Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Курс по выбору
для предпрофильной подготовки • 9 класс

Пояснительная записка

Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – ухудшение качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Рост загрязнения среды проявляется наглядно и вызывает критику. K сожалению, такая критика часто бывает мало аргументированной. Часто основные претензии населения обращены к химии.

В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды. Например, многие катастрофы сопровождаются неконтролируемым распространением химических соединений технического и биологического происхождения. Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

В списке учебных предметов, формирующих экологическое мировоззрение, химия занимает первое место. Одним из путей реализации школьного экологического образования является программа предпрофильного курса «Химия и экология».

Цель курса. Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.

Задачи курса. Показать положительную роль химии в решении проблемы охраны окружающей среды; воспитывать бережное отношение к природе; познакомить с методами охраны окружающей среды; формировать умения и навыки работы с различными источниками информации; изучить химические реакции, лежащие в основе очистки газообразных выбросов и сточных вод; развивать творческое, экологически направленное мышление.

Главным содержанием курса является естественно-научная исследовательская деятельность, позволяющая максимально приблизить обучение к жизни. Ничто так не пробуждает способности человека, как возможность его непосредственного влияния на окружающую природу. Без применения в жизни никакое знание не имеет цены и не дает ожидаемых результатов. В экологическом образовании школьников это особенно важно, т.к. основным критерием сформированности экологического мышления является способность личности к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения природного окружения. Основой таких действий является умение анализировать экологические ситуации, принимать по ним решения, моделировать «отклик» природной среды на природозащитное мероприятие.

Особенностью курса является то, что он позволяет организовать деятельность учащихся в рамках таких, нетрадиционных методов, как экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование и др. Данная программа рассчитана на 16 ч.

Учебно-тематический план

Тема

Kоличество часов

Лекции

Практические работы

1. Хемофобия и реалии жизни

2. Химическое загрязнение и его виды

3. Экология жилища и здоровье человека

4. Проект «Химия и охрана окружающей среды» (ролевая игра)

1

3

1

8

2

1

Содержание программы

Тема 1. Хемофобия и реалии жизни

Истинная причина возникновения экологической проблемы и пути ее решения.

Тема 2. Химическое загрязнение и его виды

1. Загрязнение атмосферы:

а) основные источники загрязнения воздуха;

б) химическая формула загрязнителя;

в) вызываемый эффект – кислотные осадки, парниковый эффект, фотохимический смог;

г) механизм воздействия на экосистемы, организм человека и материалы;

д) способы предотвращения попадания в окружающую среду;

е) анализ загрязненности воздуха г. Волгодонска и Ростовской области; обзор журнала «Экологический вестник».

Практическая работа № 1 (два варианта в зависимости от времени года, условий проведения).

В а р и а н т  I. «Kак очистить воздух в классе? Приемы поддержания чистоты воздуха в закрытом помещении».

В а р и а н т  II. «Изучение загрязненности воздуха по химическому анализу снега (пробы снега: у автомобильной трассы, ТЭЦ)».

2. Загрязнение природных вод:

а) физическое;

б) биологическое;

в) химическое: неорганическое и органическое;

г) современные способы очистки воды от органических и минеральных загрязнителей;

д) экономия воды;

е) использование безотходных технологий с замкнутой системой водоснабжения;

ж) современное экологическое состояние реки Дон, гидробиологический, гидрохимический и эколого-токсилогический мониторинги; изучение материалов «Экологического вестника»; перспективы развития реки Дон (экологическое прогнозирование).

Практическая работа № 2. «Химический анализ проб воды из реки Дон: качественное определение солевого состава, оценка пригодности для питья».

Практическая работа № 3. «Kак очистить воду в домашних условиях» (экологическое моделирование, конструирование).

Практическая работа № 4. «Очистка берега реки Дон. Интервьюирование жителей с целью выявления их отношения к загрязнению, разъяснительная работа с населением».

3. Загрязнение почв:

а) загрязнение почв тяжелыми металлами (источники, последствия, защита);

б) влияние кислотных дождей;

в) накопление в почве пестицидов, альтернативные способы борьбы с вредителями (экологическое прогнозирование);

г) проблема свалок и пути ее решения;

д) промышленные, твердые бытовые отходы и методы их переработки (экологическое прогнозирование, моделирование, конструирование).

Практическая работа № 5. «Определение кислотности почв. Способы ее уменьшения».

Практическая работа № 6. «Влияние ионов тяжелых металлов (Zn2+, Cu2+) на растения».

4. Влияние человека на растительный и животный мир:

а) радиоактивное загрязнение биосферы;

б) экологические проблемы биосферы.

Практическая работа № 7. «Определение наличия свинца в растительности, произрастающей у трассы Волгодонск–Ростов».

Практическая работа № 8. «Озеленение школьного участка, классов».

Тема 3. Экология жилища и здоровье человека

Экологически опасные вещества и факторы их воздействия на организм человека.

Kак улучшить экологическую обстановку в вашем доме?

а) Строительные и отделочные материалы;

б) клей и краски;

в) мебель и консерванты древесины;

г) текстильные изделия;

д) косметика и парфюмерия;

е) моющие и чистящие средства;

ж) упаковочные материалы.

Практическая работа № 9. «Домашняя пыль. Kак с ней бороться?»

Практическая работа № 10. «Экологическое моделирование. Разработка проекта экологически безопасного жилища».

Тема 4. Проект «Химия и охрана окружающей среды» (ролевая игра)

Форма презентации – выступление перед учащимися 9-х классов. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.

Л и т е р а т у р а

Сажнева Т.В. Экологическая оценка окружающей среды. Практикум. РО ИПK и ПРО, 1997; Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды. Химия в школе, 2001, № 7;
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов.
М.: Просвещение, 1988;
Kриксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. М.: Дрофа, 1995;
Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993;
Дубов Д.П. Экология жилища и здоровья человека. Уфа: Слово, 1995;
Енгелфрид Ю., Малхолл Д., Плетенева Т.В. Kак защитить себя от опасных веществ в быту. Под ред. М.Браунгарта и Л.А.Алексеевой. М.: Изд-во МГУ, 1994.

И.Н.ОРЛОВА,
учитель химии
Романовской средней школы
(ст. Романовская, Ростовская обл.)

Рейтинг@Mail.ru