УРОК – ЭТО ВСЕГДА
|
Все меньше и меньше времени отводится по учебной программе на изучение химии в 8–9-х классах, а хочется познакомить детей и с историей химии, которая временами разворачивается как настоящий приключенческий роман. Поэтому все время находишься в размышлениях о возможности, с одной стороны, сконцентрировать, уплотнить время урока, а с другой – сделать сам процесс получения знаний привлекательным. Прекрасно, когда этому помогают и сами школьники. Мне везло на таких учеников: Виноградова Настя, Матвеев Миша, Кузьмин Коля, Сухов Сережа, Зыков Слава, Лапин Филипп – восьмиклассники, которые не остались равнодушными к новому для них предмету, и их поддержка навела меня на следующие «новинки», предлагаемые вниманию читателя. |
Трехгранные призмы со знаками,
названиями и чтением химических элементов
Если предложить ученикам выполнить трехгранные складные призмы, то с их помощью можно организовать быструю проверку во время урока знаков, названий и чтения вводимых (лучше постепенно) химических знаков (стандарт требует знания 15 знаков, мы приводим их первым блоком, в котором знаки вводятся пятерками на каждом уроке; второй блок – необязательные для оценивания знаки). Наш опыт показывает, что для составления формул и затем уравнений химических реакций именно предлагаемые здесь знаки наиболее целесообразны для заучивания в обязательном порядке. Если же учитель сумеет с помощью детей изготовить такие призмы в более крупном масштабе, то получится неплохое наглядное пособие на долгие годы (призмы можно подвешивать как елочные игрушки, использовать как раздаточный материал и т.п.).
Итак, блок первый – знаки для обязательного заучивания наизусть.
П е р в а я п я т е р к а:
В т о р а я п я т е р к а:
Т р е т ь я п я т е р к а:
Д о п о л н и т е л ь н ы е з н а к и:
В 1927 г. Вадим Никандрович Верховский выпустил «Химическую азбуку», материал которой навел меня на мысль подготовить сводную таблицу элементов (табл. 1), предназначенную для заучивания в 8-м классе. В таблице приводятся данные и по истории открытия элементов, а школьникам гуманитарных классов дана возможность вписать названия этих элементов и на изучаемом ими языке (или языках). Мне кажется, не так уж и плохо знать, что, например, медь на английском – это copper, на турецком – bakir, на польском – miedz, на чешском – med, на японском – tong, а кислород соответственно oxygen, oksijen, tlen, kyslik, yang и т.д. (Впрочем, это, естественно, необязательный материал.)
Таблица
Обозначения, произношения, названия и даты открытия химических элементов
Таблица для проверки «химического зрения»
Предлагаемая вашему вниманию таблица (табл. 2) также может быть выполнена как в раздаточном варианте (для работы на партах), так и в укрупненной (настенной) версии для работы одновременно со всем классом. Естественно, что в ней указаны только знаки разученных 15 обязательных химических элементов. Можно, кстати, попробовать в качестве домашнего задания (для детей, имеющих компьютеры) предложить составить подобные таблицы дома. Красочная таблица для проверки «химического зрения», на наш взгляд, украсит ваш кабинет и, несомненно, вызовет интерес у детей.
Таблица 2
Знаки, обозначающие металлические и неметаллические элементы, можно сделать разноцветными. Если приготовить разные варианты (различное чередование знаков в такой таблице), то можно устраивать взаимопроверочные работы, что также вызывает интерес учащихся (некоторые ученики всерьез закрывают по очереди то левый, то правый глаз и работают с таблицей, как в кабинете офтальмологии).