Продолжение. Начало см. в № 11 /2007 ГЛАВА 1. АТОМЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. (окончание) Урок 7. Химические реакции соединения, 1. Укажите, какими физическими явлениями (выделение теплоты, взрыв, появление запаха, изменение окраски, излучение света) сопровождаются приведенные реакции. 2. Укажите тип реакции: а) 2Аl + 3Сl2 = 2AlCl3, ........................................... ; б) 2Mg + CO2 = 2MgO + C, ........................................... ; в) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O, ........................................... ; г) Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O, ........................................... . 3. Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите тип каждой реакции: а) Na + Cl2 NaCl, ........................................... ; б) AlBr3 + Cl2 AlCl3 + Br2,........................................... ; в) Fe(NO3)3 + NaOH Fe(OH)3* + NaNO3 ........................................... ; г) KNO3 KNO2 + O2, ........................................... . 4. Допишите пропущенный реагент в уравнениях реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции: а) СаСО3 = … + СО2, .............................................................................................. ; б) Fe + … = FeCl2 + H2, .............................................................................................. ; в) Zn(NO3)2 + Na2CO3 = ZnCO3 + … , .............................................................................................. ; г) Fe + … = FeCl3, .............................................................................................. . 5. Пользуясь таблицей растворимости, допишите уравнения реакций обмена, в которых образуется осадок () или выделяется газ () (Н2S, CO2 или SO2). (Газы СО2 и SO2 получаются при самопроизвольном распаде кислот Н2СО3 и H2SO3 – продуктов реакции обмена.) Пример. K2СО3 + СаСl2 = …………………………………………………… , АgNO3 + HCl = ……………………………………………………. , BaCl2 + CuSO4 = …………………………………………………... , Na2SO3 + HCl = ……………………………………………………. , FeS + HCl = ………………………………………………………... , BaCO3 + HNO3 = …………………………………………………… . 6. Напишите три реакции обмена, в которых образуются соль и вода (реакция нейтрализации), с участием трех разных оснований и трех кислот. .............................................................................................. Урок 8. Лабораторная посуда и оборудование 1. Назовите посуду, изображенную на рисунке. 2. Назовите мерную (градуированную) посуду, изображенную на рисунке. 3. Назовите лабораторное оборудование. .............................................................................................. 4. Каково назначение: а) тигля; б) тигельных
щипцов; в) ступки и пестика; г) делительной
воронки; .............................................................................................. 5. Припишите назначение каждому прибору. а) для сушки или поглощения газов; б) для выпаривания растворов; в) для сушки и хранения гигроскопических веществ; г) для перегонки жидкостей; д) для конденсации паров жидкости при перегонке. .............................................................................................. Урок 9. Сохранение массы при химических реакциях 1. При сжигании дров получается значительно меньше по массе золы. Какие химические элементы входят в состав дерева? В виде каких газов и паров они улетают в атмосферу? Напишите формулы этих летучих веществ. .............................................................................................. 2. Для лучшего роста растений в почву вносят минеральные удобрения. Это главным образом соединения калия, азота и фосфора. Углерод, фосфор, азот и кислород могут входить в состав нелетучих соединений, например K2СО3, Са3(РО4)2, KNO2. Принимая во внимание сказанное, предположите, какие элементы входят в состав золы. .............................................................................................. 3. Из каких газов состоит воздух? Какой компонент воздуха участвует в реакциях горения и медленного окисления? .............................................................................................. 4. Как изменится масса жаровни с веществом при прокаливании на ней 1 кг известняка, сопровождаемом реакцией: 5. Как на практике изменяется масса вещества, участвующего в реакциях разложения, и чем это вызвано? .............................................................................................. 6. Какой элемент обусловливает большую массу продуктов горения относительно массы взятого горючего вещества? Откуда он берется? .............................................................................................. 7. Как изменяется масса раствора в реакциях
обмена, протекающих с: а) образованием осадка; Ответы на упражнения к введению и главе 1 Урок 1 1. д) Химия – наука о веществах. 2. Вещество – это все, что имеет массу и при определенных условиях характеризуется постоянными свойствами. 3. Вещества: алюминий, железо, дерево, вода, уголь. 4. а) Кислород, железо, водород; б) вода, углекислый газ, дерево. 5. Молоко прокисание простокваша, парафин свечи горение углекислый газ и вода, трава гниение перегной (компост), железо ржавление (окисление на воздухе) ржавчина, удобрения питание растений растения с плодами, железная руда выплавка стали (железа) сталь (железо). 6. Химические превращения – б, д; физические превращения – а, в, г. Урок 2 1. а) Если ложку сахара насыпать в стакан с водой и размешать, то сахар растворится. Речной песок в воде остается без изменений, не растворяется. б) Если немного спирта налить в фарфоровую чашечку и поджечь, то он загорится голубым пламенем. А вот вода не горит. в) Кусочек мела, помещенный в фарфоровую ступку, при надавливании на него пестиком крошится и растирается в порошок. Медная проволока – не хрупкое вещество и не растирается в порошок. 2. Наука – это добывание новых знаний, еще не известных человечеству, а производственная деятельность – это получение различных материалов и веществ уже известных, но от того не менее важных и нужных. 3. а) Эксперимент – это проведение опыта с наблюдением за ним; б) гипотеза – это научное предположение причины того или иного явления; в) правило (закон) – реально существующая закономерность; г) научный язык – способ точной и однозначной передачи информации; д) правила техники безопасности – строгое соблюдение установленных инструкций при работе с химикатами и оборудованием. 4. а) Получение травм, ожогов и т.п.; б) причинение вреда и ущерба здоровью окружающих; в) может случиться пожар, кислоты разъедают пластиковые и деревянные покрытия; г) фирма терпит убытки как на восстановление прямых последствий аварии, так и вследствие потери доверия со стороны заказчика. 5. Контролируемые условия эксперимента – это специально оговоренные условия, необходимые для того, чтобы опыт был успешным. Например, нагревание при перемешивании и слабом кипении. 6. а) Природный газ – горючий газ, используемый для получения тепла и света. б) Вода – для приготовления пищи, полива огорода, растворения лекарств. в) Мел – чтобы писать на доске в классе, для побелки стен и потолков. г) Древесина – как строительный материал, топливо. Урок 3 1. а) Атомы – это мельчайшие частицы вещества, они сохраняются при химических превращениях. б) … масса и размер атомов. в) … 110 химических элементов. г) Химический элемент – это определенный вид атомов. Атомы различных элементов отличаются друг от друга массой, размерами, другими характеристиками. д) … одинаковых элементов, например, железо состоит только из атомов железа. е) … атомов разных элементов, например, вода Н2О – из атомов Н и О. 2. Подтвердить состав сложного вещества можно реакцией разложения. Например, при разложении воды электрическим током получаются водород Н2 и кислород О2: 3. В состав воды входят атомы водорода Н и кислорода О. 4. Потому что компоненты смеси (и воздух в том числе) можно разделить физическими методами. 5. Химический элемент может входить в состав как простых, так и сложных веществ. У него нет ни физических, ни химических свойств. Напротив, простое вещество обладает такими свойствами. Например, при обычных условиях (25 °С и атмосферное давление) кислород – газ, а железо – твердое вещество. Кислород поддерживает горение, а железо само горит. 6. Больше сложных веществ. Так, простых веществ – около 500, а сложных – порядка 20 млн. Урок 4 1. F – фтор, Mg – магний, P – фосфор. 2. Сера – S, натрий – Na, калий – K, алюминий – Al. 3. Элемент углерод С образует простые вещества – алмаз (украшение) и графит (грифель карандашей). Азот N и кислород О в виде простых веществ N2 и О2 встречаются в воздухе. Элемент хлор Cl образует простое вещество Cl2 – ядовитый газ. Из хлора Cl2 получают новые вещества, например хлороводород НCl. 4. Названия химических элементов: Mn – марганец, Mg – магний, Fe – железо, P – фосфор. 5. Однобуквенных символов – 14. Это: Н –
водород, В – бор, С – углерод, N – азот, O –
кислород, 6. а) Бром; б) радон; в) аргон; г) тантал; д) уран. Урок 5 1. … химической формулой. 2. а) N2O5 – 2 и 5; б) N2O – 2 и 1; в) NO2 – 1 и 2; г) HNO3 – 1 и 3. 3. а) Н2О – «аш-два-о»; б) СО2 – «це-о-два»; в) Fe3O4 – «феррум-три-о-четыре»; г) NaHCO3 – «натрий-аш-це-о-три»; д) Ca(OH)2 – «кальций-о-аш-дважды»; е) K3PO4 – «калий-три-пэ-о-четыре». 4. а) Пиролюзит MnO2 – из атомов марганца Mn и кислорода О. б) Медный колчедан CuFeS2 – из атомов меди Cu, железа Fe и серы S. в) Гипс CaSO4 • 2H2O – из атомов кальция Са, серы S, кислорода О и водорода Н. 5. а) Вода Н2О: на 2 атома водорода Н приходится 1 атом кислорода О. б) Хлороводород НСl: на 1 атом водорода Н приходится 1 атом хлора Сl. в) Аммиак NH3: на 1 атом азота приходится 3 атома водорода Н. 6. а) В состав обоих соединений Cu2S и CuSO4 входят атомы Cu и S, кроме того, в соединении CuSO4 содержится элемент кислород. б) Два оксида железа Fe2O3 и Fe3O4 различаются числом атомов железа и кислорода. В оксиде Fe2O3 на 2 атома Fe приходится 3 атома кислорода О, а в оксиде Fe3O4 на три атома железа Fe приходится 4 атома О. Урок 6 1. Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие. Например, при нагревании порошков алюминия Al и серы S образуется новое вещество – сульфид алюминия Al2S3. 2. Уравнение химической реакции – это запись химического превращения с помощью формул соединений и символов элементов. Число атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения уравнивают с помощью коэффициентов. 3. Водород соединяется с кислородом при поджигании, образуя воду. При нагревании питьевой соды получается три вещества – кристаллическая сода, вода и углекислый газ. в) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2. Кальций реагирует с водой с образованием гидроксида кальция Са(ОН)2 и газообразного водорода. 4. Исходными веществами называют те вещества, которые превращаются. В химическом уравнении их записывают слева от знака равенства. Продукты реакции – вещества, которые получаются, их записывают справа от знака равенства. Пример. 5. а) 2Са + О2 = 2СаО; б) 2Р + 3Сl2 = 2РСl3; в) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О; г) 2Аl + 3Н2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2. 6. 7. б) МgCO3 + 2HCl = MgCl2 + H2O + СО2; в) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4. Урок 7 1. При сжигании метана на воздухе выделяется теплота, горение протекает с излучением света. Если поджечь смесь метана с кислородом (или воздухом), то она взрывается (звуковой эффект). При действии на сульфид натрия соляной кислотой выделяется сероводород – газ, обладающий запахом. Прибавление пероксида водорода к подкисленному раствору (фиолетового цвета) «марганцовки» вызывает обесцвечивание раствора. Магний при поджигании сгорает на воздухе ослепительно белым пламенем. 2. а) 2Аl + 3Сl2 = 2AlCl3, соединение; б) 2Mg + CO2 = 2MgO + C, замещение; в) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O, разложение; г) Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O, обмен. 3. а) 2Na + Cl2 = 2NaCl, соединение; б) 2AlBr3 + 3Cl2 = 2AlCl3 + 3Br2, замещение; в) Fe(NO3)3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaNO3, обмен; г) 2KNO3 = 2KNO2 + O2, разложение. 4. а) СаСО3 = СаО + СО2, разложение; б) Fe + 2НСl = FeCl2 + H2, замещение; в) Zn(NO3)2 + Na2CO3 = ZnCO3 + 2NaNO3, обмен; г) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3, соединение. 5. K2СО3 + СаСl2 = СаСО3 + 2KCl, АgNO3 + HCl = AgCl + HNO3, BaCl2 + CuSO4 = BaSO4 + CuCl2, Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + SO2, FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S, BaCO3 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + H2O + CO2. 6. 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O, Ba(OH)2 + H2CO3 = BaCO3 + 2H2O, Al(OH)3 + 3HNO3 = Al(NO3)3 + 3H2O. Урок 8 1. а) Пробирка; б) стакан; в) колба; г) воронка. 2. а) Пробирки; б) цилиндр; в) мензурка; г) стакан; д) пипетка. 3. а) Держатель; б) ложечка для сжигания веществ; в) спиртовка; г) штатив металлический с кольцом и лапкой; д) штатив пластмассовый для пробирок. 4. а) Тигель для прокаливания твердых веществ; б) тигельные щипцы для операций с горячим тиглем; в) фарфоровые ступка и пестик для растирания в порошок сыпучих веществ; г) делительная воронка для разделения несмешивающихся жидкостей; д) промывалка для получения струи воды; е) аппарат Киппа для получения газов. 5. а) Промывная склянка Тищенко – для сушки или поглощения газов; б) выпарительная чашка – для выпаривания растворов; в) эксикатор – для сушки и хранения гигроскопических веществ (неустойчивых во влажном воздухе); г) колба Вюрца – для перегонки жидкостей; д) прямой холодильник – для конденсации паров жидкости при перегонке. Урок 9 1. В состав дерева входят элементы: С, Н, О, N, Р, K, Са, Mg и др. Газы и парыR, образующиеся при сжигании дров, – СО2, N2, Н2О и др. 2. В состав золы входят элементы, оксиды которых нелетучи: Р2О5, K2О, СаО, MgO, Fe2O3, SiO2, а также сера, образующая летучий оксид SO3. 3. Состав воздуха (по объему): 78% N2, 21% О2, 0,9% Аr, другие газы < 0,1%. В реакциях горения и медленного окисления участвует кислород. 4. При прокаливании 1 кг СаСО3 масса жаровни уменьшается за счет улетучивания СО2 (440 г). Масса остатка СаО – 560 г. 5. В реакции разложения одно из образующихся веществ обычно улетучивается. Поэтому масса остатка меньше массы взятого в реакцию вещества. Например: 6. Это кислород, он присоединяется к химическим элементам горючих веществ. А берется кислород из воздуха. 7. В реакциях обмена, протекающих с образованием осадка или с выделением газа, масса раствора уменьшается (часть вещества удаляется). При изменениях окраски масса раствора остается постоянной. * Стрелка, направленная вниз (), после химической формулы вещества в правой части уравнения реакции означает, что при проведении реакции в водном растворе это вещество выпадает в осадок. |