Игровая форма обучения химии
|
Есть на свете наука, без которой сегодня
невозможно воплотить в жизнь самые
фантастические проекты и сказочные мечтания. Это
– химия. Чтобы овладеть языком химической науки,
недостаточно материала одного учебника.
Основная задача, стоящая перед учителями химии,
заключается в том, чтобы разглядеть и на
качественно новом уровне объяснить химические
явления, происходящие вокруг нас. Введение новых программ по химии требует от учителя совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса, использование их в оптимальном сочетании. Эта задача может быть решена через усиление обучающей работы на уроке, планомерно и активно организованной. Учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке. Часто бывает, что при изучении сложного или объемного материала учащиеся рассеянны и никак не могут сосредоточиться на уроке. В таких случаях необходимо организовать какую-либо интересную игру. Это поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале. Игровая ситуация способствует вовлечению детей в увлекательную деятельность, содержащую изучаемые знания, умения и навыки. Игровая ситуация порождает в детях разнообразные эмоционально-психические состояния переживания, углубляющие познание. Такая учебная работа снимает напряжение и усталость при изучении любых предметов учебного цикла. Элементы игры (разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д.) можно вводить в любые формы обучения. Игровая форма является наиболее эффективным видом деятельности при обучении химии. Но это не означает, что все уроки химии должны быть в виде игры. Игровую форму можно применять при закреплении материала и проверке домашнего задания. |
Правила игры. Ученикам раздают карточки. На каждой карточке написан один вопрос и один ответ (на другой вопрос). Начинает игру учитель, зачитывая вопрос. Ученик, у которого на карточке есть ответ на вопрос учителя, поднимает руку и говорит ответ. Если ответ правильный, то ученик читает свой вопрос и т.д.
В о п р о с. Назовите вещество, которое одновременно и оксид, и гидрид.
О т в е т. Вода.
В о п р о с. Наука о веществах, их свойствах и превращениях.
О т в е т. Химия.
В о п р о с. Кислота, содержащая в своем составе атом серы в степени окисления +6.
О т в е т. Серная кислота.
В о п р о с. Название солей угольной кислоты.
О т в е т. Карбонаты.
В о п р о с. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
О т в е т. Кислоты.
В о п р о с. Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента.
О т в е т. Простые вещества.
В о п р о с. Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от одного до трех электронов.
О т в е т. Металлы.
В о п р о с. Химическая связь между ионами металлов и неметаллов.
О т в е т. Ионная связь.
В о п р о с. Мельчайшая положительно заряженная частица.
О т в е т. Протон.
В о п р о с. Связь между атомами одного химического элемента-неметалла.
О т в е т. Ковалентная неполярная связь.
Вывод. Использование игровых форм обучения на уроке химии повышает интерес учащихся к изучаемому предмету. Эффективность таких форм обучения наиболее четко проявляется у учащихся 8–9-х классов.