ВАШ ХОДУрок-игра • 9 классЦели. Углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развить навыки работы с дополнительной литературой. Оборудование. Плакат-заготовка для игры, два кубика (один с буквами А, Б, В, Г, Д, Е на гранях, другой – с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6). Вопросы были известны учащимся за неделю до игры. ХОД УРОКА 1. Объяснение правил игры. 2. Объявление состава команд и их капитанов. 3. Представление состава жюри (учащиеся класса, студенты, учащиеся старших классов и т. д.). 4. Плакат-заготовка для игры на стене. Задания написаны в квадратах.
5. Участники команд бросают по два кубика, определяя вопрос. Отвечает любой участник команды по желанию. Вопросы игры А-1. Что общего между яичной скорлупой, раковиной моллюска, жемчужиной и мелом? А-2. Союз каких трех наук возвращает воде прозрачность? А-3. Что такое «лисий хвост»? Как его поймать?
А-4. Какие преимущества имеет безотходное производство? А-5. В какой капусте много йода? А-6. Что такое «сухой лед»? Б-1. Какой элемент считается «царем» живой природы? Б-2. Какой элемент считается «царем» мертвой природы? Б-3. О каком ученом идет речь? Он наблюдал
солнечное затмение на аэростате, выше облаков. Б-4. Какое явление в химии называется «оловянной чумой»? Б-5. Что такое «царская водка» и почему она так называется? Б-6. Какой газ называют «веселящим» и почему? В-1. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? В-2. Какой элемент носит имя героя древнегреческой мифологии? В-3. Какой сахар нельзя употреблять в пищу? В-4. Какое вещество «гасят» водой, хотя оно и не горит? В-5. Какое вещество расширяется как с повышением температуры, так и с понижением? В-6. Какая разница между нашатырем и нашатырным спиртом? Г-1. Какая кислота содержится в желудке здорового человека? Г-2. В повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», чтобы не быть узнанной, героиня прибегла к «сурьме». Какова химическая формула природного соединения, используемого для чернения бровей (минерал сурьмяный блеск)? Г-3. Какой русский химик был композитором? Г-4. Какое хобби было у Д.И.Менделеева? Г-5. Какое молоко не пьют? Почему? Г-6. Какой металл называли «металлом социализма»? Д-1. Какой элемент не имеет постоянной прописки в системе химических элементов Д.И.Менделеева? Д-2. Какой газ обесцвечивает ткани во влажном состоянии? Д-3. Какой металл называют металлом хирургов? Д-4. Кому принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…»? Д-5. Почему вода не горит, хотя в ее состав входят водород и кислород? Д-6. Без какого орудия труда нельзя обойтись художнику-графику? Какой элемент составляет основу этого орудия? Е-1. Найдите ошибку в рассказе «Морской договор» А.Конан Дойля: «Он окунал стеклянную пипетку то в одну бутылку, то в другую, набирая по несколько капель». Е-2. Какое стихотворение посвятил С.Щипачев великому русскому химику? Е-3. Какой металл имеет самую низкую температуру плавления? Е-4. Чем объяснить «летающие огоньки» на кладбище в ночное время? Е-5. Назовите элемент, который «атмосферой овладел, а сам остался не у дел»? Е-6. О каком элементе идет речь: он сверкал в короне царской, а брат его – «чумазый трубочист»? Ответы на вопросы А-1. Все они содержат карбонат кальция. А-2. Биология, география, химия. А-3. Нитрозные газы NO, NO2. Их улавливают с использованием поглотителей, например Ca(OH)2. А-4. Cпособствует сохранению окружающей среды. А-5. В морской. А-6. Твердый углекислый газ. Б-1. Углерод. Б-2. Кремний. Б-3. Д.И.Менделеев. Б-4. Разрушение кристаллической решетки металла (олова) при низкой температуре. Б-5. Смесь 1 части азотной кислоты и 3 частей соляной кислоты. Растворяет «царя металлов» – золото. Б-6. Оксид азота(I), он обладает наркотическим действием, вызывает состояние, напоминающее опьянение. В-1. Цезий. В-2. Титан. В-3. Свинцовый сахар. В-4. Негашеную известь СаО. В-5. Вода. В-6. Нашатырь – хлорид аммония NH4Сl, нашатырный спирт – гидроксид аммония NН4ОН. Г-1. Соляная кислота. Г-2. Sb2S3. Г-3. А.П.Бородин. Г-4. Чемоданных дел мастер. Г-5. Известковое молоко – взвесь частиц Са(ОН)2 в известковой воде (насыщенный раствор Са(ОН)2). Г-6. Алюминий. Д-1. Водород. Д-2. Хлор. Д-3. Тантал. Д-4. М.В.Ломоносову. Д-5. Вода не просто смесь водорода с кислородом, а сложное вещество, состоящее из этих элементов. Д-6. Карандаш. Основу грифеля карандаша составляет углерод (графит). Е-1. Брать пробы веществ одной пипеткой нельзя во избежание химических реакций. Е-2. «Читая Менделеева». Е-3. Ртуть. Е-4. Свечением белого фосфора, который образуется при разложении костей. Е-5. Азот. Е-6. Углерод. Выставление оценок командам. Подведение итогов. Н.М.ЯЧМЕНЦЕВА,
|