Волшебный конвертОткрытый урок по теме «Химическая связь»Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, особенно на начальных этапах изучения химии, помогают развитию познавательного интереса к предмету, снимают психологические моменты (трудность восприятия, сложность предмета), помогают вовлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок с необычным названием «Волшебный конверт» (детективная история). В основу положен игровой момент – «подслушанный ночной разговор известных детских киногероев Колобков», который и обыгрывается потом на уроке. Необходимо создать соответствующий настрой – музыкальное сопровождение беседы Колобков (монтаж из фильмов), портреты Колобков, спрятанные по кабинету «следы» и т.д. Цели. Продолжить знакомство учащихся с типами химической связи, познакомить с ковалентной химической связью и ее видом – неполярной связью, научить записывать схемы образования ковалентной неполярной связи; сформировать понятие о кратности связи, формировать умения выделять главное и делать выводы, стимулировать познавательную активность учащихся, интерес к предмету. Оборудование. Периодическая система химических элементов, магнитофон, «следы Колобков», карточки с заданиями. ХОД УРОКА Актуализирующее началоУчитель. Случилось это вчера вечером. Было уже совсем поздно, на улице темно и неуютно. Дома все заснули, а я все готовлюсь к урокам. Устало опускаю голову и почти засыпаю. В короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу чьи-то голоса. Наверное, галлюцинации. Нет, снова. Голоса все громче и громче, спорят. Прислушиваюсь и узнаю их – да это же Колобки! История очень интересная. Слушаю, удивляюсь, ухмыляюсь. Просыпаюсь, смотрю в окно и все забываю. Решаю, что это галлюцинации. Прихожу в школу, открываю кабинет и вижу их портреты и записку. Прочитаем?
Анализ знаний учащихсяУчащиеся у доски, используя «следы Колобков», составляют электронные и молекулярные формулы заданных веществ – фторида лития, хлорида кальция и оксида алюминия – с подробными комментариями. Задание следа дифференцированно и рассчитано на разные классы. Обязательно написание молекулярной формулы, а электронную формулу пишут только в сильном классе.
Задание. Расположите следы по порядку и прочитайте слово. • Какая связь существует между полученным словом и отгаданными нами веществами? • Какой тип связи во всех этих веществах? • Что такое ион? • Какие силы лежат в основе притяжения ионов? • Как образуются ионы? • Как образуются положительно заряженные и отрицательно заряженные ионы? • Дайте определение ионной связи. Изучение нового материалаУчитель. Ой, что это? Еще одна записка? И как мы ее раньше не заметили? Прочитаем.
Вниманию учащихся предлагается макет дома, квартиры в котором занимают картинки с изображением близнецов. Учащиеся читают задания на картинках и отгадывают загадки. После этого они выполняют другие задания, предложенные в записке, с подробными комментариями. Картинки-загадки
Учитель подробно объясняет механизм образования ковалентной связи, говорит о ее кратности, длине. Рассматривает электронные и структурные формулы веществ. Учащиеся записывают основные положения в тетради. Связь, образующаяся за счет обобществления электронов (образования общих электронных пар), называется ковалентной связью. Ковалентная неполярная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами одного и того же элемента-неметалла. Закрепление знанийЗадание. Укажите тип химической связи. Вариант I. NaCl, MgCl2, Cl2. Вариант II. KCl, CaO, Br2. Учитель. Вот такая история приключилась с нами. А вот Колобкам спасибо! Ведь именно они помогли мне объяснить новый материал. Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 10. И.А.ПОЛУЭКТОВА,
|