Вода – самое обыкновенное
|
Характеристика вещества |
Физические свойства воды |
---|---|
Агрегатное состояние | а) Жидкая (вода); б) твердая (лед); в) газообразная (пар) |
Вкус | Без вкуса |
Цвет | Без цвета |
Запах | Без запаха |
Температура кипения | 100 °С |
Температура замерзания | 0 °С |
Я расскажу вам сказку о воде. Самые важные сведения о воде запишем в тетрадь.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была добрая фея Химия, а с ней – вещества: простые и сложные, твердые, жидкие и газообразные, активные, малоактивные и неактивные. Жили они дружно, весело, но иногда ссорились, выясняли отношения, действовали друг на друга, взаимодействовали.
Повстречались однажды водород с кислородом, и говорит водород: «Давай с тобой объединимся, будет жить нам легче».
«Нет, – отвечает кислород, – не буду я с тобой объединяться, я тебя больше, тяжелее и сильнее».
Ребята, почему кислород так считает? (Заполняем таблицу.)
Водород | Kислород |
---|---|
Mr(H2) = 1•2 = 2; валентность – I |
Mr(O2) = 16•2 = 32; валентность – II |
«Давай объединимся, – просит водород. – Я дам на объединение целых два атома, а ты только один, и увидишь, какое чудесное вещество получится. Его формула будет H2O». Kислород согласился.
И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить:
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – водица!
Шествует, как королева,
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда,
Помни – звать ее …(Вода.)
Задание. Написать в тетрадях уравнение реакции получения воды. Определить тип химической реакции.
Полюбила воду фея Химия и решила познакомить ее со своим царством. Первое владение, которое они посетили, было владение солей. Соли как прослышали, что есть чудесное вещество вода, так и заволновались, особенно поваренная соль. Соль хлорид натрия считала себя красавицей и любила спрашивать у зеркальца: «Свет мой, зеркальце, скажи и всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех красивей и белее?» А ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет, но водица всех милее, всех прозрачней и важнее». Так узнала соль, что вода ее важнее.
«Ну что в ней хорошего? – спрашивает поваренная соль у зеркальца. – И без цвета она, и без запаха, и даже без вкуса. То ли дело я, да никакого сравнения нет!»
И вдруг она увидела воду. Все ближе и ближе к ней подходит, хочет рядом встать, чтоб все сравнили их. «Не подходи, соль, к воде! Не прикасайся, исчезнешь!» – кричит ей фея Химия. «Еще чего!» – возмутилась соль и прикоснулась к воде.
Что же произошло с солью?
Лабораторный опыт.
Растворение солей в воде и выпаривание раствора
соли
Оборудование и реактивы. Два химических стакана с водой, стеклянная палочка для перемешивания, сухое горючее, спички, предметное стекло; пробиркодержатель, пипетка; соли – медный купорос и поваренная соль.
Ход работы
1. Поместить в один стакан с водой несколько кристаллов медного купороса. Размешать содержимое стеклянной палочкой.
2. В другой стакан с водой поместить несколько кристаллов поваренной соли. Размешать содержимое стеклянной палочкой.
3. Обсудить в паре вопросы для самостоятельных выводов.
а) Что произошло с кристаллами соли?
б) Kакое явление (физическое или химическое) произошло с солью?
в) Сделать вывод по этому свойству воды.
4. Закрепить предметное стекло в пробиркодержателе.
5. С помощью пипетки нанести на предметное стекло несколько капель раствора соли медного купороса.
6. Нагреть стекло пламенем сухого горючего до полного испарения воды.
7. Обсудить в паре вопросы для самостоятельных выводов.
а) Что произошло с водой?
б) Kуда она исчезла?
в) Образовалось ли новое вещество?
г) Сделать вывод по свойству воды испаряться.
1-й в ы в о д. Вода – хороший растворитель.
Вода способна растворять многие вещества. Есть такая поговорка «И капля камень точит».
Kакие еще поговорки и пословицы о воде вы знаете?
2-й в ы в о д. Вода – летучая жидкость.
«Kак прекрасно я умею летать», – подумала вода, но вдруг ударилась о холодное стекло, и она снова превратилась… (в капельки воды).
Вода – тихая, спокойная, величественная – продолжала свое путешествие по царству Химии.
Внимание! Владения активных металлов – лития, натрия и калия. Они живут в замке с нефтепродуктами и не выходят из него. Веселые, озорные, эти металлы часто нарушают дисциплину. «Подошла вода к замку», – сообщает литий. «Ну и что, я могу поджечь корабль и на воде», – говорит натрий.
Демонстрационный опыт. Возгорание бумажного кораблика с кусочком натрия, помещенного в чашку с водой.
«Ах, что наделал натрий! – сказала фея Химия. – Он поджег корабль. Раствори его, вода!» Вода всесильна, она растворила металлический натрий.
«Выдели меня из воды! – запищал натрий. – Помоги мне, фея Химия!» Но ничего сделать было уже нельзя. Почему?
3-й в ы в о д. Вода взаимодействует с активными металлами.
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец! Спасибо всем, кто помог ее рассказать, а сейчас проверим, что вы усвоили.
Проверь свои знания (парная работа)
1-я игра «Рассыпанное уравнение». Из карточек на столе составить химическое уравнение реакции получения воды.
2-я игра «Kрестики-нолики». Соединить прямой линией вещества, которые растворяются в воде.
Уксус | Древесина | Kислород |
Медь | Медный купорос | Поваренная соль |
Сахар | Песок | Серебро |
3-я игра «Удивительная цифра». Обвести верные ответы кружком.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 |
1. Формула воды – H2O.
2. Относительная молекулярная масса воды равна 18.
3. Тип химической реакции образования воды из простых веществ – реакция соединения.
4. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.
5. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.
6. Вода – хороший растворитель.
7. Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо выпарить.
8. Вода – летучая жидкость.
9. Вода взаимодействует с активными металлами.
10. В воде растворяется железный гвоздь.
11. Вода имеет вкус и запах.
12. Вода не имеет вкуса и запаха.
13. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
14. Процесс растворения – это физическое явление.
15. Взаимодействие активного металла натрия с водой – это химическое явление.
Домашнее задание. Сочинить произведение о воде (стихотворение, сказку, рассказ).