ОМСК – ГОРОД ХИМИИУРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ Наш город является крупным центром химической отрасли промышленности. Это позволяет широко использовать краеведческий материал на уроках химии. Предлагаю вашему вниманию урок с использованием материала о химической отрасли промышленности и экологии нашего города. Урок проводится при обобщении темы «Органические вещества» в 9-м классе и основан на краеведческом материале.
Цели. Обобщение и контроль знаний по теме «Органические вещества»; систематизация знаний о родном крае через межпредметные связи курсов химии, географии, экологии, истории; развитие умений анализировать, делать выводы, логически рассуждать и применять знания на практике, составлять уравнения химических реакций, решать задачи; развитие умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке; воспитание культуры умственного труда, коммуникативных качеств личности. Урок проходит как путешествие по нескольким станциям. Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает маршрутный лист, где обозначен порядок перемещения по станциям. На каждой станции учащиеся выполняют задания и получают за правильный ответ по 1 баллу (можно – фишку с гербом города). ХОД УРОКА • Станция «Информационная» Заслушиваем короткие сообщения, заранее подготовленные учащимися по темам: «Полезные ископаемые Омской области», «Химическая отрасль промышленности в г. Омске», «Экологическая ситуация Омска». • Станция «Географическая» На физической карте Омской области обозначьте цветными карандашами крупные месторождения полезных ископаемых. • Станция «Иcторическая» Установите соответствие, в каком году основано каждое предприятие.
(Ответ. а–2, б–3, в–5, г–1, д–4, е–6.) • Станция «Технологическая» а) Известно, что при гидроочистке нефтепродуктов сернистые соединения превращаются в сероводород. Из него вырабатывают серную кислоту. Напишите уравнения соответствующих химических реакций. б) Сырьем для получения бутадиенового каучука является бутан. Он подвергается двухстадийному дегидрированию, а полученный продукт полимеризуется. Напишите уравнения соответствующих химических реакций. в) Изобразите схему первичной переработки нефти. • Станция «Экологическая» а) Перечислите основные предприятия – загрязнители окружающей среды в г. Омске. Какими веществами они загрязняют природу? б) Предложите природоохранные мероприятия, необходимые для улучшения экологической ситуации в Омске. • Станция «Расчетная» Решите задачу. За год в г. Омске образуется 165,769 тыс. т твердых бытовых отходов. Рассчитайте, сколько различных полезных веществ: а) черных металлов; б) цветных металлов; в) нефтеподобных масел – можно получить путем переработки этих отходов, если при полной утилизации 1 т отходов образуется: а) 20 кг черных металлов; б) 2 кг цветных металлов; в) 48 кг нефтеподобных масел. • Станция «Узловая» Подсчитываем количество баллов, выставляем оценки за урок. Маршрутный лист для группы 1 Станции: «Информационная» «Географическая» «Историческая»
«Технологическая» Маршрутный лист для группы 2 Станции: «Информационная» «Историческая»
«Технологическая»
«Экологическая» Маршрутный лист для группы 3 Станции: «Информационная» «Экологическая»
«Географическая»
«Расчетная» Л и т е р а т у р а Атлас Омской области. Омск, 2000; География Омской области. Учебное пособие для учащихся. Омск, 1992; Земля, на которой мы живем: природа и природопользование Омского прииртышья. Омск, 2002; Попов А.М. Химия и охрана окружающей среды в Омском регионе. Омск, 1999. А.В.РУСАКОВА,
|