить качественные реакции по определению состава веществ;

• определять цель, выделять объект исследования;

• работать с дополнительной литературой;

• работать в группе;

• писать и защищать рефераты, доклады, творческие отчеты, проекты, придерживаясь определенного плана.

Образовательный продукт. Структурно-химические схемы «Классификация веществ», «Строение веществ», «Свойства веществ». Опорные схемы, конспекты. Сообщения, доклады, рефераты. Творческие отчеты. Сравнительные и обобщающие таблицы. Проекты, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Темы рефератов (проектов)

1. Составление домашнего меню.

2. Техника выведения различных пятен. Современные пятновыводящие средства.

3. Химия и косметика.

4. Искусственная пища: за и против.

5. Общие тенденции современного макияжа.

6. Исследование продуктов питания городского рынка.

7. Мониторинг применения медицинских препаратов в г. Дальнереченске. Правила их хранения.

8. Какая краска для волос лучше?

9. Средства ухода за обувью, мебелью, одеждой.

10. Ароматические средства.

11.Экологически безопасное поведение при использовании средств бытовой химии.

12. Рациональное питание и здоровье.

13. Макро- и микроэлементы, их биологическая роль.

14. Химические материалы, использующиеся в искусственных органах.

15. Соединения серы и селена в косметике.

16. Полимеры в медицине.

17. Как придать одежде обновленный вид (крахмаление, аппретирование, антистатистическая обработка).

18. Отравление препаратами бытовой химии.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я

Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 1979; Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974; Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. М.: Аркти, 2003; Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984; Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979; Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-9. М.: Дрофа, 2005; Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия холдинг, 2000; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992; Энциклопедия для настоящих девочек. Минск: Современное слово, 1999; Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М.: Химия, 1985.

Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск, Приморский край)

Рейтинг@Mail.ru