Химия в сельском хозяйствеПрограмма элективного курса • 9 классУчителя Калининградской области с большим интересом читают газету «Химия» и используют содержание в своей педагогической деятельности. Многие школы Калининградской области перешли на профильное обучение в 10–11-х классах, а во всех основных (средних) школах в 9-х классах осуществляется предпрофильная подготовка. программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» разработана для ориентации девятиклассников на профили естественно-научного направления. Цель. Развитие познавательного интереса учащихся к химии и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля в дальнейшем обучении. Задачи. Расширить знания учащихся о практической роли химии; развить самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление учащихся; развивать экспериментальные умения школьников. Пояснительная записка Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 24 ч. Она ориентирует девятиклассников на выбор профилей естественно-научного направления по окончании основной школы, а в дальнейшем – на освоение сельскохозяйственных профессий. Элективный курс «Химия в сельском хозяйстве» может изучаться как в сельских, так и в городских школах. Знания, полученные городскими школьниками, необходимы для грамотной обработки почвы и выращивания фруктов, овощей, картофеля и цветочных культур на дачных (приусадебных) участках и в теплицах. Содержание программы позволяет показать учащимся значение химических знаний для успешного ведения сельского хозяйства: повышения плодородия почв, урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства. Вопросы, изучаемые в данном курсе, актуальны и интересны. Их знание поможет в производстве конкурентоспособных продуктов питания, улучшении качества питания людей, снижении стоимости пищевых продуктов. Содержание занятий по этому курсу отражает связь теории с практикой, включает элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения. В процессе изучения курса используются индивидуальная, парная и групповая формы обучения, а также разнообразные методы и средства обучения. Для активизации познавательной деятельности учащихся применяются различные виды самостоятельной работы школьников с учебной и дополнительной литературой, элементы технологии развивающего обучения. На занятиях широко используется химический эксперимент. Лабораторные и практические работы позволяют учащимся выработать умения, необходимые для дальнейшего изучения химии и практической деятельности: наблюдать и объяснять химические реакции, фиксировать результаты опытов, обращаться с химическими реактивами и оборудованием, соблюдать правила техники безопасности. Лабораторные и практические работы, проделанные учениками, фиксируются в тетрадях в виде отчетов. Изучение предлагаемого элективного курса может сопровождаться проведением экскурсий, опытов в полевых условиях. Завершается изучение курса конференцией школьников. Содержание программы Т е м а 1. Жизнь и питание растений Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений. Роль химических элементов в жизни растений. Макроэлементы и микроэлементы. Т е м а 2. Почва и ее свойства Виды почв Калининградской области, их состояние. Отбор образцов почвы для агрохимического исследования. Знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв. Правила работы в химической лаборатории. Техника выполнения основных химических операций. Качественный анализ почвы (определение СО32–, Cl–, SO42–, NO3–, Ca2+, Na+, Fe2+, Fe3+). Технохимические весы. Правила взвешивания. Определение общей и гигроскопической влаги в почве. Кислотность почвы и методы ее определения. Колориметрическое определение рН по Алямовскому. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги. Т е м а 3. Химическая мелиорация Известкование кислых почв. Определение дозы извести. Гипсование солонцовых почв. Т е м а 4. Органические и минеральные удобрения Удобрения, их классификация. Органические удобрения: торф, навоз, биогумус, солома, зеленые удобрения и др. Минеральные удобрения, их классификация. Важнейшие азотные, фосфорные, калийные удобрения, их свойства. Микроудобрения. Распознавание удобрений. Нормы внесения удобрений. Приготовление растворов удобрений. Проблема охраны природы. Т е м а 5. Стимуляторы роста растений Фитогормоны и стимуляторы роста. Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. Гуминовые препараты – стимуляторы роста. Т е м а 6. Пестициды: инсектициды, фунгициды, гербициды Классификация и важнейшие представители пестицидов. Меры предосторожности при использовании пестицидов. Нормы применения. Влияние пестицидов на живые организмы. Т е м а 7. Химия в животноводстве Химический состав кормов. Минеральные элементы, их роль в кормлении животных. Кормовые химические добавки. Консерванты кормов. Учебно-тематический план
Л и т е р а т у р а Авдонин И.С. Агрохимия. М.: Изд-во МГУ, 1982; Анспок П.И. Микроудобрения. Справочник. М.: Агропромиздат, 1990; Артюшин Н.Л. Удобрения в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Агропромиздат, 1991; Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000; Андросова В.Г., Карпов В.А., Климов И.И. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. М.: Просвещение, 1983; Левичева Н.Б., Иванчикова И.Г. Практикум по неорганической химии. Калининград, 1997; Мельников Н.Н. Пестициды: Химия, технология и применение. М.: Химия, 1987; Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990; Петербургский А.В. Основы агрохимии. М.: Просвещение, 1981; Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. М.: Колос, 1976; Постников А.В. Химизация сельского хозяйства. М.: Росагропромиздат, 1989; Радов А.С., Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии. М.: Колос, 1971; Сударкина А.А., Евсеева И.П., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение, 1981. Н.Б.ЛЕВИЧЕВА,
|