Продолжение. См. № 11, 12/2007 ГЛАВА 2. АТОМНЫЕ ЯДРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ
ОБОЛОЧКИ АТОМОВ. Урок 10. Сложное строение атомов 1. Какие две составляющие любого атома? .............................................................................................. 2. Каким общим понятием описывают три типа микрочастиц, составляющих атом? Назовите эти микрочастицы, укажите их обозначения, массы и условные электрические заряды. .............................................................................................. 3. Каково соотношение протонов и электронов в любом нейтральном атоме? 4. Каков заряд ядер атомов: а) серебра; б) кислорода; в) урана; г) магния? 5. Пользуясь периодической системой элементов Д.И.Менделеева, напишите две пары символов химических элементов, заряды ядер которых различаются вдвое. (Например, Al (+13) и Fe (+26).) .............................................................................................. 6. Каково примерно численное значение радиусов нейтральных атомов, выраженных в нанометрах и метрах? .............................................................................................. 7. У каких элементов атомный номер Z
равен 6, 15, 20? (Напишите по образцу: 8О, Z = 8;
26Fe, .............................................................................................. 8. Предположите, атомы каких элементов, соседствующих в периодической системе, могут иметь массовое число А, равное: а) 14; б) 40; в) 32. .............................................................................................. 9. Сколько нейтронов содержится в ядрах атомов 37Cl, 24Mg, 79Br? .............................................................................................. 10. Объясните, почему содержащиеся в атоме отрицательно заряженные электроны не «падают» на положительно заряженное ядро. Урок 11. Нуклиды. Изотопы 1. Сформулируйте определение понятия «нуклид». .............................................................................................. 2. Сколько всего нуклидов известно в настоящее время? .............................................................................................. 3. Какие нуклиды называют изотопами? Напишите обозначения трех изотопов углерода. ..............................................................................................
4. Напишите обозначения нуклидов кислорода с массовыми числами 16, 17 и 18. Укажите, в чем их различие. Каким термином можно назвать эти нуклиды? .............................................................................................. 5. Каково значение массового числа А в записи :8 или 16? .............................................................................................. 6. Атомная масса элемента углерода равна 12,011. Какой вывод об изотопном составе природного углерода можно сделать на этом основании? .............................................................................................. 7. Что такое «углеродная шкала атомных масс»? .............................................................................................. Урок 12. Относительные атомные массы. 1. Укажите значения относительных атомных
масс Ar следующих элементов: а) водорода; .............................................................................................. 2. Назовите химический элемент, относительная атомная масса которого равна: а) 35,5; б) 56; в) 65; г) 75. .............................................................................................. 3. Как определяют относительную атомную массу элемента, представленного в природе смесью изотопов? .............................................................................................. 4. Распространенность нуклидов серебра в
природной смеси составляет: 107Ag – 51,84% и .............................................................................................. 5. У каких химических элементов целочисленные значения относительных атомных масс отличаются в: а) 2 раза; б) 3 раза; в) 4 раза; г) 5 раз? .............................................................................................. 6. Выразите в граммах массу одного атома: а) водорода; б) углерода; в) магния. .............................................................................................. Урок 13. Относительная формульная
масса. 1. Как вычислить значение относительной формульной массы Мr.f химического соединения, используя значения относительных атомных масс Ar элементов, входящих в состав этого соединения? .............................................................................................. 2. Вычислите относительные формульные массы аммиачной селитры NH4NO3, сернистого газа SO2, сулемы HgCl2. .............................................................................................. 3. Рассчитайте массовые доли азота ?(N) в: а) веселящем газе N2O; б) аммиачной селитре NH4NO3. .............................................................................................. 4. Массовые доли каких элементов одинаковы в соединениях: MgO, CuO, TiO2, Cu2S, CaCO3, KHCO3? .............................................................................................. 5. В каком из оксидов – ВеО, SO2, CuO – массовая доля кислорода (O) равна 0,2? .............................................................................................. 6. В соединении МО2 содержание кислорода по массе равно 36,8%. Рассчитайте относительную атомную массу металла Аr (М) и назовите этот металл. .............................................................................................. Урок 14. Электронные оболочки атомов 1. Сколько всего электронов может быть в атомах, указанных в современной таблице Д.И.Менделеева? Выберите правильный ответ: а) 1 – 2; б) 1 – 8; в) 1 – 110; г) бесконечно много. .............................................................................................. 2. В чем различие электронов атома, находящихся в разных электронных слоях? Выберите верный ответ: а) в энергии взаимодействия с ядром атома; б) в размерах; в) в величине заряда; г) никаких различий нет. .............................................................................................. 3. Как называют дискретные (изменяющиеся скачками, прерывистые) уровни энергии электронов в атоме? .............................................................................................. 4. Каково максимально возможное число
электронов (N) на разных энергетических
уровнях .............................................................................................. 5. Как называют следующие электронные слои в атоме? а) Слой, содержащий максимально возможное число электронов N; б) слой с меньшим, чем N, числом электронов; в) внешний слой, содержащий 8 электронов. .............................................................................................. 6. Сколько электронных слоев n у атомов: а) азота 7N; б) хлора 17Cl? .............................................................................................. 7. Используя рисунок (см. далее), определите число завершенных электронных слоев в атомах: а) кислорода 8О; б) натрия 11Na. ..............................................................................................
8. Сколько внешних (валентных) электронов у атомов кислорода и натрия? .............................................................................................. 9. Атом какого химического элемента содержит завершенный третий слой, одновременно являющийся внешним? .............................................................................................. 10. Поясните, почему у атома калия 19K
(см. рисунок) третий электронный слой содержит
всего ..............................................................................................
Урок 15. Ионная химическая связь 1. Какие частицы называют ионами? 2. Выпишите из таблицы растворимости: а) все катионы с зарядом 3+; б) сложные анионы с зарядом 2–. 3. Силы, удерживающие атомы в соединениях, называют химическими связями. Какую связь называют ионной? .............................................................................................. 4. Приведите примеры трех катионов металлов и трех анионов неметаллов. .............................................................................................. 5. Как изменяются размеры атомов в результате присоединения или отщепления электронов?
.............................................................................................. 6. Каков суммарный заряд всех катионов и анионов в любом ионном соединении? .............................................................................................. 7. Используя где необходимо индексы, составьте химические формулы четырех ионных соединений из следующих ионов: Mg2+, Fe3+, Cl–, O2–. .............................................................................................. 8. Из каких ионов образованы следующие
соединения: хлорид кальция СаСl2, негашеная
известь .............................................................................................. Урок 16. Ковалентная химическая связь. Молекулы 1. Какие частицы называют молекулами? .............................................................................................. 2. Какую химическую связь называют ковалентной? .............................................................................................. 3. Из перечисленных формул выпишите сначала соединения с ковалентной неполярной связью, а затем – с ковалентной полярной связью (не ионной): Н2, Н2О, Н2SO4, NaCl, O2, CO2, NH3, Cl2, MgO. .............................................................................................. 4. На основании физических характеристик определите, ионное или молекулярное строение имеют следующие вещества: .............................................................................................. а) оксид магния MgO, температура плавления (tпл) 2800 °С; б) азотная кислота HNO3, температура кипения (tкип) 84 °С, резкий запах; в) газ хлороводород HCl, tкип = –84,8 °С, резкий запах; г) поваренная соль NaCl, tпл = 801 °С; д) калиевая щелочь KOH, tпл = 360 °С; е) газ водород H2, tкип = –252,6 °С. .............................................................................................. 5. Напишите молекулярные формулы перечисленных веществ: а) озон (молекула состоит из трех атомов кислорода); б) угольная кислота (молекула состоит из двух атомов водорода, одного атома углерода и трех атомов кислорода); в) сернистый газ (молекула состоит из атомов серы и кислорода, причем отношение масс атомов этих элементов в молекуле 1 : 1). .............................................................................................. 6. Способ изображения молекулы, при котором каждый атом записывается отдельно, а между атомами ставятся черточки, обозначающие химические связи, называют структурной формулой. Пример: Напишите структурные формулы следующих соединений: а) HCl; б) Cl2; в) H2S; г) CO2; д) NH3. .............................................................................................. 7. Укажите, сколько электронных пар участвует в образовании химических связей элементов с водородом: а) в молекуле метана СН4; б) в молекуле аммиака NH3; в) в молекуле сероводорода H2S; г) в молекуле фтороводорода HF. .............................................................................................. 8. Сравните качественный и количественный состав молекул Н2SO4 и H2S2O3. .............................................................................................. 9. Рассчитайте значения относительных молекулярных масс Мr следующих веществ: а) пероксида водорода Н2О2; б) гидразина N2H4; в) метиленхлорида CH2Cl2; г) нафталина С10Н8. .............................................................................................. |