Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2007

НЕМНОГО ОБО ВСЕМ, ИЛИ ВСЕ О НЕМНОГОМ

Знаете ли вы химию?

Продолжение. Начало см. в № 06, 07/2007

О галогенах

Знаете ли вы, что:

1) …хлор с натрием образует очень прочное соединение и весьма распространенное вещество; если собрать всю поваренную соль из морской воды, то Европу можно было бы покрыть сплошным слоем соли толщиной около 5 км;

2) …несмотря на большую распространенность поваренной соли в природе, ее высоко ценят; раньше соль меняли на людей, на драгоценности: известны случаи, когда за горсть соли давали двух невольников и золото;

3) …человек в год употребляет около 7 кг поваренной соли;

4) …мировая добыча поваренной соли в год около 25–30 млн т, причем около 60% используется как продовольственный продукт;

5) …отсутствие поваренной соли в пищевых продуктах вызывает заболевание и переносится тяжелее отсутствия хлеба или полного голодания;

6) …отсутствие йода в питьевой воде и в пищевых продуктах вызывает у человека развитие болезни, которая получила название «зоб»; он вызывается нарушением функции щитовидной железы, ткани которой разрастаются и образуют большую опухоль (вздутие) на шее;

7) ...при ничтожной добавке йода к кормовому рациону у коров увеличивается удой молока, а у овец быстрее растет шерсть; йод повышает урожайность сельскохозяйственных культур;

8) …мировая добыча йода ежегодно составляет около 1 тыс. т, а брома – несколько тысяч;

9) ...фтор является самым сильным окислителем, в его атмосфере воспламеняются фосфор, кремний, сера.

Об азоте и фосфоре

Знаете ли вы, что:

1) …100 кг связанного азота могут восстановить клубеньковые бактерии на 1 га поля, засеянного бобовыми растениями;

2) ...чилийская селитра, привезенная на пароходе в 1825 г. из Южной Америки в Гамбург, после длительного выжидания не нашла покупателей и была выброшена в море;

3) ...средняя потребность человека в азоте определяется в 13–16 г в сутки;

4) ...азотную кислоту описал арабский химик Джабир ибн Хайян (Гебер) в VIII в. в труде «Ямщик мудрости».

Об углероде

Знаете ли вы, что:

1) …углерод считается царем живой природы, хотя в земной коре его находится только ~0,5% по массе;

2) ...земля «дышит», как живой организм: она поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ;

3) ...один из самых крупных алмазов «Куллинан» весом около 620 г был найден в 1905 г.;

4) …мировая добыча алмазов в 1938 г. составляла 2,4 т, а общая добыча алмазов с древнейших времен – около 80 т;

5) ...вся современная техника работает на основе угля и его соединений;

6) ...у нас в Сибири найдены россыпи алмазов.

О кремнии

Знаете ли вы, что:

1) …кремний считается царем мертвой природы, т.к. без кремния почти нет горных пород;

2) ...применение кремния в быту характеризует эпоху каменного века;

3) ...разновидности оксида кремния применяются как полудрагоценные камни (аметист, яшма, халцедон);

4) ...кристалл горного хрусталя был найден на Урале весом 0,5 т, а на Мадагаскаре – кристалл горного хрусталя весом 1,5 т; из одного кристалла горного хрусталя сделан самовар, который хранится в Московской оружейной палате;

5) ...стекловарение с использованием кремнезема известно было за три века до н.э.; в России первый стекольный завод начал производить стекла в 1635 г.;

6) …«Полтавская баталия», сделанная М.В.Ломоносовым из цветного стекла (мозаика), – русского производства: стекло в то время начали изготовлять по рецептам М.В.Ломоносова;

7) …благодаря соединениям кремния человеку удалось познать микромир (микроскопы) и макромир (телескопы), а также изготовить фото-, киноаппараты и другие оптические приборы;

8) …ткани можно изготовить из стеклянных нитей, которые в 20 раз тоньше человеческого волоса, причем «стеклянные» ткани хорошо окрашиваются в различные цвета и не линяют.

О строении атома

1) …протоны и электроны осуществляют движение и изменение;

2) …электрон – источник тепла, света, электроэнергии, цветов радуги, осуществляет химические реакции;

3) ...электрон был обнаружен У.Круксом в 1879 г. в виде катодных лучей, изучен подробно Дж.Дж.Томсоном в конце XIX в.;

4) ...атомное ядро содержит 99,9% всей массы атома;

5) ...если ядро атома увеличить до размеров типографской точки (0,33 мм в диаметре), то электрон будет удален от своего ядра почти на 5 м, а если это ядро пропорционально увеличить до размеров яблока (7 см в диаметре), то электрон будет удален от ядра на расстояние ~1 км;

6) ...1 г урана может дать при полном распаде 200 биллионов калорий теплоты, количество которой можно получить из 1500 т хорошего угля или 1700 т бензина; это количество энергии может обеспечить 15 тыс. 60-ваттных электролампочек в течение одних суток;

7) …для получения 1 г радия нужно переработать 500 т руды, 500 т реактивов, 1000 т угля, 10 000 т воды и в течение месяца должны работать сотни рабочих и химиков;

8) …1 г радия дает 200 млрд кал теплоты – этим количеством энергии можно нагреть от 0 до 100 °С 2000 т воды;

9) ...каждый грамм радия дает в 1 ч 135 ккал теплоты, а если учесть всю энергию, которую может дать весь радий, находящийся в земной коре, то на каждую тонну литосферы придется в год 8 ккал теплоты; энергия, которая получается за счет радиоактивного распада, регулирует температуру на Земле;

10) …рубидий и калий – радиоактивные элементы и при бета-распаде переходят: рубидий – в стронций, калий – в кальций; поскольку период полураспада очень велик, то практически радиоактивность указанных элементов не замечается; на основании этого можно допустить, что и все остальные элементы радиоактивны; допускается мысль, что на одних небесных телах происходит распад атомов до элементарных частиц – «смерть» элементов, а на других – их «рождение», т.е. синтез из элементарных частиц сложных атомов химических элементов.

О периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева

Знаете ли вы, что:

1) ...классификацией химических элементов занимался Дж.Дальтон, о чем изложено в его труде «Новая система химической философии»;

2) …классификацией химических элементов занимался И.В.Деберейнер (1829), У.Олдинг (1857), Дж.А.Р.Ньюлендс (1863), Л.Ю.Мейер (1864), но периодический закон они не открыли;

3) ...первое сообщение о новой системе элементов за отсутствовавшего из-за болезни Д.И.Менделеева сделал Н.А.Меншуткин на заседании Русского химического общества в марте 1869 г.;

4) ...Д.И.Менделеев в 1887 г. один на аэростате поднялся выше облаков наблюдать солнечное затмение, а приземлился далеко в другой губернии в поле, и суеверные люди, сбежавшиеся из ближайших деревень, считали, что это спустился на землю Бог;

5) ...периодическая система в настоящее время так укрепилась, что ее используют не только химики, но и философы, геологи, астрономы, физики.

О металлах

Знаете ли вы, что:

1) …натрий и калий получил электролизом солей Г.Э.Дэви в 1807 г., первый был назван «содий», второй – «потассий», отсюда названия угольных солей этих металлов: сода и поташ.

2) …минерал карналлит (двойная соль хлорида магния и хлорида калия), добываемый в Германии, свое название получил от имени немецкого геолога Р.Карналя, который открыл его в 1851 г.;

3) …в человеческом организме содержится около 80 г железа, 150 г натрия, 1000 г кальция и 60 г магния;

4) ...суточная потребность человека в кальции составляет 0,7–1,1 г;

5) …1 т навоза содержит около 3 кг карбоната кальция;

6) …1 т навоза содержит около 6 кг оксида калия, а 1 т древесной золы – в 15 раз больше;

7) …мировая добыча чистого металлического натрия составляет около 50 тыс. т; если принять грузоподъемность вагона за 50 т, то это составит тысячу вагонов;

8) …алюминиевые квасцы применяются для пропитывания писчей бумаги для того, чтобы на бумаге не расплывались чернила;

9) …сталь умели изготовлять в Древнем Египте, доказательством этого служит стальное долото, которое было найдено в каменной кладке пирамиды Хуфу, построенной за 2900 лет до н.э.;