Определение показателя кислотности (рН)
|
Наименование среды |
рН |
Разбавленная соляная кислота (1 моль/л) | 0 |
Желудочный сок | 1,4–1,7 |
Лимонный сок | 2,0 |
Сок яблок сорта «антоновка» | 2,5 |
Уксус (3%-й) | 3,0 |
Щавелевый сок | 3,7 |
Томатный сок | 4,0 |
Черный кофе | 5,0 |
Моча | 6,0 |
Дождевая вода | 6,0 |
Слюна | 6,9 |
Cлеза | 7,0 |
Химически чистая вода | 7,0 |
Кровь | 7,4 |
Водопроводная вода | 7,5 |
Морская вода | 7,5–8,0 |
Разбавленный раствор питьевой соды | 8,5 |
Разбавленный раствор кальцинированной соды | 11,5 |
Нашатырный спирт | 12,0 |
Раствор гидроксида натрия (1 моль/л) | 14,0 |
ХОД УРОКА
В начале урока проводится текущий инструктаж по технике безопасности при работе с растворами кислот и щелочей, стеклянной посудой.
Знакомство с ходом выполнения работы (алгоритм)
1. Налить в пронумерованные пробирки № 1–7 по 3–5 мл каждого из семи предложенных растворов.
2. Смочить раствором из пробирки № 1 полоску
универсальной индикаторной 6умаги, поместить
влажную полоску на лист белой бумаги и быстро
сравнить окраску индикаторной бумаги с эталоном
шкалы рН. Значение рН, соответствующее окраске
эталона и индикаторной бумаги, записать в
табл. 2.
Таблица 2
Результаты измерения рН
№ пробирки |
Содержание пробирки |
рН |
c(H+), моль/л |
1 |
Дождевая (талая) вода |
…………... |
…………... |
2 |
Вода из-под крана |
…………... |
…………... |
3 |
Дистиллированная вода |
…………... |
…………... |
4 |
Раствор уксусной кислоты |
…………... |
…………... |
5 |
Соляная кислота |
…………... |
…………... |
6 |
Раствор карбоната натрия |
…………... |
…………... |
7 |
Раствор гидроксида натрия |
…………... |
…………... |
3. Повторить опыт для каждого из предложенных растворов (в каждом опыте использовать новую полоску универсальной индикаторной бумаги).
4. По полученным значениям рН рассчитать концентрации ионов Н+ в каждом из предложенных растворов по формуле:
c(H+) = 10–рН (моль/л).
5. Вопросы для самостоятельных выводов.
1) К какому из предложенных эталонных растворов близка дождевая (талая) вода по своему уровню кислотности?
2) К какому из растворов, указанных в табл. 1, близка дождевая (талая) вода по своему уровню кислотности?
3) За счет каких процессов, протекающих в атмосфере, может повышаться кислотность дождевой (талой) воды? Напишите уравнения соответствующих химических реакций.
4) Почему у дистиллированной воды уровень рН оказался меньше 7,0, хотя теоретически это химически чистая вода?
5) Какие промышленные предприятия нашего региона могут являться источниками возникновения кислотных дождей? Перечислите их.
6) Какие меры борьбы с кислотными дождями можно использовать в нашем регионе?
После знакомства с алгоритмом действий учащиеся выполняют практическую работу и оформляют отчет о ней. Заканчивается урок подведением итогов.
Л и т е р а т у р а
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н.
Основы общей экологии. М.: Устойчивый мир, 2000,
с. 96–97; Хомченко Г.П. Химия для поступающих в
вузы. М.: Высшая школа, 1993, с. 130–132.