химические понятия Общественный смотр знанийДидактическая цель. Создать условия для активного закрепления знаний по теме, используя систему вопросов и заданий для самостоятельной работы. Задачи. Образовательные. Обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить умения и навыки составлять химические формулы и уравнения реакций, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества, и наоборот. Развивающие. Развить умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать; развить качества ума – критичность, глубину, быстроту; развить умения учебного труда – работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; развить волевую и эмоциональную сферы – уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности. Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (ответственность, деловитость, работоспособность), творческой деятельности (активность и сообразительность, увлеченность и любознательность), готовность к жизни в семье и обществе (критичность и самокритичность, уважительность и взаимовыручка). Эпиграф к уроку. «Дорога к знанию? Ну что же, ее легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь, но меньше, меньше, меньше с каждым разом». ХОД УРОКА Учащиеся делятся на три команды. Для работы необходимы три ассистента – учащиеся 11-го класса. За каждой командой закрепляют ассистента. Далее представляют членов жюри, задача которых оценить работу класса. В состав жюри входят учитель химии и учащиеся 11-го класса. Члены жюри имеют зачетный лист для каждой команды. За каждое задание они выставляют баллы: за письменную работу – до 5 баллов, за правильный устный ответ – 1 балл. П л а н у р о к а
Ассистент 1. Химия – это наука, умеющая творить чудеса. Ассистент 2. В этом определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить главное. Ассистент 3. Химия – это наука. И, как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения. Ассистент 1. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. Ассистент 2. Секрет этой магии – знание химического ремесла. Ассистент 3. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики. Химическая разминка Устанавливается взаимосвязь между химическими понятиями и химическими законами. Через схему на доске формируется целостная система знаний по теме. Взаимосвязь между понятиями. Примерные вопросы к химической разминке 1. Определите два главных понятия темы. 2. На основе чего мы составляем химические формулы и уравнения? 3. Сформулируйте закон постоянства состава. 4. Сформулируйте закон сохранения массы веществ. С именами каких ученых связаны работы по открытию этого закона? 5. Что такое химическая формула и что она показывает? 6. Какие химические термины используют при описании уравнения реакции? 7. Что такое химическая реакция? 8. Какие типы химических реакций вам известны? (Работа с карточками на столах.) Найдите в карточках уравнения реакций четырех разных типов. Дайте определения каждому типу химической реакции. 9. Что такое валентность? 10. Приведите примеры химических элементов с постоянной и переменной валентностью. 11. Какие расчеты можно проводить по химическим формулам и химическим уравнениям? Учащиеся, которые дали правильный ответ на вопрос, получают жетоны. На жетонах они записывают свои инициалы и номер команды. По окончании разминки все ответившие сдают жетоны ассистентам. В зачетный лист команды выставляются набранные в ходе конкурса баллы. Проверочная работа по теме «Валентность» Каждую группу делят на две микрогруппы. Они получают свои задания и выполняют их на листках. Работа выполняется на скорость. После сдачи результатов членам жюри проводится самопроверка правильности написания химических формул. Примерные задания для одной группы
«Битва с драконом» Учитель предлагает классу мысленно отправиться в химическое королевство, где мирно и дружно живут химические элементы и их соединения. На королевство напал трехглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний (если решить три задачи). Перед учащимися изображена фигура дракона. На каждой из голов – условие задачи. К доске вызывается по одному представителю от команды. Они записывают решение задачи на доске, делают ее разбор и «отрубают» голову дракона. Примерные условия задач 1. Ученик должен был взять для реакции 0,5 моль серы. Он отвесил на весах 8 г серы. Правильно ли выполнено задание? 2. Какая масса кислорода потребуется для получения 360 г воды? 3. Вычислите количество вещества кислорода, прореагировавшего с медью, если образовалось 4 г оксида меди(II). Проверочная
работа по теме Каждая команда получает задание и выполняет его на листке. Решение заданий сдают членам жюри, которое организует самопроверку правильности выполнения. Примерные задания для одной группы Запишите схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций. Подчеркните в уравнениях реакций одной чертой формулы простых веществ и двумя чертами – формулы сложных веществ. 1) P + O2 P2O5; 2) HgO Hg + O2; 3) Zn + HCl ZnCl2 + H2; 4) MgO + H2SO4 … + … . Подведение итогов урока Выявление победителей. Рефлексия. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме. В.Е.АЛЕКСЕЕВА,
|