Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО

УРОК-КОНКУРС МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ • 10 класс

Девиз. «Чтобы победить – надо знать, уметь, думать».

Цели. Активизировать познавательную деятельность учащихся, создать особый эмоциональный фон для усвоения знаний, развивать у учащихся воображение и память, умения моделировать различные жизненные ситуации и отношения.

Оборудование. Склянка с сырой нефтью, стеклянный кристаллизатор, кусочки пробки, коллекция «Нефть и нефтепродукты», географическая карта, плакат «Схема трубчатой установки для непрерывной перегонки нефти».

П л а н  у р о к а

• Вступительное слово учителя химии.

• О нефти в стихах.

• Историческая справка.

• География нефтяных месторождений.

• Физические свойства нефти.

• Перегонка нефти.

• Нефть и биология океана.

• Экологические вопросы.

• Получение бензина.

• Тестовое задание.

• Просмотр презентации по теме «Нефть».

• Подведение итогов урока-конкурса.

• Заключение.

ХОД УРОКА

• Вступительное слово учителя химии

Ребята, через некоторое время после окончания учебы вы все вольетесь в трудовые коллективы. Но где бы вы ни работали, на любом предприятии, на любом производстве вы будете повышать свое мастерство, участвуя в различных конкурсах. Сегодня на уроке при изучении новой темы «Нефть – черное золото» мы проведем смотр-конкурс вас как молодых преподавателей. Перед вами выступят «учителя» литературы, истории, географии, физики, химии, биологии, экологии, автодела и информатики.

Их работу будет оценивать компетентное жюри в составе трех человек (представить их). Это учащиеся 11-го класса, победители школьной и городской олимпиады.

По ходу урока вы должны составить в своих рабочих тетрадях мини-конспекты, которые выборочно будут взяты в конце урока для проверки.

Итак, начинаем.

• О нефти в стихах

Учитель литературы.

Черная нефть струится,
Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.

Нефть – это ярость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака.

• Историческая справка

Учитель истории. В своем развитии нефтяная индустрия прошла большой путь. В 1900 г. добыча нефти во всем мире составляла около 20 млн т, через 20 лет – 27 млн т, а еще восемью годами позже – уже 190 млн т. Надежно разведанные и пригодные для добычи запасы нефти на земном шаре на конец 1974 г. оценивались в 97 млрд т. Коэффициент использования (доля (%) нефти в общем потреблении энергии) и годовая мировая потребность уже с 1960 г. сохраняют приблизительно постоянную величину около 37, которая не изменилась и до 2000 г. В 2000 г. добыли 3,6 млрд т нефти.

Нефть была известна еще в античные времена и использовалась в основном для освещения, а также как топливо. В 1854 г. путем несложной перегонки и очистки нефти стали получать керосин. В течение десятилетий керосиновая лампа была самым распространенным источником света. Керосин использовался также как растворитель и как средство для очистки поверхностей в технике и медицине.

• География нефтяных месторождений

Учитель географии. Залежи нефти находятся в недрах земли на разной глубине, где нефть заполняет свободное пространство между некоторыми породами. Если она находится под давлением газов, то поднимается по скважине на поверхность земли.

По запасам и добыче нефти бывший Советский Союз занимал 1-е место в мире (показывает месторождения по карте). На Западную Сибирь приходится около 50% всей российской добычи нефти. Другие богатые нефтью районы – Печорский бассейн, Республика Коми, Башкортостан, Татарстан.

• Физические свойства нефти

Учитель физики (демонстрирует учащимся склянку с сырой нефтью). Нефть – маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется. Поскольку нефть – смесь различных углеводородов, то у нее нет определенной температуры кипения.

• Перегонка нефти

Учитель химии (рассказывает, используя плакат). Установка для перегонки нефти состоит из печи для нагревания нефти и ректификационной колонны. В колонне нефть разделяется на фракции – отдельные смеси углеводородов с небольшими интервалами температур кипения: бензин, лигроин, керосин и т. д. В печи имеется свернутая в змеевик длинная труба.

Печь обогревается продуктами сгорания мазута или газа. В змеевик непрерывно подается нефть: там она нагревается до 320–350 °С и в виде смеси жидкости и пара поступает в ректификационную колонну. Колонна представляет собой стальной цилиндрический аппарат высотой около 40 м. Внутри она имеет несколько десятков горизонтальных перегородок с отверстиями – так называемых тарелок. Пары нефти, поступая в колонну, поднимаются вверх и проходят через отверстия в тарелках. Постепенно, охлаждаясь при своем движении вверх, они частично сжижаются.

Наименее летучие углеводороды сжижаются уже на первых тарелках, образуя газойлевую фракцию; более летучие собираются выше и образуют керосиновую фракцию; еще выше собирается лигроиновая фракция. Наиболее летучие углеводороды выходят в виде паров из колонны и после конденсации образуют бензин. Часть бензина подается обратно в колонну для «орошения», что способствует лучшему режиму работы.

После отгонки из нефти светлых продуктов остается вязкая черная жидкость – мазут. Из мазута путем дополнительной перегонки получают смазочные масла. Неперегоняющуюся часть мазута называют гудроном. Гудрон используется в строительстве и при асфальтировании дорог. (Учащиеся смотрят коллекцию.)

• Нефть и биология океана

Учитель биологии. Количество поступающей за год в Мировой океан нефти оценивается в
5–10 млн т. Подсчитано, что 200 тыс. т нефти достаточно, чтобы превратить все Балтийское море в биологическую пустыню. Нефть и нефтепродукты попадают в океан при разведке и добыче, при аварии судов и сливе балластных вод танкерами. Нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие водоема. Страдают от нефтяного загрязнения и обитатели морей и океанов: 1 л разлитой нефти загрязняет приблизительно около 40 тыс. л воды. На этом участке гибнет планктон – основной продукт питания многих водных обитателей, молодь рыб и другие водные животные. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты, часто они становятся причиной гибели морских птиц, отрицательно влияют на пищевые качества мяса морских животных.

Страдают от нефтяного загрязнения обитатели рек и морей

Страдают от нефтяного загрязнения
обитатели рек и морей

Опасную угрозу представляет нефть для птиц. В первую очередь загрязняется их оперение. Перья склеиваются и уже не могут служить тепловым изолятором. Поэтому большинство птиц, оказавшихся в районе нефтяных разливов, гибнут в холодную погоду. Нефть и ее продукты оказывают отравляющее действие на кишечник, печень, почки, селезенку; накапливаются в жире, коже и мышцах птиц. По этим причинам численность птиц резко сокращается.

(Демонстрация рисунков и фотографий.)

• Экологические вопросы

Учитель экологии. Для нефтехимического производства особенно актуальна проблема охраны окружающей среды. Добыча нефти связана с затратами энергии и возможным загрязнением окружающей среды. Сегодня на уроке мы проведем эксперимент – очистку воды от нефти.

Лабораторный опыт.
Собирание нефти с поверхности воды

В кристаллизатор с водой приливаем 1–2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпаем пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собираем с поверхности воды.

После проведения лабораторного опыта учащимся задаются вопросы.

1. Какую роль выполняет пробковая крошка?

2. Чем можно заменить пробковую крошку?

3. Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

• Получение бензина

Учитель автодела. Процесс разложения углеводородов нефти на более летучие вещества называют крекингом. Крекинг используют для повышения выхода бензина из нефти и улучшения его качества. Схема крекинга:

Крекинг бывает двух видов: каталитический и термический.

В настоящее время наиболее распространен каталитический крекинг. Он проводится при той же температуре (450–500 °С), что и термический крекинг, но проходит с большей скоростью и позволяет получать бензин более высокого качества. Изомеризация влияет на качество образующегося бензина, т.к. наличие разветвленных углеводородов сильно повышает его октановое число. Детонационную стойкость углеводородов и их смесей (бензин) количественно характеризуют октановым числом. Чем больше это число, тем выше стойкость к детонации.

Бензин для автомобилей имеет октановое число меньше 100, например А-72, А-96. Для авиационных двигателей применяют бензин с более высоким октановым числом, например Б-120.

• Тестовое задание

У Ивана Петровича есть машина. При эксплуатации двигателя содержание угарного газа СО и оксида углерода(IV) СО2 в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил: а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор; б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно; в) всего-то в три раза больше нормы, буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.

Какое правильное решение должен принять Иван Петрович? Почему?

• Учитель информатики с помощью компьютера и проектора показывает на экране заранее подготовленную презентацию по теме «Нефть».

• Подведение итогов урока-конкурса

Пока жюри подводит итоги, учащиеся слушают «Гимн химии».

Гимн химии

(на мотив песни «Что такое осень?»)

Что такое химия, приятель?
Формулы, химические знаки,
Применение, свойства и строение, при этом.
У веществ свойств много самых разных.
«Что такое химия?» – спросил ты.
Я на это так тебе отвечу:
«Это – все предметы, вместе взятые, конечно,
И эксперимент еще в придачу».

Статья подготовлена при поддержке дисконтной системы «Турскидки.Ru». После тяжелого рабочего сезона организму требуется отдых. Хорошим местом для отдыха станет поездка на море. На сайте расположенном по адресу www.TourSkidki.Ru, вы сможете, не вставая с вашего кресла, приобрести путевки на Бали со скидкой и по выгодной цене. Дисконтная система «Турскидки.Ru» работает с 1992 года и уже зарекомендовала себя как надежный помощник в вопросах организации туров за границу.

Жюри объявляет победителей конкурса, занявших 1-е, 2-е и 3-е места.

• Заключение

Учитель химии. Наш смотр-конкурс я хочу закончить прекрасными строками из стихотворения Эдуарда Асадова «Творите биографии свои»:

«Еще вчера, буквально же вчера,
Вы мяч гоняли где-нибудь на даче,
А вот сейчас судьбу решать пора
И надо пробиваться в мастера,
Во всяком деле только в мастера,
Такое время, что нельзя иначе…

Пусть будут весны, будут соловьи,
Любите милых горячо и свято,
Но все же в труд
Идите как в бои.
Творите биографии свои,
Не упускайте времени, ребята!»

З.Х.ХАЙДАРОВА,
учитель химии школы № 13
(г. Магнитогорск, Челябинская обл.)

Рейтинг@Mail.ru