Экологические аспекты применения
|
Влияние на плодородие почвы
|
Учитель. Подведем итоги предыдущих выступлений. Речь шла о продуктах питания растений – минеральных удобрениях. Какие вещества называются минеральными удобрениями?
Ученик. Вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.
Учитель. Как классифицируют минеральные удобрения?
Ученик. Минеральные удобрения принято классифицировать по двум признакам:
1) по питательному элементу;
2) по числу питательных элементов.
По первому признаку выделяют азотные, фосфорные, калийные удобрения, по второму – простые, содержащие один питательный элемент, и комплексные, содержащие два или три питательных элемента (схема).
Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.
Ученики записывают в тетради схему «Классификация минеральных удобрений».
Учитель. У каждого на столе стоят образцы минеральных удобрений. Какие из них относятся к простым, а какие к комплексным? Чтобы ответить на вопрос, обратимся к таблице 1. Определите в этой таблице простые удобрения, дайте им названия и найдите их среди представленных вам образцов.
Ученики находят образцы удобрений.
Учитель. Определите в таблице 1 сложные комплексные удобрения, смешанные комплексные удобрения, дайте им названия и найдите их среди представленных вам образцов.
Ученики находят образцы удобрений.
Таблица 1
Минеральные удобрения
Название удобрения |
Химический состав | Содержание питательного элемента, % |
А з о т н ы е |
||
Твердые |
||
Натриевая селитра | NаNO3 | 15–16 |
Кальциевая селитра | Са(NО3)2 | 13 |
Аммиачная селитра | NH4NO3 | 34,7 |
Сульфат аммония | (NH4)2SО4 | 20,5–21 |
Карбамид (мочевина) | CO(NH2)2 | 46 |
Жидкие |
||
Жидкий безводный аммиак | NH3 | 82,4 |
Аммиачная вода | NH3 + H2O | 16–20 |
Ф о с ф о р н ы е |
||
Фосфоритная мука | Са3(РО4)2 | 22–30 |
Суперфосфат двойной | Са(Н2РO4)2 | / |
Суперфосфат простой | Са(Н2РO4)2 + 2CaSO4 | / |
Преципитат | СаНРO4 •2H2O | 25–35 |
К а л и й н ы е |
||
Калийная соль (хлорид калия) | KCl | 63,2 |
Сульфат калия | K2SO4 | 49–52 |
Зола растений | K2CO3 и др. | / |
К о м п л е к с н ы е |
||
Калийная селитра | KNO3 | 14,8N + 46,6K2O |
Фосфат калия | K3PO4 | / |
Аммофос | NH4Н2РO4 + (NH4)2HPO4 | 47–51P2O5 + 10–12NH3 |
Аммофоска | (NH4)2HPO4 + NH4H2PO4 + KCl | 16P2O5 + 23N |
Нитрофос | NH4H2PO4 + CaHPO4 + NH4NO3 | / |
Нитрофоска | NH4H2PO4 + CaHPO4 + NH4NO3 + KCl | 12P2O5 + 12N + 12K2O |
Учитель. А теперь узнаем, почему растениям необходимы питательные элементы N, Р, K и как они их получают.
Эксперт-химик. Азот необходим растениям для строительства белка. Поэтому почву с давних времен удобряют навозом или вносят минеральные удобрения, содержащие азот.
Азотные удобрения – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра NaNO3, аммиачная селитра NН4NO3, кальциевая селитра Са(NO3)2, карбамид СО(NH2)2. Формула карбамида не похожа ни на одну другую. Часть слова «карб» взята из латинского названия углерода «карбонеум», а группу NН2 называют «амид», отсюда название удобрения – карбамид.
Азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые кристаллические порошки (кроме жидких удобрений), которые хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Большинство из них обладает высокой гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранения.
Учитель. Если мы видим, что растения отстают в росте, их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком, то мы делаем вывод о нехватке в почве фосфора.
Эксперт-химик. Фосфор является жизненно важным элементом для всех живых организмов, включая человека. Судите сами: твердость скелету придает ортофосфат кальция Сa3(РО4)2, содержится фосфор также в составе мышечной, нервной и мозговой тканей. Источником фосфора для людей и животных является растительная пища. А растения могут расти в том случае, если в почве есть фосфаты. Следовательно, в почву необходимо вносить фосфорные удобрения.
Фосфорные удобрения – это соли фосфорной кислоты, которая образует три вида солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.
Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука, состав которой выражается формулой Са3(РО4)2. Тонко измельченный природный фосфорит нерастворим в воде, поэтому применяется он на кислых, подзолистых, торфяных, серых и лесных почвах, т. е. почвах, которые могут растворить этот фосфат. К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты, основу которых составляет Са(Н2РО4)2. Состав простого суперфосфата – Са(Н2PO4)2 + 2СаSO4 (содержит балласт – СаSO4). В двойном суперфосфате сульфата кальция нет. Растворимые в воде, доступные растениям простой и двойной суперфосфаты подкисляют почву. Поэтому для снижения кислотности почвы ее известкуют.
Удобрение, содержащее гидрофосфат кальция СаНРО4•2Н2О, называют преципитатом. Это кристаллогидрат, содержащий в 1 моль удобрения 2 моль воды. Применяют его только на кислых почвах, т.к. он малорастворим в воде.
Калийные удобрения также необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Важнейшими калийными удобрениями являются:
сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли, преимущественно минералы сильвинит NaCl•KСl и каинит KCl•МgSO4•3H2О;
древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2СО3;
концентрированные удобрения, получаемые в результате переработки природных калийных солей: KСl и K2SO4.
Хлорид калия – белый мелкокристаллический продукт. его недостаток – слеживаемость, но ее можно предотвратить глубокой сушкой (содержание влаги 0,1–0,2%), а также грануляцией. Сульфат калия совершенно не гигроскопичен и не слеживается.
Учитель. Теперь, когда мы вспомнили основные минеральные удобрения, давайте перейдем к таблице 2, в которой дана характеристика важнейших групп минеральных удобрений с точки зрения их питательной ценности и возможного вредного влияния на живые организмы. Перед каждым из вас лежит эта таблица. Изучив ее, легко прийти к выводу, что самый большой вред экологии и живым организмам наносят именно азотные удобрения. Об этом нам расскажут эксперты – врачи и ученые-химики.
Таблица 2
Биологическая роль важнейших удобрений
Удобрения | Положительное действие | Отрицательное действие |
Азотные | • Азот входит в состав
белков, аминокислот, витаминов, хлорофилла и
других жизненно важных органических соединений. • Увеличивают содержание белка в зернах пшеницы, кукурузы, гречихи, проса и других зерновых культур. • Оказывают благоприятное влияние на содержание клейковины, стекловидность зерна, выход муки, ее хлебопекарные качества |
Токсичность определяется химическим составом и агрессивностью выделяющихся компонентов (аммиак, оксиды азота) |
Фосфорные | • Фосфор участвует в
синтезе аминокислот, белков, жиров, крахмала,
сахаров и других продуктов обмена. • Повышают сахаристость свеклы, улучшают качество зерна, увеличивают содержание белков, входящих в клейковину. • Способствуют увеличению урожая и качества подсолнечника, масличных культур, табака, картофеля, увеличивают питательную ценность сена |
Токсическое действие солей фосфорной кислоты возможно лишь при высоких дозах. Токсичность суперфосфата и нитрофосок определяется примесями соединений фтора. Кислые соли и суперфосфат (содержит свободный Р2О5) обладают раздражающим и прижигающим действием на кожу |
Калийные | • Имеют важное значение в
углеводном и белковом обмене. • Усиливают фотосинтез и отток сахаров из листьев в другие части. • Способствуют поддержанию тургора клеток, прочности стеблей, увеличивают накопление сахара в клеточном соке. • Повышают качество корнеплодов сахарной свеклы, волокон льна-долгунца, семян подсолнечника |
/ |
Эксперт-врач. Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Из всего сказанного можно сделать вывод о последствиях употребления некачественных продуктов:
• развитие онкологических заболеваний;
• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);
• нарушение деятельности щитовидной железы и др.
Эксперт-химик. Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:
Образующийся аммиак взаимодействует с органическими кислотами, в результате получаются аминокислоты – строительный материал для белков:
NH3 + органическая кислота аминокислота.
Cодержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ.
Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Эксперт-эколог. Представляю таблицу 3 «Допустимые уровни содержания нитратов в продуктах растительного происхождения» (см. с. 16). Предельно допустимая концентрация (ПДК) понимается как количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека или его потомство при постоянном или временном контакте с ним.
Таблица 3
Допустимые уровни содержания нитратов
в продуктах растительного происхождения
Пищевой продукт |
Содержание нитратов, мг/кг | Допустимое критическое отклонение от ПДК | |
из открытого грунта | из защищенного грунта | ||
Картофель | 250 | / | 60 |
Морковь ранняя (до 1 сентября) |
400 | / | 98 |
Морковь поздняя | 250 | / | 60 |
Томаты | 150 | 300 | 40/72 |
Огурцы | 150 | 400 | 40/98 |
Свекла столовая | 1400 | / | 371 |
Лук-перо | 600 | / | 147 |
Лук репчатый | 80 | / | 17 |
Капуста салатная, петрушка, сельдерей и т.д. | 2000 | 3000 | 487/742 |
Дыни | 90 | / | 20 |
Арбузы | 60 | / | 11 |
Яблоки | 60 | / | 11 |
Груши | 60 | / | 11 |
Виноград столовых сортов | 60 | / | 11 |
Перец сладкий | 200 | 400 | 48/98 |
Тыква (для изготовления консервов для питания детей) | 200 | / | 48 |
Каковы же основные источники пищевых нитратов? Практически это исключительно растительные продукты. В животных продуктах (мясо, молоко) содержание нитратов весьма незначительно. Максимальное накопление нитратов происходит в период наибольшей активности растений при созревании плодов.
Чаще всего наибольшее содержание нитратов в растениях бывает перед началом уборки урожая. Незрелые овощи (кабачки, баклажаны, огурцы, картофель), а также овощи раннего созревания могут содержать нитратов больше, чем достигшие нормальной уборочной зрелости, когда произошло полное превращение соединений азота в белки. Удобрять растения азотными удобрениями желательно не позднее, чем за 2–3 недели до уборки урожая. Кроме того, полному превращению нитратов в белки препятствуют плохая освещенность, избыточная влажность и несбалансированность питательных элементов (недостаток фосфора и калия).
Учитель. Мы говорили об общей закономерности накопления нитратов. Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности.
Эксперт-эколог. По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:
• больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
• до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
• до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
• до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);
• менее 1 г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).
Учитель. Как распределяются нитраты в различных овощах?
Эксперт-эколог. 1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;
2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;
3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;
4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);
5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.
Учитель. Проблема нитратов активно обсуждается общественностью нашей страны. Попробуем разобраться в этом вопросе и мы.
Эксперт-химик. Для решения этой проблемы мы побывали в лаборатории центрального городского рынка и СЭС, где проводят опыты по определению нитратов и нитритов в продуктах растениеводства, постоянно исследуют почву, питьевую воду, воду открытых водоемов на наличие в них вредных для организма примесей (нитраты, нитриты, фосфаты и др.). Эти исследования проводятся в течение нескольких лет, для чего разработаны специальные компьютерные программы.
Пробы почвы и воды берутся в специальных точках нашего города и района, а также в Озерском и Гвардейском районах. Исследования на нитраты проводятся также с каждой новой партией овощей и фруктов на пограничном переходе. Наша лаборатория осуществляет как плановый контроль, так и по ситуациям. В проведенных СЭС анализах проб показатели не превышают допустимые нормы, а некоторые из них даже ниже.
Учитель. Теперь, когда нам все известно о пищевых нитратах, в доказательство сказанного проведем опыты по определению содержания нитратов в картофельном, морковном соках и воде. Результаты опытов заносим в таблицу 4.
Таблица 4
Обнаружение нитратов в растениях и воде
Ионы | Окрашивание | Концентрация, мг/л |
Вывод |
в питьевой воде | Бледно-голубое | > 0,001 | / |
Голубое | > 1 | / | |
Синее | > 100 | / | |
в воде открытых водоемов | Бледно-голубое | > 0,001 | / |
Голубое | > 1 | / | |
Синее | > 100 | / | |
в морковном соке | Бледно-голубое | Низкая | / |
Синее | Средняя | / | |
Темно-синее | Высокая | / | |
в картофельном соке | Бледно-голубое | Низкая | / |
Синее | Средняя | / | |
Темно-синее | Высокая | / |
Условимся сразу, что в качественном анализе большое значение имеет определенная последовательность добавления реактивов – так называемый систематический ход анализа. Поэтому выполнение работы проводим по методике, которая лежит перед вами. Согласно этой методике по интенсивности окрашивания раствора визуально определяем концентрацию ионов, содержащихся в данном растворе. Для полноты осаждения ионов используем определенные количества растворов.
Требования по технике безопасности при выполнении работы: соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с веществами. Приступаем к работе.
Лабораторные опыты
«Определение нитратов в растениях и воде»
Р е а г е н т: дифениламин (С6Н5)2NН.
Опыт 1 «Обнаружение ионов в питьевой воде»
Выполнение анализа
К 1 мл пробы воды по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – при концентрации нитрат-ионов более 0,001 мг/л, голубое – более 1 мг/л, синее – более 100 мг/л.
Опыт 2 «Обнаружение ионов в воде открытых водоемов»
Выполнение анализа
К 1 мл пробы воды по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – при концентрации нитрат-ионов более 0,001 мг/л, голубое – более 1 мг/л, синее – более 100 мг/л.
Опыт 3 «Обнаружение ионов в морковном соке»
Выполнение анализа
К 1 мл пробы сока по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – низкое содержание ионов, синее – среднее содержание, темно-синее или темно-фиолетовое – высокое содержание.
Опыт 4 «Обнаружение ионов в картофельном соке
Выполнение анализа
К 1 мл пробы сока по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – низкое содержание ионов, синее – среднее содержание, темно-синее или темно-фиолетовое – высокое содержание.
Учащиеся выполняют опыты и результаты записывают в табл. 4.
Учитель. Теперь сделаем выводы по химическому эксперименту: проведя ряд лабораторных опытов по обнаружению нитрат-ионов в овощах (соках овощей), купленных в магазине, и воде, мы убедились, что в питьевой воде и морковном соке не содержатся нитраты, а в воде из открытого водоема и картофельном соке обнаружено большое количество нитратов.
Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?
Эксперт-врач. Взрослый человек нормально переносит 150–200 мг нитратов в день, а 500 мг – предельно допустимая для него доза. Для грудного ребенка токсичны уже 10 мг.
Практические советы
1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.
3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)
4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.
6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).
Рекомендации по предотвращению отравления нитратами (запись в тетрадь):
1) варка овощей;
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
4) вымачивание.
Учитель. Для того чтобы вы могли самостоятельно определить наличие в продуктах нитратов, предлагаю вам провести дома опыт «Нитраты в продуктах». Для этого нужен риванол, физиологический раствор (0,9%-й раствор поваренной соли) и разбавленная соляная кислота.
Опыт «Нитраты в продуктах». 2 мл разведенного продуктового сока, взятого из средней части плода, смешать с 1 мл солянокислого раствора риванола и добавить цинковый порошок. Если в растворе содержится больше 20 мг/л нитратов, то появится бледно-розовая окраска.
Учитель. В ходе урока мы с вами познакомились с экологическими аспектами применения минеральных удобрений, отражающими позитивные и негативные стороны их применения, решили ряд экспериментальных задач по определению нитратов в воде и продуктах питания.
Теперь решим расчетную задачу на определение содержания питательного вещества в минеральных удобрениях по формуле соединения. Вспомним, что удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.
Задача. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой и аммиачной селитрах.
Решение
Формула натриевой селитры – NaNO3. Массовая доля азота в натриевой селитре:
(N) = Ar(N)/Mr(NaNO3)•100%,
(N) =14/85•100% = 16,5%.
Формула аммиачной селитры – NH4NO3. Массовая доля азота в аммиачной селитре:
(N) = 2Ar(N)/Mr(NH4NO3)•100%,
(N) = 2•14/80•100% = 35%.
Учитель. Как перевести сельское хозяйство из разряда загрязненных в разряд экологически чистых? Как вырастить экологически чистую продукцию и избежать отравления нитратами? Чтобы достичь этих целей, необходимо иметь в виду следующее.
1. Растениевод должен грамотно вносить азотные удобрения:
а) в строго рассчитанных дозах и в оптимальные сроки;
б) под овощи доза вносимого азота не должна превышать 20 г/м2.
Известкование кислых почв способствует снижению в них нитратов в течение четырех последующих лет.
2. Выращивать овощи, особенно зеленые культуры, надо при хорошей освещенности, оптимальных показателях влажности почвы и температуры.
3. Минеральные удобрения лучше вносить вместе с органическими в оптимальных соотношениях, не забывая и о микроэлементах.
4. Отрицательные воздействия на природу обусловлены не самими удобрениями, а неумелым их применением.
Контроль знаний с помощью теста
«Минеральные удобрения»
В а р и а н т 1
1. Закончите фразу: «Химические элементы, необходимые растениям в больших количествах, называют…»
2. Закончите фразу: «Вещества, содержащие три важнейших питательных элемента – N, Р, K – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, – это …»
3. Закончите фразу: «Минеральные удобрения, содержащие один питательный элемент, называют ...»
4. Напишите химический состав удобрений: мочевины, простого суперфосфата, кальциевой селитры.
В а р и а н т 2
1. Закончите фразу: «Химические элементы, необходимые растениям в малых количествах, называют…»
2. Из минеральных веществ, находящихся в почве, растению необходимы:
а) азот;
б) калий;
в) фосфор;
г) любые.
3. Закончите фразу: «Минеральные удобрения, содержащие два и более питательных элементов, называют …»
4. Напишите химический состав удобрений: аммиачной селитры, двойного суперфосфата, сульфата аммония.
В заключение урока учитель высказывает свое отношение к проделанной учащимися работе, оценивает их выступления и ответы.
Л и т е р а т у р а
Крицман В.А. Книга для чтения по
неорганической химии. М.: Просвещение, 1975; Кузнецова Л.И.,
Титова Н.Н., Гара Н.Н. Химия. Учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений.
М.: Вентана-Граф, 1997; Кузнецова Л.И. Новая
технология обучения химии в 8-м классе. Обнинск:
Титул, 1999; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.
Химия для поступающих в вузы. М: Дрофа, 1999; Кузьменко
Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач для школьников и
поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999; Кузьменок Н.М.
Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках
химии. Минск: Красико-принт, 1996; Назаренко В.М.
Теоретические основы экологизации школьного
химического образования. М.: Высшая школа, 1996; Назаренко
В.М. Изучение круговорота веществ в школьном
курсе химии. Химия в школе, 1994, № 6, с. 62–72; Чибисова
Н.В., Долгань Е.К. Экологическая химия.
Калининград: Изд-во КГУ, 1998; Долгань Е.К.
Региональный компонент в химико-экологическом
образовании. Калининград: КОИПКиПРО, 2004.