Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2007

ГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ХИМИКОВ

НИКОЛАЙ ЛЕОНИДОВИЧ ГЛИНКА

К 125-летию со дня рождения

Н.Л.Глинка (1882–1965)
Н.Л.Глинка
(1882–1965)

Николай Леонидович Глинка – один из известнейших во второй половине XX столетия представителей древнейшего дворянства России – родился 7 (20) мая 1882 г. в сельце Ковширы Поречского уезда Смоленской губернии (ныне Демидовский район Смоленской области). За год перед этим отец – подпоручик Леонид Алексеевич Глинка, богатый помещик и видный земский деятель, – вынужден был продать свое красивейшее имение – село Слободу – Н.М.Пржевальскому.

В 1893 г. Николая Глинку определили в первый класс Смоленской Александровской гимназии. Верный воспитанник лучшего ее преподавателя Б.А.Герна поступил в 1900 г. на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Вскоре он повторил судьбу старшего брата Владимира: в мае 1902 г. за участие в политическом выступлении студентов Николай был арестован, исключен из университета, три месяца пробыл в тюрьме. Продолжение образования состоялось в Геттингенском университете, где три года он занимался химией и смежными дисциплинами, выпущен кандидатом химии.

В революционный 1905 г. Николай Глинка вернулся на родину. В 1908 г. он окончил Московский университет с дипломом I степени и был оставлен при кафедре химии. В 1910 г. Глинка перевел с немецкого практикум профессора Кневенагеля (23 печатных листа), изданный в 1911 г. под названием «Руководство к практическим занятиям по количественному анализу и неорганической химии». Научные исследования он вел совместно с выдающимся химиком-органиком Н.Д.Зелинским. Наиболее значительное из них обобщено в статье «О восстановительно-окислительном катализе» (ЖРФХО, часть химическая, 1911, т. 43, с. 1084–1091). Открытая соавторами реакция известна в химической литературе как реакция Зелинского.

В 1911 г. в судьбе Глинки произошел очередной поворот. Реакционная политика министра просвещения Л.А.Кассо вызвала отставку трети преподавателей Московского университета. Вслед за Зелинским покинул лабораторию и Глинка. Начался его двенадцатилетний период тесного общения с детьми. С 1912 г. он преподавал физику и химию в Подольском (Московской губернии) реальном училище, организовал химическую лабораторию, ввел практические занятия, что было большим новаторством в школьном деле. С 1918 по 1924 г. работал в школе I и II ступеней, образованной из училища, стал ее заведующим. Одновременно он читал лекции по физике и химии на курсах учителей, рабочих, в секциях инженеров, врачей и др. Благодаря этому он приобрел неоценимый методический опыт вариативного, доступного, доказательного изложения основ этих наук.

В 1924 г. Наркомпрос перевел опытнейшего специалиста Глинку в Москву, где до 1929 г. он вел эти же предметы на различных рабфаках. Общаясь со слабо подготовленными слушателями, Глинка невольно стал уделять много времени методической и литературной работе. Его пригласили в химическую секцию УМСа Наркомпроса.

С 1929 по 1964 г. Глинка преподавал общую и аналитическую химию одновременно в нескольких вузах Москвы – сначала в должности доцента, а с 1930 г. в должности профессора, заведующего кафедрами химии. Кафедрой общей и неорганической химии Всесоюзного заочного политехнического института Глинка заведовал до конца жизни. В 1935 г. он был утвержден в ученом звании профессора. Став работником высшей школы, Глинка создал много методических документов по заочному образованию, написал учебник «Неорганическая химия» для сельскохозяйственных техникумов, переработал его в учебник для вузов, который выдержал с этим названием пять изданий.

7 июня 1947 г. Глинка защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. В ней он обосновал содержание и построение учебника «Общая химия для нехимических вузов», уделил внимание принципам историзма, наглядности, связи с современностью, стилю и оформлению учебника. Конкретной иллюстрацией идей диссертанта служило третье издание его книги «Неорганическая химия». Это была первая в истории России докторская диссертация по методике преподавания химии. Глинка стал вторым доктором педагогических наук по данной дисциплине. Первым был тоже смолянин, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена В.Н.Верховский, получивший степень доктора без защиты диссертации.

В 1947 г. в дополнение к своему учебнику Николай Леонидович написал пособие «Задачи и упражнения по общей химии».

Учебник с названием «Общая химия» появился в 1951 г. и к 1960 г. выдержал 10 изданий, задачник с 1948 по 1959 г. – 11. При переизданиях автор сохранял структуру своих книг, совершенствовал содержание. В разные годы две главные книги Глинки были переведены на языки народов СССР, а также народов Европы, Азии, Африки. Общий их тираж превысил к моменту смерти Николая Леонидовича 5 млн экземпляров. Такого огромного успеха в своей творческой жизни удается достигнуть не каждому ученому. Неустанный труд, эрудиция, огромнейший педагогический опыт, талант позволили Глинке создать превосходный в методическом отношении учебник, моментально ставший популярным среди студентов, преподавателей, школьников и любителей химии. Учебник и задачник профессора Глинки издавались до конца XX в. большими тиражами в осовремененном преподавателями ЛГПИ виде.

В 1957 г. Глинке было присвоено звание заслуженного деятеля науки. Он отметил награждение составлением и изданием в том же году «Практикума по общей химии студентов всех факультетов Всесоюзного заочного политехнического института».

Н.Л.Глинка, книги которого в течение десятилетий определяли уровень химического образования в нехимических вузах и химических техникумах нашей страны, умер 22 сентября 1965 г. в Москве после непродолжительной и тяжелой болезни. В некрологе, помещенном в «Учительской газете», отмечалось: «В его лице советская педагогическая и научная общественность потеряла выдающегося педагога. От нас ушел не только крупнейший методист и ученый, но и отзывчивый, чуткий и обаятельный человек! За свою скромность и широту разносторонних научных интересов он пользовался всеобщим уважением».

Литература

Автобиография заслуженного деятеля науки, доктора педагогических наук, профессора Н.Л.Глинки. СОМ 14671/1;
Анисимова Т.В., Грученко Г.И. Николай Леонидович Глинка. Этюды по методике естествознания (выпуск семнадцатый). СПб.: РАО ИОСО, ООО «Академпринт», 2000, с. 5–10;
Бобров А. Живая и мертвая вода. Советская Россия, 2004, 27 июля; Глинка Николай Леонидович. Ученые-химики Смоленщины. Учебное пособие. Смоленск: СГПИ, 1996, с. 43–47;
Глинка Владимир Леонидович. Смоленская область. Энциклопедия. Смоленск: СГПУ, 2001, т. 1,
с. 56–57;
Глинка Николай Леонидович. Смоленская область. Энциклопедия. Смоленск: СГПУ, 2001, т. 1. с. 58; Н.Л.Глинка (некролог). Учительская газета, 1965, 23 сентября;
Зелинский Н.Д., Глинка Н.Л. О восстановительно-окислительном катализе. Зелинский Н.Д. Собрание трудов. М.: Изд-во АН СССР, 1960, т. 3. с. 329–334; Хроника. Химия в школе, 1951, № 2, с. 77.

Г.И.ГРУЧЕНКО, доцент,
Т.В.АНИСИМОВА, доцент
Смоленского государственного университета

Рейтинг@Mail.ru